«Развитие сенсорных и математических представлений дошкольников с использованием эффективных форм и приемов, сочетающих практическую и игровую деятельность, как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
статья по математике (младшая группа)

Зеленцова Юлия Александровна

Из опыта работы воспитателя МБДОУ д /с  № 41 комбинированного вида (2020-2021 уч. год) Воспитатель: Зеленцова Ю.А.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя МБДОУ д /с  № 41 комбинированного вида

(2020-2021 уч. год)

Воспитатель: Зеленцова Ю.А.

«Развитие сенсорных и математических представлений дошкольников с использованием эффективных форм и приемов, сочетающих практическую и игровую деятельность, как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

        Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

        Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

                                          В.А.Сухомлинский

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления – к творческому.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно- исследовательской деятельности.

 В соответствии с ООП ДОУ и программой «От рождения до школы» в Программное содержание 2 младшей группы входит:

Сенсорное развитие

  • создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);
  • закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
  • совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине;

Количество и счет

  • учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы»;
  • понимать вопрос «Сколько?»;
  • различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»;
  • учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения;
  • учить уравнивать неравные по количеству группы предметов путем добавления или убавления одного предмета

Величина

  • учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее — короче, выше — ниже, больше — меньше)
  • сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения;  
  • обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые по длине; широкий — узкий, одинаковые по ширине; высокий — низкий, одинаковые по высоте; большой — маленький, одинаковые по величине;

Форма

  • познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником;
  • учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание;

Ориентировка во времени

  • учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер

Ориентировка в пространстве

  • развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева;
  • учить различать правую и левую руки;

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

        В своей практике я широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время.

Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.

Хочу поделиться своим опытом и находкой Математические игры на липучках.

В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек. Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.  

Дидактические игры на липучках дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке.

В работе применяю игры на липучках для детей 3-4 лет:

  • Игра «Веселые фигуры». Цель: Закреплять знания о форме геометрических фигур. Развивать внимание, память, мышление и воображение у детей.
  • Игра «Подбери колеса к машине», «Припаркуй машину в гараж». Цель: Закреплять знания цвета путем соотнесения «такой» - « не такой»
  • Игра «Большой - маленький», «Один - много». Цель: закреплять знания детей о цвете, размере предметов, развивать умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов
  • Игра «Собери пирамидку». Цель: закреплять у детей умения устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Игры на липучках имеют следующие преимущества:

  1. первое и самое главное – детям это нравится. Малыши могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
  2. реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
  3. игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
  4. незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
  5. простота и доступность игр.

        Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Работу в этом направлении я не прекращаю, занимаюсь поиском шаблонов игр и для других возрастов, так как игры на липучках — это не только весело и красочно, но и познавательно и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста "

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...

Презентация " Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Цель: формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и д...

Исследовательская работа " ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сейчас, когда в обществе наблюдаются признаки нестабильности, необходимо вспомнить исконные традиции русского и башкирского рода, к начальным истокам, к нашим знакомым понятиям, таким как...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста"

Использование театрализованных игр в качестве вспомогательного способа по развитию речи ребенка....

Планирование игровой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Планирование игровой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. ...

Игровая деятельность как средство формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о мире профессий

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э. Эриксо͏н, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игрив...