Непосредственно - образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Чеснокова Юлия Александровна

Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_femp.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 непосредственно организованной

 образовательной деятельности

 для детей старшей группы по формированию элементарных математических представлений «Морковка и репка»

Подготовила:

Воспитатель

 МБДОУ «Детский сад № 436»

Чеснокова Юлия Александровна

Задачи: Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. Закрепление элементарных математических представлений (размер, геометрические фигуры, количество, равенство - неравенство). Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям. Формирование социально-коммуникативных умений в ходе динамического проигрывания заданий.

Материал

Демонстрационный: фланелеграф; персонажи и атрибуты сказок: репка, дедушка (р.н.с. «Репка»); морковка, бабушка; репка, огурец, яблонька, клумба, капуста, Жучка, мышка; набор геометрических фигур: 4 круга, 4 треугольника, 2 квадрата; большой желтый круг (диаметром 11-12 см), зеленый овал, зеленый треугольник, зеленый круг (диаметром 6-8 см), коричневый квадрат (6 х 6 см), серый маленький круг (диаметром 3 см); корзинки для фланелеграфа или наборное полотно «Корзинки»; счетный материал: 4 репки, 4 морковки (аппликационные картинки для фланелеграфа или муляжи).

Раздаточный: коробочки, в которых по 4 репки и 4 морковки; конверт с набором геометрических фигур: 4 круга, 4 треугольника, 2 квадрата - на каждого ребенка.

Предварительная работа. 1.Количественный и порядковый счет в пределах четырех. Закрепление представлений о составе числа четыре (в том числе, игры с палочками Кюизенера). Работа с игровым дидактическим пособием «Домик числа четыре». Закрепление представлений о сложении в пределах четырех. «На что похожа цифра четыре?».

2. Игры: «Найди лишний предмет» (картинки с овощами и фруктами), «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?», «Чего не стало?», «Назови соседей числа», «Назови столько овощей (фруктов), сколько показывает число» (в пределах четырех), «Помоги дедушке найти самую короткую дорожку к репке», «На что похожа цифра четыре?», «Раскрась одинаковые овощи (морковки, репки...) в один цвет».

3. Сравнение геометрических фигур (в том числе, блоки Дьенеша): размер, форма, цвет.

4. Чтение русской народной сказки «Репка» и сказки Дж. Родари «Большая морковка».

Ход занятия

I. Вводная часть

«Вот какой урожай!»

Педагог напоминает детям сказку «Репка»:

На фланелеграф выставляются аппликационные картинки - репка и дедушка.

  • Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая! Вот какую репку вырастил дед! (Демонстрация репки.) 
  • Сколько репок выросло в огороде у деда? (Дети считают.)
  • Правильно, в огороде у деда выросла одна репка. (Выделение голосом.)

На фланелеграф (в противоположный угол от репки и дедушки) выставляются картинки - морковка и бабушка.

  • Посадила бабка морковку. Выросла морковка большая-пребольшая. Вот какую морковку вырастила бабка! (Демонстрация морковки.)
  • Сколько морковок выросло в огороде? (Дети считают.)
  • Правильно, в огороде у бабки выросла одна морковка. (Демонстрация одной морковки.)
  • На следующий год дедушка посадил вот сколько репок. (Демонстрация четырех репок, выставленных на фланелеграфе около деда.)
  • Сосчитаем, сколько репок собрал дедушка? (Дети считают репки.)
  • Правильно, дедушка собрал четыре репки. (Демонстрация четырех репок.)
  • Бабушка собрала вот такой урожай морковки. (Демонстрация четырех морковок, выставленных на фланелеграфе около бабки.)
  • Сосчитаем, сколько морковок собрала бабушка? (Дети считают морковки.)
  • Правильно, бабушка собрала четыре морковки. (Демонстрация четырех морковок.)  

- Вот какой богатый урожай вырастили дед и бабка в своих огородах! (Педагог снова обращает внимание детей на демонстрационный счетный материал.)

 

II. Основная часть

 «Угощение для гостей»

1. - Положили бабушка и дедушка урожай в корзинки. (На фланелеграфе выставляются корзинки: в одной четыре репки, в другой четыре морковки.)

- Можно ли сказать, что репок и морковок поровну? (Демонстрация на фланелеграфе. Ответы детей.)

- Можно ли сказать, что репок столько же, сколько морковок? (Ответы детей.)

- Как проверить, что репок и морковок поровну? (Предположения детей.)

Педагог напоминает детям определение равенства групп на наглядной основе, используя способ приложения: репки выставляются в ряд на некотором расстоянии друг от друга, под каждой репкой располагают по морковке, количество тех и других сравнивается.

Один из детей, по желанию, выходит к фланелеграфу. Остальные проверяют его. 

2. Перед каждым ребенком раздаточный материал: коробочки, в которых лежат по четыре репки и четыре морковки.

- Это посылки, приготовленные дедушкой и бабушкой.

Педагог предлагает детям проверить: поровну ли морковок и репок в каждой посылке?

Дети, работая с индивидуальным материалом, определяют равенство групп предметов на наглядной основе, используя способ приложения.

 

- Можно ли сказать, что репок столько же, сколько морковок? (Ответы детей.)

- Правильно, репок столько же, сколько морковок. В посылке четыре морковки и четыре репки.

 

Педагог хвалит детей и предлагает поиграть в веселую осеннюю игру. (Реакция детей.)

Физкультурная пауза.  «В огороде – репка»

В огород мы пойдем.                  Дети идут по кругу и изображают

Овощей наберем.                       как будут набирать овощи.

