Игры и упражнения на развитие и закрепление количественных представлений.
методическая разработка по математике

Габдушева Елена Николаевна

Методическая разработка для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov_po_matematike.docx89.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнение на развитие и закрепление количественных представлений. 

https://image.freepik.com/free-vector/no-translate-detected_1308-407.jpg

Составила

Учитель – дефектолог

ГБОУ ООШ № 18

С/П «Детский сад «Центр коррекции

и развития детей»

Г. Новокуйбышевска

Габдушева Елена Николаевна

1.Дидактическая игра «Постройся по порядку»

Цель: упражнять в порядковом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду

Материал: карточки с цифрами от 0 до 10.

Ход игры: в игре участвуют до 10 детей. На стопе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Заучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку. Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог:

- Первым выйдет ребенок с цифрой 7.

- Рядом с ним встанут соседи цифры 7.

- Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое место.

- Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.

- Назовите цифры по порядку. И т.д.

(В игре может принимать участие большее количество детей, в этом случае потребуется второй комплект цифр. Играют две команды)

2.Дидактическая игра «Кто знает - пусть дальше считает»

Цель: упражнять в прямом, обратном счете, счете от заданного числа до заданного. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду

Материал: мяч

Ход игры: дети стоят в кругу. Педагог стоит в центре круга. Педагог начинает считать, затем он бросает мяч какому-либо ребенку. Ребенок, поймав мяч, продолжает считать дальше, пока педагог не скажет «стоп», ребенок кидает мяч другому ребенку, а он продолжает счет. Игра проводится в быстром темпе.

II вариант игры: педагог стоит в центре круга. Педагог бросает мяч какому-либо ребенку и называет число. Ребенок, поймав мяч, называет число большее (меньшее) на 1 (на 2) и передает мяч другому ребенку.

Дидактическая игра «Сколько жильцов в квартире»

Цель: упражнять в прямом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Упражнять в соотнесении числа и количества.

Материал: обручи, цифры

Ход игры: на полу лежат несколько обручей, в каждом из них цифра. Дети бегают по комнате. По сигналу педагога они бегут к обручу – «квартире». Цифра в обруче показывает сколько «жильцов» живет в квартире. Педагог обращается к детям и спрашивает сколько детей живет в квартире и почему их столько? Если квартира не полностью заселена, необходимо спросить у детей, сколько жильцов не въехало в эту квартиру? Игра продолжается, меняются цифры в обручах.

Дидактическая игра «Покажи соседей»

Цель: развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Закреплять понятие «соседи числа».

Материал: наборы цифр от 1 до 10 (на каждую пару детей)

Ход игры: дети играют парами. Педагог предлагает им разложить на столе цифры в любом порядке. С помощью считалки выбирают ведущего в каждой паре:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Ведущий указывает на одну из цифр, а его партнер находит «соседей» этого числа. Затем дети меняются ролями.

Усложнение: ведущий указывает на две цифры, а   его партнер называет их «соседей»

Дидактическая игра «Льдинка в кругу»

Цель: упражнять в прямом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Материал: наборы цифр от 1 до 10, мел.

Ход игры: на земле рисуют 10 кругов на небольшом расстоянии один от другого. В каждом круге пишут цифру (от 1 до 9), один круг остается пустым (цифры расположены не по порядку). С помощью считалки выбирают ведущего, он встает в пустой круг, в руках у него льдинка (любой предмет, который можно бросать). Он бросает ее в круг с любой цифрой и перепрыгивает в этот круг. Далее льдинку нужно перебросить в следующий круг в порядке возрастания (или убывания) чисел. Игра повторяется с другим ведущим.

Дидактическая игра «По кочкам»

Цель: упражнять в прямом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Материал: круги с цифрами от 1 до 10, мел.

Ход игры: дети делятся на две команды и выстраиваются в две колонны одна на против другой. Между ними педагог раскладывает круги с цифрами – «кочки». Сообщает задание: нужно перейти через «болото по кочкам», наступая на них по порядку. Когда игрок одной команды преодолевает «болото», он дотрагивается до игрока другой команды и тот начинает свой путь по «кочкам» в обратном порядке. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок (если кто – то ошибся начинает свой путь сначала)

Усложнение: вместо цифр на «кочках» - кружки в количестве от 1 до 10.

