«Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка по математике

Кравченко Татьяна Викторовна

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Логическое мышление  -    ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, он может использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.12 КБ
Файл 2.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

№ 12 «СКАЗКА» КАМЕНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад на педагогическом совещании

 «Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста».

        

Воспитатель высшей квалификационной

категории Кравченко Т.В.

 

        х. Старая Станица

         ноябрь 2019

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Логическое мышление  -    ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, он может использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Нетрадиционные средства – это задачи, алгоритм решения которых неизвестен (Фридман)

Нетрадиционные средства обучения при ФЭМП у детей дошкольного возраста.

Занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением образцов, там где это необходимо, (например, для игры «Танграм» требуются образцы, расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

Отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, и многое другое;

Нетрадиционные математические средства

Математические игры («Крестики-нолики», «Пять в ряд», «Морской бой», «Кростики», «Считай и не ошибись».

Математические головоломки (кубик Рубика, «Волшебные кольца», «Пятнашки», плоскостные фигуры – силуэты из геометрических фигур, старинные головоломки, арифметические и т.п.)

Комбинаторные задачи («Игра 15», «Кубик Рубика», задачи на маневрирование, перестановкой шашек, «Логический поезд», «Что умеют счетные палочки?»

Арифметические ребусы, игры – головоломки со спичками, топологические головоломки.

Развивающие игры  Б.П.Никитина

Каждая развивающая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д

Каждая развивающая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д

Логические блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в)двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

Как можно играть с блоками Дьенеша?

Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких
Предложите малышу начать с самых простых игр:
1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине).
2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету).
3) Угости Мишку красными «конфетками» — большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д.

4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка?
5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось?
6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее?
7) Составляем пары (например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу -красную деталь..
8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.

Играем со старшими дошкольниками.

Игра «Поиск»
Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.

Игра «Этажи»
Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Игра «Змейка»
Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие:

Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине).

Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например.

Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы.

Игра «Домино»

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы).

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Палочки Кьюзинеера.

Примеры игр с палочками Кюизенера

  • 1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п.
  • 2.Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки.
  • 3. Показать не синюю и не оранжевую.
  • 4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик.
  • 5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая.
  • 6. Найти палочки равные по длине.

      7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой дл самой длинной и наоборот.

  • 8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь.
  • 9.Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа).
  • 10.Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной?

11.Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.

  • 12.Вы называете число, ребенок находит палочку.
  • 13. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой. Отнимать – из двух одну забрать.
  • 14. Из каких палочек можно составить оранжевую?
  • 15. Какие три нужно, чтобы получилась черная.
  • 16. Получится ли составить оранжевую из четырех?

17. Из каких палочек можно составить число 10?

  • 18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче?
  • 19.Найди все короче фиолетовой.
  • 20.Выложите один поезд из синей палочки, второй из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, что бы он стал такой длины как длинный поезд.
  • 21. Оранжевая и желтая – один поезд красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда?
  • 22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.

Период дошкольного возраста относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; ранее недоступное, становится близким и понятным.

Из личного опыта я знаю, что обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. То есть мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, и в процессе игры, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель высшей категории Кравченко Т.В. «Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста»

Слайд 2

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Логическое мышление - ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, он может использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Нетрадиционные средства – это задачи, алгоритм решения которых неизвестен (Фридман)

Слайд 4

Нетрадиционные средства обучения при ФЭМП у детей дошкольного возраста — занимательный математический материал : головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением образцов, там где это необходимо, (например, для игры « Танграм » требуются образцы, расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

Слайд 5

— отдельные дидактические средства : блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера , счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, и многое другое;

Слайд 6

Нетрадиционные математические средства Математические игры («Крестики-нолики», «Пять в ряд», «Морской бой», « Кростики », «Считай и не ошибись».

Слайд 7

Математические головоломки (кубик Рубика , «Волшебные кольца», «Пятнашки», плоскостные фигуры – силуэты из геометрических фигур, старинные головоломки, арифметические и т.п.)

Слайд 8

Комбинаторные задачи ( «Игра 15», «Кубик Рубика », задачи на маневрирование, перестановкой шашек, «Логический поезд», «Что умеют счетные палочки?» Арифметические ребусы, игры – головоломки со спичками, топологические головоломки.

Слайд 9

Развивающие игры Б.П.Никитина Каждая развивающая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора - механика и т.д.

Слайд 10

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

Слайд 11

Логические блоки Дьенеша Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в)двух размеров (большие и маленькие фигуры); г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

Слайд 12

Как можно играть с блоками Дьенеша ? Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких Предложите малышу начать с самых простых игр: 1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине). 2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету). 3) Угости Мишку красными «конфетками» — большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д.

Слайд 13

4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка? 5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось? 6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее? 7) Составляем пары (например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь. 8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.

Слайд 14

Играем со старшими дошкольниками. Игра «Поиск» Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера. Игра «Этажи» Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Слайд 15

Игра «Змейка» Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие: Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине). Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например. Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы.

Слайд 16

Игра «Домино» В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Слайд 19

Примеры игр с палочками Кюизенера 1 . Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п. 2 .Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки. 3 . Показать не синюю и не оранжевую. 4 . Собрать палочки одного цвета, построить из них домик. 5 . Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая. 6. Найти палочки равные по длине.

Слайд 20

7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой дл самой длинной и наоборот. 8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь. 9. Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа). 10. Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной?

Слайд 21

11. Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных. 12. Вы называете число, ребенок находит палочку. 13 . Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой.Отнимать – из двух одну забрать. 14. Из каких палочек можно составить оранжевую? 15. Какие три нужно, чтобы получилась черная. 16. Получится ли составить оранжевую из четырех?

Слайд 22

17. Из каких палочек можно составить число 10? 18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче? 19. Найди все короче фиолетовой. 20. Выложите один поезд из синей палочки, второй из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, что бы он стал такой длины как длинный поезд. 21. Оранжевая и желтая – один поезд красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда? 22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Материал в помощь родителям и педагогам по развитию мелкой моторики....

Нетрадиционные формы работы по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли  активными и крепкими. ...

"Использование нетрадиционных форм работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя о...

«Мандала как нетрадиционная форма работы по развитию художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста».

Мандалы могут быть как двухмерными – изображенными на плоскости — выполненными красками, разноцветным песком, вышиты нитками, а могут быть объемными, трехмерными. Примером объемной ма...

Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста.

Цель. Представление опыта работы с нетрадиционными технологиями применения игр, направленных на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-7 лет. Задача. Развитие л...