Математические сказки в развитии логико-математического мышления дошкольников
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Тихонова Жанна Леонидовна

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников , через математические сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_skazki.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Математические сказки

в развитии логико-математического мышления дошкольников

«Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая,

сделать его занимательным»

Б. Паскаль

Цель: формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Задачи:

  • развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок;
  • создать оптимальные условия для развития математических способностей детей;
  • способствовать развитию первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени);
  • развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;
  • учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
  • формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

АКТУАЛЬНОСТЬ

        Сказка — это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения математике позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.   Поэтому сказка является одним из важных средств формирования математических  представлений у дошкольников.

 До начала школьной жизни детям  предстоит многое узнать и многому научиться: познакомиться с цветами, формами и размерами, выучить цифры, освоить счёт и решение простых примеров на сложение и вычитание…

      Мир сказки – особенный мир со своими законами, чудесами, загадками, обаянием, юмором, своей философией. Сказки ведущий жанр фольклора.  В них мечта, фантазия, творчество, объединение  таинственного и все это в чудесных образах, остроумном тексте, сочном языке. Следовательно,  сказка привлекает ребенка сказочными  персонажами, сюжетом,  фантастическими  образами,  желанием помочь  персонажам  и изменить сказку. Живой интерес у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

      Сказка — универсальное средство.  Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Сказки позволяют ребенку  впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

      С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше.  Телевизор и компьютер в этом поединке с книгой без труда вышли  победителями: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора (компьютера, планшета), чем с книгой.

       При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

      В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве , а также числа и др.

В 6-7 лет  математические сказки используются для достижения следующих целей:

Научиться считать до двадцати, узнавать пропущенное число и вести счёт в обратном порядке.

Соотносить количество вещей с цифрой.

Понимать значение величин: ширина, длина, высота, объем (вместимость) и масса (вес).

Уметь различать и понимать сложные геометрические фигуры: отрезок, угол, многоугольник, объёмные фигуры.

Развивать умение ориентироваться по часам, быстро определять час и проговаривать его вслух.

Уметь выполнять простейшие арифметические действия.

Развить способность заменять героя сказки определённым предметом («Кубик-рубик» — берём в руки куб).

Запомнить наименование дней недели и месяцев и их очерёдность.

Знакомить  с геометрическими фигурами. Полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е., прятать героев в фигуры, которые легко можно угадать по форме и величине.

На основе сказки также придумываются задачки и считалки, или задачки с числами, или рифмованная строчка о цифре.

Работа с детьми

1.Чтение сказок ( «Цветик - Семицветик», « Козленок, который умел считать до 10», « Три медведя», « Два жадных медвежонка»), познавательной, художественной литературы, заучивание стихов (С. Маршак «Веселый счет»), заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта

2.Продуктивная деятельность детей

       рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»,

       лепка « Моя любимая цифра»,

       конструирование « Выложи геометрическую фигуру из счетных палочек»

3. Игровая деятельность

            дидактические игры  « Рыболовы», « Репка», «Математические цветочки», «Будь внимательным»;

            подвижные игры   «Успей за 1 минуту», «Классики», «Найди свое место»;         сюжетно – ролевые игры :  « Аптека», « Магазин», « Школа»

4. Непосредственно образовательная деятельность (« Колобок на новый лад», « Стоит в поле Теремок», « Маша и гуси – лебеди»)

5.    Папки для рассматривания: «Веселый счет»,  «Математические домики» (состав числа),  «Сказочные лабиринты» и т.д.

 6. Дидактические игры: «Сказочный счет», «Математические пазлы», «Математическое панно «Теремок», «Домики сказочных героев» (состав числа).

Сотрудничество с родителями

1.Индивидуальные беседы

2. Анкетирование « Математика для развития вашего ребёнка»

3. Наглядно-информационные консультации: «Сказочная математика для дошкольников»,  «Развитие математических способностей у дошкольников»

4.Творческое задание  « Сочини математическую сказку» (дома)

Работа с педагогами

1.Консультация «Роль сказки в формировании элементарных количественных представлений»;

2.Памятка для педагогов по теме:  «Развитие математических способностей  у детей дошкольного возраста через сказку»

Для повышения профессиональной компетентности поставила следующие задачи:

1.  Изучить методическую литературу  и опыт  передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно – пространственную развивающую среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений для формирования математических представлений через сказку у дошкольников).

Как и сказка в широком понимании, математические истории тоже имеют разновидности.

Прежде всего, это классификация по возрасту детей.

Так, существуют сказки для дошкольников и для школьников.

Отличительной чертой последних является то, что они созданы на основе известных сюжетов и математические понятия, чаще всего, выполняют вспомогательную роль (например, Баба-Яга ищет решение уравнения с одним неизвестным), а не основную, как в сказках для младших дошкольников.

