Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе Тема: «Какие они-предметы?!»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Громченко Ирина Егоровна

Цель:

Закрепление знания о свойствах предметов, умение находить признаки их    сходства и различия, объединять предметы в группу по общему признаку.

Задачи:

1) Уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, способах уравнивания групп предметов, сохранении количества.

2) Познакомить с понятиями таблицы, строки и столбца таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr._zan._femp.docx42.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23«АЛЕНУШКА»

C:\Users\Пользоватль\Desktop\аленка логотип.jpg

Конспект открытого занятия по ФЭМП в  старшей группе

Тема: «Какие они-предметы?!»

                                        Подготовила воспитатель:

                                               высшей квалификационной категории

                                        Громченко Ирина Егоровна

20.11.2019

Цель:

Закрепление знания о свойствах предметов, умение находить признаки их    сходства и различия, объединять предметы в группу по общему признаку.

Задачи:

1) Уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, способах уравнивания групп предметов, сохранении количества.

2) Познакомить с понятиями таблицы, строки и столбца таблицы.

Материалы к занятию:

Демонстрационный-пять вазочек-картинок, модели или картинки цветов: одна ромашка, один василек, один мак, одна роза, один колокольчик ( василек и колокольчик- маленькие , а мак, роза и ромашка- крупные); картинка или игрушка кота Леопольда.

Раздаточный- круги, квадраты и треугольники одинакового размера четырех цветов: желтого, красного, зеленого и синего.

Ход занятия:

- Ребята, у кота Леопольда сегодня день рождения. Он ждет гостей: приготовил угощение, вазы для цветов. Давайте поможем Леопольду  расставить цветы в вазы, по одному цветку в каждую вазу. На фланелеграфе- пять вазочек и цветы: красная роза, ромашка, василек, колокольчик. Василек и колокольчик маленькие, а роза и ромашка- большие. Надо сделать так, чтобы ромашка стояла между розой и васильком, а колокольчик стоял рядом с розой.

Дети обращают внимание на то, что одна ваза осталась без цветка.

-Почему одна ваза осталась пустой?(Одного цветка не хватает)

-Как  сделать количество ваз и цветов одинаковым?(добавить один цветок или убрать одну вазу)

-А как вы думаете, что коту Леопольду будет приятнее?

Вероятно, дети предложат добавить цветок. Воспитатель добавляет красный мак

-Что теперь можно сказать о количестве ваз и цветов?(Оно стало одинаковым)

-Давайте поставим все цветы в одну вазу. Стало ли больше цветов у именинника? А вазочек?(Число ваз и цветов не изменилось- мы ничего не брали и не добавляли, а только переставили цветы).

Далее воспитатель спрашивает, по какому признаку можно расставить эти цветы в вазы. Дети могут предложить различные варианты, например:

  1. Цветы можно расставить в вазы по цвету: в одной вазе будут стоять голубые цветы- колокольчик и василек, во второй красные- мак и роза, а в третьей- белая ромашка.
  2. Цветы можно расставить по размеру: маленькие и большие. Тогда в первой вазе будут стоять василек и колокольчик, а во второй- мак, роза и ромашка.
  3. В одну вазу можно поставить полевые цветы- василек, ромашку, мак и колокольчик, а в другую садовый цветок- розу.

Физкультминутка « Я садовником родился»

Дети выбирают для себя название цветка. Водящий говорит слова считалочки:

- Я садовником родился,

Не на шутку рассердился:

Все цветы мне надоели,

Кроме… розы!

«Роза» должна проскакать на одной ножке до окна. Таким образом, 5-7 «цветов» или «букетиков цветов» выполняют различные двигательные упражнения.

Знакомство с понятиями таблицы, строки, столбца.

-Кот Леопольд решил навести порядок в комнате к приходу гостей. Он разложил все свои вещи в шкаф. В математике такие шкафы называются таблицами. В таблице есть строчки, а есть столбцы. Догадайтесь и покажите, где строчки?         Где столбцы?