В огороде нашем

Нет нашей репки краше!              Поглаживают руками лицо

Круглый бок,                                Повороты в стороны

Желтый бок                                  Наклоны в стороны

Сидит на грядке колобок                  Дети приседают

Врос он в землю крепко

Потянем его детки!                            Наклоны вперед

Тянем - потянем

Вот и вытащили репку!                   Руки поднимают вверх

А она сочна, кругла, больша,               Руки в стороны

Одним словом удалась –

Желтым солнышком зажглась! Дети закрывают глаза, жмурятся

                                                      Руки поднимают вверх.

 

 «Открытка для дедушки и бабушки»

- Очень любят дед и бабка репку и морковку!

Педагог предлагает в подарок старичкам послать открытку с их любимыми овощами.

- Сделаем открытку с помощью геометрических фигур! (Реакция детей.)

- Для этого надо выбрать из конвертов похожие на эти овощи геометрические фигуры. (У каждого ребенка конверт с набором геометрических фигур: 4 круга, 4 треугольника, 2 квадрата.)

- Какие геометрические фигуры помогут нам изобразить репку и морковку? Почему? (Предположения детей.)

На фланелеграфе демонстрируется желтый круг, оранжевый треугольник, розовый квадрат.

Дети вспоминают, как называются эти геометрические фигуры. Педагог дискутирует с детьми о том, похож ли круг на репку? Похож ли треугольник на морковку? Чем они похожи? Похож ли квадрат на один из этих овощей?

 

Педагог или один ребенок выкладывают на фланелеграфе фигуры по словесной инструкции, например:

- Поместим одну из репок в правом верхнем углу. (Остальные дети работают с индивидуальным раздаточным материалом на альбомных листах.)

- Поместим вторую репку в левом верхнем углу… (Действия детей.)

- Поместим одну морковку в середине открытки… (Действия детей.)

Таким образом, обговаривается и демонстрируется месторасположение каждой фигуры.

 

По окончании выполнения задания педагог и дети любуются красивой открыткой.

Комментарий. Таким образом, любуясь красивой открыткой с узором из геометрических фигур, выложенным в соответствии со словесной инструкцией педагога, дети убеждаются в прикладном значении математики, в необходимости и возможности ее использования в практической деятельности человека.

 

III. Заключительная часть

1. «Поможем вытянуть репку»

Разыгрывается сказка «Репка»: по ходу действия выходят дети, изображающие персонажей сказки, и встают друг за другом (можно надеть маски). Педагог предлагает задания с использованием терминов «впереди», «сзади», «между».

- Кто впереди? Кто сзади? Кто стоит за внучкой? Кто впереди кошки? Кто между мышкой и Жучкой? Кто между дедкой и кошкой? (Дети выполняют задания, рассказывают о своем месторасположении с использованием терминов «впереди», «сзади», «между».) 

Педагог может нарушить классическое расположение персонажей, например:

- Встаньте так, чтобы Жучка была сзади кошки, но впереди мышки.

 

2. «Что изменилось?» 

Дети, разыгрывающие сказку, меняются местами. Остальные сидят с закрытыми глазами. Открыв глаза, отгадывают, что изменилось, и расставляют персонажей по местам, оговаривая их месторасположение в сказке.

 

Образное перевоплощение «Тянем репку». Дети (без усилий) демонстрируют попытки вытянуть репку, с приходом мышки это получается.

(Если число детей превышает число персонажей, можно организовать несколько команд или придумать новых участников сказки.)

 

 

Подвижная игра «Птицы и ребята». В центре площадки в обруче лежат камешки - «семена», а в разных сторонах площадки - по одному обручу: обруч-«гнездо» и обруч-«грядка». Все играющие делятся на две подгруппы: «птицы» и «ребята». Каждая подгруппа становится вокруг своего обруча. Дети на корточках передвигаются вокруг обруча. На сигнал «Пора сажать семена!» все бегут к «семенам» в центр площадки, берут по одному камешку и переносят на «грядку» или в «гнездо». Выигрывает та команда, у которой окажется большее количество камешков.

Правила. Игроки «ребята» могут свободной рукой задерживать соперников из команды «птицы». После сигнала «Стоп» переносить камешки нельзя; оставшиеся в руках камешки не считаются.

 

Последующая работа

  1. Количественный и порядковый счет в пределах четырех. Закрепление представлений о составе числа четыре (в том числе, игры с палочками Кюизенера). Закрепление представлений о сложении в пределах четырех. Работа с игровым дидактическим пособием «Домик числа четыре». Музыкально-ритмические игры на счет 4/4 (музыкальное сопровождение - марши).
  2. Ориентация в трехмерном и двухмерном пространстве (в том числе на листе бумаги в клетку).
  3. Игры: «Кто самый внимательный?», «Найди лишний предмет», «Что изменилось?», «Кого не стало?», «Посчитаем звуки», «Назови столько домашних птиц, сколько показывает число», «Принеси столько же» (в пределах четырех).
  4. Сравнение сенсорных свойств геометрических фигур (в том числе, и блоки Дьенеша): размер, форма, цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование элементарных математических представлений на тему: «Математический теремок»

Конспект  непосредственной образовательной деятельности поформирование элементарных математических представленийна тему: «Математический теремок»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений « Математическое кролевство»

-Закрепить умение детей ориентиррваться в пространстве.-Развивать любознательность,доброжелательное отношение друг к  другу взаимопомощь,навыки самооценки-Совершенствовать умение находить место ч...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в математическую страну»

Увлекательная образовательная деятельность в нетрадиционной форме проведения, а в стиле путешествия в данном случае в «Математическую страну». Детям приходиться преодолевать различные препятствия мате...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «математический теремок"

ОО «Познавательное развитие»1.Учить решать математические задачи и задачи шутки.2.Закреплять  знания детей в счете в пределах 10 и цифрах от 1-10, ориентировки на листе бумаги, геометрических фиг...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...