 По форме сказки могут быть:

театрализованные;

иллюстрированные или

 без картинок;

стихотворные или в прозе.

Математическая сказка непременно имеет уклон в какую-то одну область математики: арифметики или элементарной  геометрии.

Если в сюжете представлены фигуры, то ребёнок запомнит названия форм и их вид, а если цифры — то скорее научится считать.

Сказка для дошкольников должна быть с рисунками: им трудно воспроизводить необычных персонажей в своей голове, тем более если понимание математики сводится к нулю.

Только изображения, сопровождаемые текстом (именно в таком порядке!), способны полностью раскрыть содержание сказки.

Театрализованные сказки тоже хороши, но часто в беззаботном веселье проходит мимо памяти та доля смысла, которая как раз  и должна остаться.

Ребёнку потребуется время, чтобы проработать логические повороты в действиях героев, ведь математические сказки несут определённую интеллектуальную нагрузку.

 Если же сделать представление, то детская усидчивость испарится.

В некоторых традиционных (народных, авторских) сказках изначально предусматривается  математический подтекст.

Дошкольная математика — важная составляющая развивающих занятий с детьми.

 До начала школьной жизни детям  предстоит многое узнать и многому научиться: познакомиться с цветами, формами и размерами, выучить цифры, освоить счёт и решение простых примеров на сложение и вычитание…

Чтобы обучение математике было эффективным и увлекательным, используйте разнообразные педагогические приёмы: дидактические игры, пособия, графические задания.

Хорошим помощником вам станут увлекательные математические сказки для дошкольников.

Мир сказки – особенный мир со своими законами, чудесами, загадками, обаянием, юмором, своей философией. Сказки ведущий жанр фольклора.

В них мечта, фантазия, творчество, объединение таинственного и все это в чудесных образах, остроумном тексте, сочном языке.

Согласно словарю С.И. Ожегова

Сказка -это повествовательное, обычно народно-поэтическое  произведение  о  вымышленных  лицах  и  событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

В словаре Д. Н. Ушакова

Сказка –это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

Следовательно,  сказка привлекает ребенка сказочными  персонажами, сюжетом,  фантастическими  образами,  желанием помочь  персонажам  и изменить сказку.

Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А.  Флерина,  А.П.  Усова  и  др.)  неоднократно  подчеркивали огромные возможности сказки в воспитании и обучении детей.

Сказки всегда привлекают детей.

В них занимательный сюжет, есть герои, они действуют, совершают поступки, они очень эмоционально воспринимаются детьми.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации.

Жанр сказки позволяет соединять в себе и то и другое.

Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.

Вживаясь в события сказки ребенок, как бы становится ее действующим лицом.

При этом повышается познавательная активность: ребенок стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.

Живой интерес у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

Что такое математическая сказка

Математическая сказка — художественный текст, основанный на жанре приключений.

В сюжете главные герои связаны с определёнными математическими понятиями, которые имеют необычный, «живой» вид, привлекающий внимание читателей.

Выдуманные персонажи во время подвигов осуществляют логические операции, и ребёнок проворачивает процесс у себя в голове, что является первостепенной задачей игрового обучения.

Поразительно, что в сказках часто отсутствует логика, но в математических сказках она незаметно оседает в памяти слушателей ценными знаниями.Помнению З.А. Михайловой, математическая сказка -самая простая и ненавязчивая, цель которой -передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого  умения.

 Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок  должен  выполнить.

 Главными  героями  сказки  являются  дети  или сказочные персонажи, а также математические объекты.  

   Чем хороша математическая сказка?

У математической сказки много плюсов и пользы.

 Математическая сказка:

пробуждает у ребенка интерес к математике;

стимулирует развитие творческих способностей;

помогает лучше уловить суть развивающего  задания;

учит до всего доходить своим умом, не бояться мыслить нестандартно;

создает игровую ситуацию на  занятии, которая позволяет разрядить обстановку и вовлечь детей в процесс поиска выхода из проблемной ситуации. .

Математическая сказка, отмечает Л.М.Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.

 В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.).

Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, ументировать ход своих рассуждений.аргСюжет сказок и сказочные герои привлекают детей.

Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом.

 При этом повышается познавательная активность детей, ребёнок стремится вмешаться в сложившиеся сказочные ситуации и помочь героям.

 Живой интерес, который возникает у ребенка, можно применять для повышения эффективности обучения и закрепление материала.

Обучение математике не должно быть скучным занятием.

Детская память избирательна.

 Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или же испугало.

Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые будут на этом настаивать.

