Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки
статья по математике

o.selivanova68

   Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании. В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности- одна из сложных и в то же время важных задач.       Нынешние дошкольники будут жить в веке не простых социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selivanova_olga_vladimirovna_ekonomika_cherez_skazku.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Селиванова Ольга Владимировна

Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки

   Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании. В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности- одна из сложных и в то же время важных задач.       Нынешние дошкольники будут жить в веке не простых социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.  

 Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное- говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

  Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени в этом возрасте  способствует сказка.

  «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы  изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

  Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы.

  Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

  • Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • Пробуждает фантазию, творческую активность;
  • Способствует пониманию  внутреннего  мира людей;
  • Знакомит с лексическими  особенностями народного и литературного языка;
  • Помогает формированию умения мысленно действовать в воображаемой ситуации;
  • Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на  освоение экономических понятий:

Сказки, отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса  и козёл»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему. В них экономическое содержание разворачивается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику,самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.

Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь компьютером, планшетом или телефоном.

Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.

В завершении чикла занятий по экономическому развитию можно провести викторину или брейн –ринг с использованием знакомых сказок.

Игра Брейн-Ринг

Напоминаю условия игры. Ведущий задает вопрос и команда, обсудившая правильный вариант ответа подает сигнал. За правильный ответ команда получает 3 балла. В случае неправильного ответа одной командой, право ответа переходит ко второй команде, за правильный ответ она получает так же 3 балла. Итак, начинаем игру.

  1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?( «Три поросенка»).
  2. Кто из героев сказки сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Петух, «Колосок»).
  3. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»).
  4. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купилось на лесть? («Колобок»).
  5. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? («Лисичка со скалочкой»).
  6. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? («Теремок»).
  7. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? («Вершки и корешки»).
  8. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели?( «Огниво»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки"

Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой эк...

Проект Экономическое развитие дошкольников посредствам сказки

Материал из опыта работы по экономическому воспитанию дошкольников...

Воспитание экономических знаний у дошкольников посредствам сказки

Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскры...

Презентация «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством сказки»

laquo;Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством сказки»...

Формирование начал экономических знаний у дошкольников.

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, — когда детьми приобретается первичный опыт ...

Формирование начал экономических знаний у дошкольников

Введение экономического воспитания в дошкольных организациях – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерно...

Доклад на тему:«Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию экономических знаний у дошкольников»

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...