Конспект педагогической ситуации с элементами ТРИЗ с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: "Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Федорова Вера Германовна

Занятие по математике для детей подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_zanyatie_chasy.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 Чебурашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект педагогической ситуации с элементами ТРИЗ  с детьми подготовительной группы по образовательной области

«Познавательное развитие»

                      Тема: "Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"

                                                                                                  Подготовила и провела:

Федорова Вера Германовна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

                                        Новочебоксарск, 2022

Программное содержание:

Образовательные: Формировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Побуждать искать «следы» времени. Учить детей называть разные «кусочки» времени. Систематизировать знания детей о частях суток. Формировать представление о временных отношениях в пределах суток, о смене дня и ночи. Познакомить с часами, как с прибором измерения времени. Дать количественную характеристику мер часового времени.

Развивающие: Развивать интерес у детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Речевые задачи:

Развивать умения выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем. 
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Методы: Мозговой штурм, системный оператор, д/и «Я возьму тебя в космический полет», д/игры "Назови соседей», «Данетка» на загаданную часть суток.

Предварительная работа: Рассматривание картин, отображающих разные периоды жизни человека (от ребенка до старика), жизни растений, смену времен года, частей суток и т. д., игры типа «Когда это бывает?», рассматривание старинных предметов и их изображений на фотографиях и картинах. Посещение музея. Рассматривание разнообразных часов и их изображений. Воспитатель знакомит с историей часов.

Ход занятия:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

************************************************

Воспитатель. Ребята, сегодня мы начинаем большой разговор о времени. Кто может сказать, что такое время?

Можем мы увидеть время? А пощупать, понюхать, услышать, попробовать на вкус?

Значит, время - невидимка? Но даже в сказках невидимка оставляет следы. Давайте попробуем их поискать.

Где мы можем увидеть следы времени? Что нам подсказывает, что прошло какое-то время? (Седина – след времени, времена года оставляют следы, старинные вещи – след времени). Значит, мы можем увидеть следы времени, хотя само время невидимо.

Мы можем потрогать руками следы времени? (Листья на деревьях весной и осенью; руки мамы и бабушки и т.д.).

Оставляет ли время звучащие следы? (Днем машины шумят, телевизор работает, радио, люди разговаривают, а ночью - тишина. Летом в лесу птицы поют, а зимой - нет, они улетают. У детей голос тонкий, а у взрослых — другой).

Понюхаем следы времени, что мы чувствуем? (Цветок распустился, пахнет, значит, время прошло. Запах испорченных продуктов).

А на вкус можно следы времени попробовать? (Вкус испорченных продуктов отличается от свежих).

Значит, время не такое уж невидимое. Сделаем вывод, на каких объектах время оставляет следы? (На объектах природного и рукотворного мира).

Д/и «Сейчас сядет на стул тот, кто назовет кусочек времени» (секунда, минута, Час, день, неделя, месяц, год, век, Эпоха и Эра).

Ребята, вспомним, из каких частей состоят сутки. (Утро, полдень, день, вечер, полночь, ночь).

Нарисуем символы частей суток на волшебную дорожку и посмотрим, как ведут себя на небе Солнце и Луна в разное время суток.

Работа с морфотаблицей.

+

+

+

+

+

+

+

+

У

Пд

Д

В

Пн

Н

Почему солнце и луна в разное время суток находятся на небе в разных местах?  почему ночь сменяется днем и наоборот? Чтобы понять это, посмотрим познавательный фильм.

Одновременно на всей Земле наступает утро? (Нет. Какой стороной Земля к Солнцу повернулась, там и день).

Всегда ли утро сменяется днем, день - вечером, вечер – ночью? (Да, всегда).

А бывает так, что после ночи опять вечер наступил, или после дня – снова утро? А почему не бывает? Потому что время движется всегда в одну сторону.

Сейчас предлагаю поиграть в игру «Поезд ВРЕМЕНИ». Для этого нужно разделиться на команды. Команда девочек и команда мальчиков.

Ребята,  в черном ящике находится объект и с помощью игры «Данетка» вам нужно его отгадать («часы»).

IIч. Работа с СО.

Приборы: барометр, термометр, весы 

🕐

Часы будущего

Из каких частей состоят?

Корпус, механизм, циферблат, стрелки, кнопки

Из каких частей состоят?

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Из какого мира к нам пришли часы? (Из рукотворного).

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Какова основная функция часов? (Отсчитывать время).

Какой материал используют для изготовления часов? (Дерево, пластмассу, металл, бумагу, стекло).

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Из каких частей состоят часы? (Корпус, циферблат, стрелки, механизм, кнопки).

Какие бывают часы? (Наручные, напольные, настенные, настольные, куранты).

А по устройству? (Механические, электронные).

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

К какой системе относятся часы? (Приборы).

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

Были ли у человека часы до изобретения часов механических? Какими они были? (Солнечные, водяные, песочные, огненные).

Где сейчас можно увидеть старинные часы? (В музеях, песочные часы в больницах, солнечные часы в некоторых парках).

Какие кусочки времени показывают часы? (Час, минута, секунда).

Какой самый большой кусочек часового времени, какой – самый маленький?  

А можно обойтись без часов? Можно. Существуют природные часы: солнце, биоритмы в растительном и животном мире. (Петух, цветочные часы, сезонные спячки животных).

Что хорошего в наших часах? А что плохого?

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Давайте заглянем в будущее и посмотрим, как можно улучшить наши часы. (Исходя из отрицательных свойств, которые назвали дети, с помощью приемов РТВ моделируем часы будущего).

III ч.

Итак, часы - прибор, который показывает время. С помощью чего? (С помощью стрелок).

Стрелки всегда в одну сторону движутся? Почему? (Потому, что время движется всегда в одну сторону).

 Нас посетил волшебник Времени и применил волшебство Обратного Времени. Он заколдовал наши часы и время в нашей группе. Что происходит? (Дети фантазируют по принципу киноленты, пущенной назад. Обсуждается что хорошего и что плохого в том, что время движется назад).

Рефлексия:

-Ребята, вам понравилось занятие?

-О чем мы сегодня говорили? Что сегодня узнали?

-Что вам сегодня понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организации и проведения организационной образовательной деятельности в подготовительной группе №2. Образовательная область: Познавательное развитие.

Тема: «Зимние виды спорта».Цель: формирование у дошкольников начальных представлений о зимних видах спорта, Олимпийских играх, как части общечеловеческой культуры. Задачи:     Обра...

Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Почва и ее состав». (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова)

Аннотация: Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы,  использованные ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы по ФЭМП "Гуси-лебеди" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровье...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Страна Знакография»

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы "Страна Знакография" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровьес...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Комнатные цветы»

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы "Комнатные цветы" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии. НОД направле...

Конспект отрытого интегрированного занятия с детьми подготовительной группы в образовательной области «Познавательное развитие» по экспериментированию Тема: «Приключения в бумажной стране»

Конспект может оказаться полезен педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, а так же родителям детей. В конспекте представлены простые опыты с бумагой, которые не требуют большой предварительной подготов...