Персонажи сказки приглашают маленьких слушателей поиграть с ними, знакомят с правилами, предлагают детям разные задания. Выполняя задания, дети учатся думать, фантазировать и самое главное идет усвоение количественных представлений, числа, закрепление счета, усвоение арифметических операций.

Для поддержания интереса детей, в образовательную деятельность можно включить занятия-путешествия. Вместе с детьми отправляемся в сказку, где нас ждут интересные задания, выполнив которые мы окажем помощь какому-либо сказочному герою.

В процессе обучения математике, когда используется сказка, главной целью становится не запоминание учебной информации, а глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, потому что, заинтересовываясь, дети не замечают, что учатся, развиваются, закрепляют, познают и запоминают новое.

Придумывая сказку, нужно обязательно помнить, что она ни в коем случае не должна сократиться до уровня дидактического средства.

Сказка  должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством.

В сказке, для математического развития, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления.

Слушая интересные сказки, ребёнок одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, дошкольник учится рассуждать, находить причинно-следственные связи, логически мыслить, обосновывать ход своих рассуждений.

После прочтения или рассказывания сказки всегда проводится беседа по ее содержанию, в которую включаются вопросы математического характера.

Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории.

Героями таких историй могут быть:

цифры;

геометрические фигуры;

обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых математических представлений.

В процессе работы дошкольники:

включаются в решение математических задач;

учатся рассуждать; определяют причинно-следственные связи;

мыслят логически;

аргументировано доказывают свою точку зрения.

Это достигается за счёт того, что:

ребёнок входит в образ для решения той или иной задачи;

ищет пути решения поставленных познавательных задач, а для этого активизирует такие мыслительные операц ии, как синтез, анализ, сравнение, обобщение и т.д.

Понятие и виды математических сказок для детей

Сказка — такой же неотъемлемый атрибут детства, как и игра

Народные, авторские, собственного сочинения — они помогают через чудо и волшебство давать детям первые житейские уроки: учить детей дружбе, доброте, трудолюбию.

Сказка развлекает, воспитывает и обучает!

Сказки с математическим содержанием помогают формировать у детей  элементарные математические представления, знакомят их с основными математическими понятиями, стимулируют их познавательную деятельность и развивают логическое мышление, учат рассуждать и делать выводы на основе полученной информации.

Л.М. Кулагина выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:  

 понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;

 цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;

 геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;

 комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.

Математическая сказка представляет собой сложный и многогранный феномен, позволяющий в игровой и занимательной форме решать различные педагогические задачи на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Старшим дошкольникам   будет интересно следить за динамичным сюжетом, где между цифрами и фигурами случаются ссоры и примирения, ну, а, школьники не только с удовольствием выслушают историю и помогут действующим лицам найти решение, но и быстро включаться в процесс придумывания детективного сюжета и с легкостью расскажут свои собственные математические сказки, в которых, скажем, «жила-была упрямая задача».

Подготовительная  к школе группа(6 –7 лет)

«Волк и лиса» (обр. И. Соколова-Микитова)

«Семь  Симеонов – семь  работников»  (обр.  И. Карнауховой)

«Старик-годовик» (В.Даль) и др.

Из предложенного  списка  сказок видно,  что математическое начало заложено в названии самой сказки «Три поросенка», «Семь Симеонов –семь работников», «Три золотых волоска Деда-Всеведа» и

Использование  сказок  в совместной  образовательной  деятельности помогает детям добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи  и  примеры:  закрепляются  количественные  отношения  (много,  мало, больше,  столько  же),  умение  различать  геометрические  фигуры, ориентироваться  в  пространстве  и  времени.

Задачи  со  сказочным  сюжетом помогают   детям   увязать   приобретенные   знания   с   окружающей действительностью,  позволяют  применять  их  при  решении  различных жизненных  проблем,  своим  конкретным  содержанием  способствуют формированию  более  глубоких  и  ясных  представлений  о  числах  и  смысле производимых  над  ними  действий.  

ЧТО ПОМОЖЕТ ПРИДУМАТЬ СКАЗКУ

1.Разбудите свое воображение.

Воображение — это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального.   Дайте волю фантазии и оживите неживое.  Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога

2. Придумайте главного героя.

Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. В математической сказке это могут быть геометрические фигуры, цифры, арифметические действия и т.д.

3. Набросайте план будущей сказки.

Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите

донести до слушателя.

Напишите план. В план должно входить:

Начало истории (где? кто? когда?)

Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)

Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)

Итог (возвращение или иное завершение сказки)

Безусловно, это очень и очень приблизительный план.

4. Переделайте старую сказку  

Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь.

Введите в сказку нового персонажа или наделите старого новыми

чертами характера или возможностями.

 Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных  медведей, а в домик трех поросят и накроет им стол количеству персонажей.

Или медведи придут в гости к трем поросятам.