    - Посмотрите, как интересно разложил Леопольд свои вещи. Какое общее свойство у предметов в первой строке, во второй строке, в третьей строке. (Они красного цвета, зеленого цвета, желтого цвета.)

- По какому признаку собрал картинки в строчки? (по цвету).

- Посмотрите каким изобретательным оказался Леопольд: он в таблицы разложил предметы по определенному признаку. По какому? Попробуйте разгадать его секрет.  ( По назначению: в первом столбце – игрушки, во втором- насекомые, в третьем- одежда, в четвертом – ягоды.)

- Сколько всего столбцов получилось у Леопольда ?(Четыре.)

- Что положил Леопольд во второй строке и третьем столбце? (Брюки зеленого цвета).

- Возьмите зеленый карандаш и обведите эту картинку зеленым цветом.

- Посмотрите на первый столбец. Зачеркните в этом столбце картинку, не закрашенную красным цветом. Что вы зачеркнули?

- Сколько предметов можно зачеркнуть? (Два предмета: зеленый автомобиль и желтый барабан, потому что они не красного цвета).

- Задумайте какой-нибудь предмет и расскажите, где он находится, а мы отгадаем- какой это предмет.

Дидактическая игра «ЛОТО»

Задание выполняется с комментированием.  Каждый ребенок выкладывает фигуры на своем столе. На доске выполнение задания дублируется с целью самоконтроля.

- Малыш и Карлсон подарили Леопольду наборы геометрических фигур. Но чтобы правильно их использовать, необходимо различать свойства этих фигур. Помогите Леопольду угадать и рассказать, что изменилось?

Ответы детей

- Был большой синий квадрат, а получился большой зеленый квадрат. Изменился цвет, а форма и размер не изменились

- За большим зеленым квадратом идет большой зеленый треугольник. Изменилась форма, а цвет и размер остались прежними. И т.д.

- Молодцы! Вы научили Леопольда играть в геометрическое лото!

Логическая задача(работа с таблицей)

Дети объединяются в две команды. Каждой команде необходимо положить на столы наборы таких же фигур, какие изображены в таблицах.

- Пока мы рассуждали о том, что изменилось в ряду геометрических фигур, мышата утащили из каждого набора по одной фигурке. Попробуйте установить, какой фигурки не хватает. Выберете ее из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах. Посовещайтесь с командой. Пусть капитан команды расскажет о ваших рассуждениях.

Игра « Кто быстрее»

Задание для проверки умения объединять предметы в группы по признаку сходства. Дети выполняют задание самостоятельно в течении 2-3 мин.

- Кот Леопольд решил развлечь  своих гостей и подготовил для них игру. Посмотрите картинку. Кто быстрее сумеет объединить все предметы в группы? Обведите линией каждую группу.

Тот, кто закончит первый, отвечает на вопросы, а остальные дети проверяют свои решения.

- Сколько групп предметов получилось? Какое название можно дать каждой группе? (три группы: игрушки, животные, овощи).

Дети могут посчитать животных игрушечными. В этом случае у них получится две группы предметов: игрушки и овощи.

Итог занятия. 

-Кот Леопольд был рад встречи со своими гостями и с вами: у него никогда еще не было такого веселого дня рождения. А вам понравилось в гостях у Леопольда? Какая игра была самой интересной, а какая- самой трудной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе тема: «Ах, какая осень!»

Работа предназначена в помощь педагогам ДОО, в которой представлен опыт экологического воспитания дошкольников...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в группе раннего развития "Поиграем с матрешками".

Предлагаю конспект открытого занятия по ФЭМП в группе раннего развития....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МАТРЕШКИ-КРОШКИ»

Цель: формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "МАТРЕШКИ-КРОШКИ"

Цель: формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере. Задачи:- совершенствовать умение видеть общи...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. Тема "Вот мы какие!"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с группой детей раннего возраста. Тема "Вот мы какие!"...