МОДЕЛЬ ЦЕНТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ "УГОЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
методическая разработка по математике

Жукова Антонина Анатольевна

Модель центра познавательной деятельности в дошкольной среде

«Уголок математического развития»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель центра познавательной деятельности в дошкольной среде

«Уголок математического развития»

Антонина Анатольевна Жукова, воспитатель филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад»

р.п. Первомайский Тамбовской области

Каждый коллектив дошкольного образовательного учреждения находится в постоянном поиске новых интересных форм и инновационных подходов к созданию эффективной предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие дошкольников, к построению её с учетом особенностей восприятия мира ребенком. Создавая такую среду, следует  строить ее с учётом ФГОС ДО, делать информативно богатой, что обеспечивает её разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды должны сочетаться между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивать содержательное общение взрослых и детей.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.

Центр  решает следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Центр ФЭМП должен быть оснащен:

  1. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
  2. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна, набор карточек с гнёздами для составления простых арифметических задач.
  3. Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.
  4. Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
  5. Рабочие тетради по математике.
  6. Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.
  7. Наборы объёмных геометрических фигур.
  8. «Волшебные часы»: модели частей суток, времён года, месяцев, дней недели.
  9. Счёты напольные и настольные.
  10. Счётные палочки.
  11. Учебные приборы: линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.
  12. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застёжками.
  13. Набор проволочных головоломок; головоломки объёмные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.
  14. Система наклонных плоскостей для шариков.
  15. Термометр спиртовой.
  16. Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).
  17. Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.
  18. Наборы табличек и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
  19. Настольно-печатные игры.
  20. Наборы моделей: деление на части (2-16).
  21. Разнообразные дидактические игры.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды («Центра математического развития»), что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания для самостоятельной работы, а также, чтобы у детей была возможность выбрать интересующую их игру, и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Центр должен быть оснащён материалами и атрибутами, играми на воссоздание образов предметов и творческих композиций, игровыми упражнениями и пособиями, разнообразными наглядными моделями часов, а также должны входить  календари времени и месяцев года, дней недели, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся математические представления и знания, открывать для себя новое  в области математики через своеобразные детские виды деятельности. В подготовительной к школе группе в уголок занимательной математики  можно поместить различные обучающие настольно – печатные игры, шахматы, домино, игры на развитие внимания, умение видеть закономерности и т.д.  А также должны быть размещены  занимательные книги с математическими заданиями, книги с загадками, задачами - шутками, кроссвордами, головоломками, лабиринты (из детских журналов, книг), листы с заданиями для самостоятельного выполнения, раскраски, чтобы приобщать детей к активной умственной деятельности. 

В данном центре желательно расположить различные виды мозаик, пазлы, игры на развитие мелкой моторики, занимательно-математический материал, стимулирующий развитие детей: развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», «Колумбово яйцо», палочки Кюизенера, «Сложи квадрат» Б.П.Никитина, логические блоки Дьенеша и др. Их назначение – способствовать становлению логико-математического опыта детей на основе овладения ими действиями сравнения, сопоставления, разбиения множеств, алгоритмов, построения логического высказывания. Материал способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности). Это одно из средств подготовки детей к школьному обучению.

Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

В подготовительной к школе группе необходимо создавать условия для углубленного формирования представлений о количестве, форме, величине предметов. С этой целью можно использовать сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, в процессе которых ребёнок, выполняя взятую на себя роль, может производить разнообразные счётные, измерительные и другие действия («Телеграф», «Аэродром», «Школа», «В дальние страны», «Аптека», «Музей народного творчества», «Ателье», «Мастерская добрых услуг», «Библиотека», «Супермаркет», «Кондитерская фабрика», «Салон мод», «Автозаправочная станция» и т.д.). Выбор сюжета игры и определение игровых правил зависят от математических представлений, которые дети получили на ООД. Использование таких игр стимулирует развитие самостоятельной познавательной активности каждого ребёнка.  

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Дидактические игры и игровые упражнения

Дидактические игры по математике, содержащие большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.

Количество и счёт

Развитие представлений о множестве: «Составь множество», «Составь пары», «Каких предметов больше?», «Больше - меньше».

Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 20: «Кто знает – пусть дальше считает», «Назови соседей», «Сосчитай по-разному», «Весёлый счёт», «Помоги числам найти своё место», «По порядку становись», «Сделай столько же» (счёт и воспроизведение движений).

Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9: «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Обозначь цифрой», «Набери номер телефона», «Рисуем по точкам», «Засекреченные цифры».

Совершенствование представлений о понимании отношений между числами натурального ряда: «Назови соседей», «Какое число меньше (больше) на 1?», «Назови пропущенное (предыдущее, последующее) число», «Покажи цифрой».

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10: «Составь число», «Я знаю 6 (7,8 и т.д.) имён».

Активизация умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10: «Найди пару», «Рассели соседей», «Разложи по коробкам», «Отгадай», «Покажи цифрами», «Составь число из двух одинаковых».

Совершенствование представлений о монетах, их наборе и размене: «Магазин», «Расскажи про покупки», «Аптека», «Поездка в транспорте», «Покупаем в киоске-автомате».

Величина

Закрепление счётных действий по заданной мере: «Считай по-разному», «Угадай, сколько всего», «Сколько пар?», «Покупаем парами (десятками)».

Закрепление умения делить предмет на 2-8 равных частей: «День рождения», «Раздели на всех», «Найди целое и его части», «Покажи и сравни (2/3,3/4)».

Формирование элементарных измерительных умений: «Поручение», «Расставь мебель», «Модельеры», «Что для кого?», «Магазин одежды», «Кто дальше?», «Повар», «Аптека», «Магазин», «Готовим по рецепту (большой, маленький пирог)», «Что тяжелее, что легче?»,  «Взвесь по-разному», «Дополни предложение».

Форма

Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения: «Геометрическое лото», «Угадай, что спрятано?», «Найди по описанию», «Найди на ощупь», «Фигуры из цветной мозаики», «Что изменилось?»,  «Собери фигуру», «Домино», «Разложи по форме (размеру, цвету)», «Найди пару», «Разложи по коробкам», «Нарисуй по заданию», «Разложи фигуры по порядку».

Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры: «Составь фигуру», «Чудесные превращения», «Отгадай загадку и нарисуй отгадку», игры с палочками и конструкторами.

Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздать предметы разной формы: «На что похоже?», «Дорисуй предмет», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Найди пару», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Нарисуй и построй».

Ориентировка в пространстве

Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости: «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «Нарисуй отгадку», «Художник», «Что внутри, что снаружи?», «Левее, правее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже», зрительные и слуховые диктанты.

Развитие способности к пространственному моделированию: «Чьё место?», «Секреты», «Водители», «Отведи товарища», «Дорога домой и дорога к школе», «Найди спрятанный предмет», «Нарисуй, как дойти», «Перейди дорогу»,  «Иди по правилам», «Угадай, что спрятано», «Составь карту».

Ориентировка во времени

Совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели, месяцы, времена года): «Неделя, стройся», «Живая неделя», «Назови соседей», «Круглый год», «Календарь года», «Подбери правильно» (лото), «Составь времена года», «Наведи порядок», «Когда это бывает?», «Машина времени», «Дополни предложение», «До и после», «Раньше – позже».

Развитие чувства времени: «Сделай вовремя», «Успей за 1 минуту (3,5 минут)», «Кто быстрее соберёт башню?», «Кто успеет?», «Кто раньше?».

Упражнение в определении и установлении по часам: «Который час?», «Наш день», «Проверь время», «Раньше – позже».

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель центра познавательной деятельности (занимательная математика).

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие...

Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации

Систематическая работа с детьми по обучению ПДД, использование эффективных, современных методов и приёмов, партнёрские взаимоотношения с родителями дают положительный результат....

Модель центра познавательной деятельности. Центр математики

Данная модель описывает примерное содержание методического материала, содержащегося в центре математики....

Модель центра познавательной деятельности по ФЭМП для детей 6-7 лет

В период дошкольного детства ребёнок наиболее подвержен педагогическому воздействию взрослого, который с помощью комплекса методов и приемов в процессе взаимодействия формирует познавательную активнос...

Модель центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она сос...

Модель центра познавательной деятельности (занимательная математика)

Задачами центра  математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для усп...