Здесь уже  необходимо будет  произвести сложение.

Сравнить количество поросят и медведей и т.д.

5. Поиграйте в словесные игры

Слова — клеточки сказочного творения. Можно поиграть и с ними, может и что-то новое и получится.

Возьмите два разных слова (можно кого-нибудь попросить назвать вам слова, или наугад ткнуть пальцем в книжку). И придумайте пару сюжетов с этими словами.

Например, возьмем слова — замок и  королева Математики.

Каждое утро  из замка Цифроград, выходила погулять Королева Математика, которая очень любила, пересчитывать цветы на королевской  клумбе... Но однажды…

 В замке королевы  Математики жила  принцесса, которая совсем не умела считать…

Как придумать математическую сказку

Для того, чтобы грамотно и качественно придумать математическую сказку, вам потребуется совершить следующую последовательность действий:

Определяем область знаний, которой будет посвящена сказка. Это может быть уже пройденный материал, который ребенок недостаточно хорошо усвоил, или какие-то совсем новые понятия и арифметические действия, которые надо объяснить понятным языком.

Определившись с материалом для проработки, начинаем подбирать действующих лиц из числа понятий, фигур или цифр, которые относятся к данной области знаний.

Придумайте действующим лицам характеры и раздайте роли. Выберите, кто будет смирным и спокойным, а кто наоборот удивит склочностью и раздражительностью. Очеловечивание цифр и математических величин обычно вызывает живейший интерес со стороны ребенка. Посоветуйтесь с ним, как он представляет себе, например, единицу – скорее всего он ответит, что это вечно худая и недовольная тетенька. В общем здесь есть, где разгуляться вашей творческой фантазии.

Чтобы математическая сказка удерживала внимание, используем простейший прием, который применяют все писатели – завязка сюжета. В сказочной стране, населенной цифрами и геометрическими фигурами должно произойти что-то невероятное и интригующее. Кто-то с кем-то подерется, потеряется или наоборот найдет что-то интересное, главное передать суть математических понятий, придать смысл действиям героев.

Ну и, конечно, же завершающим этапом должно стать непосредственно решение задачи – герои мирятся, выясняют кто прав, а кто нет и как они должны правильно себя вести, чтобы не нарушать математические законы, аксиомы и теоремы, которым они подчиняются.

В завершении обязательно придумайте название для сказки, чтобы потом ребенок мог легче ее вспомнить и применить полученные знания.

Для родителей можно подобрать консультации, памятки, провести родительское собрание о пользе сказки для математического развития.

Можно предложить родителям вместе с детьми самим придумать математические сказки, загадки, стихи о цифрах и числах и т. д.

Родители могут  помочь воспитателю в создании предметно — развивающей среды в группе, чтобы она была художественно оформленная и тематически оснащенная развивающими игрушками и пособиями, обучающими играми и материалами математических сказок, которые систематически должны пополняться.

https://skazkibasni.com/matematicheskie-skazki

https://paidagogos.com/matematicheskie-skazki-dlya-doshkolnikov.html

Киселёва, О. А. Сказка как средство развития количественных представлений у дошкольников / О. А. Киселёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61509

https://tsvetyzhizni.ru/skazochnoe-korolevstvo/zhili-byli-chisla-ili-kak-pridumat-matematicheskuyu-skazku.html

file:///C:/Users/nikbe/OneDrive/Рабочий%20стол/Математическая%20сказка/Matematicheskie_skazki_dlya_doshkolnikov.pdf

Игры и игровые упражнения подбирала по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.                                 В группе оборудовали центр «Сказочная математика» (Приложение):

    Подобрали дидактические игры; развивающая игра "Математика"; конструктор "Цифры"; развивающая игра "Собери сказку"; математическое домино; развивающая игра "Поиграем, посчитаем» и т.д.;

    Оформили  папки для рассматривания: «Веселый счет»,  «Математические домики» (состав числа),  «Сказочные лабиринты» и т.д.;

    Оформили театрализованный уголок. Театры разных видов: настольные (деревянные, бумажные), театр на фланелеграфе, кукольный театр, (в качестве героев выступают сами дети).

    Подобрали методическую, художественную литературу, - аудио и – видео записи через которую дети инсценируют сказку, у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование развивающих игр и информационно-коммуникативных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников»

Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией ра...

Рекомендации для педагогов по развитию логико - математического мышления дошкольников

Дорогие педагоги!Данный материал пригодится для работы наставников с молодыми воспитателями....

ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.Задачи:Образовательные:-...

Проект Развитие логико-математического мышления дошкольников посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, и обеспечения возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности, эмоционального благоп...

Мастер-класс «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

laquo;Развитие элементов  логического мышления дошкольников  посредством логико-математических игр»...