Дидактическая игра «Назови соседей»

Цель: развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Закреплять понятие «соседи числа».

Материал: куб с цифрами на гранях

Ход игры: Дети стоят в кругу. С помощью считалки выбирают ведущего:

На березу села ганка,

Две вороны, воробей!

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Синий- синий- синий кит.

Если веришь - стой и жди

А не веришь - выходи!

Ведущий бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, называет цифру на грани куба и «соседей» этого числа. Если он дал правильный ответ, то становится ведущим. Игра проводится в быстром темпе.

Усложнение: вместо цифр на гранях куба могут быть кружки в количестве от 1 до 10.

Дидактическая игра «Считай - не ошибись»

Цель: упражнять в прямом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду.

Ход игры: дети встают полукругом. С помощью считалки выбирают ведущего.

Все закрывают глаза. В это время ведущий хлопает (подпрыгивает, топает) несколько раз. Дето, открыв глаза, повторяют его действия и объясняют, почему они так сделали, выбирают нового ведущего, игра повторяется.

Усложнение: в качестве усложнения ведущий может предложить выполнить задание, похлопав на один раз больше (меньше), чем услышали дети.

Дидактическая игра «Ручеек»

Цель: развивать навыки счета. Упражнять в составлении чисел из двух наименьших.

Материал: наборы карточек с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: двое детей берутся за руки и поднимают их образуя «ворота». В руках у ник карточка с цифрой (любая цифра от 3 до 10). У остальных ребят в руки по одной цифре. Они разбегаются по комнате. По сигналу педагога «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовалось вместе заданное на «воротам» число (например, надо составить число 8: 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5 и т. д.) «Ручеек» проходит через «ворота», которые пропускают только тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено. Игра продолжается, при этом меняются ведущие, цифра на «воротах» и цифры у детей.

Усложнение: вместо цифр на карточках могут быть кружки в количестве от 1 до 10.

Дидактическая игра «Назови число»

Цель: развивать навыки счета. Закреплять понятия «больше», «меньше». Закреплять навыки увеличения (уменьшения) числа на 1 (2)

Материал: мяч

Ход игры: с помощью считалки выбирают ведущего:

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай.

Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.

Дети стоят в кругу. В центре круга ведущий с мячом в руках.  Он бросает одному из играющих мяч, называет любое число и дает задание: «уменьши число на один». Ребенок, поймавший мяч, дает ответ, потом называет любое число и бросая мяч другому играющему, дает задание: «увеличь число на один». Если ребенок, поймавший мяч, ошибется, его поправляет кто-либо из детей в кругу или ведущий.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: развивать навыки счета. Закреплять понятия «больше», «меньше». Закреплять навыки увеличения (уменьшения) числа на 1 (2)

Материал: мяч

Ход игры: мелкие игрушки либо счетный материал различного вида.

Ход игры: На столе в ряд расставлены 10 игрушек. Педагог предлагает детям пересчитать игрушки, запомнить их расположение и затем закрыть глаза. А сам в это время убирает две любые игрушки. После того как дето откроют глаза, задает им вопросы:

- Игрушек стало больше или меньше

 - Какие игрушки убрали?

- За какими игрушками они стояли?

- Какая игрушка была первой? И т.д.

Дидактическая игра «Отгадай число»

Цель: развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Закреплять понятие «соседи числа».

Ход игры: с помощью считалки выбирают ведущего:

На злотом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич.

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Ведущий загадывает любое число в предел 10 и на ухо говорит его педагогу.

Играющие с помощью вопросов должны отгадать это число. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» или «нет».

Например, задумано число 8.

- Число больше семи? (Да.)

- Оно меньше девяти? (Да.)

- Это число восемь?

- Да.

Когда число отгадано, ведущим становится тот, кто отгадал число.

Усложнение: загадываются числа в проделан 20.

Дидактическая игра «Игра с кубом»

Цель: упражнять в прямом, обратном счете, счете от заданного числа до заданного. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду

Материал: куб с цифрами на гранях.

Ход игры: с помощью считалки выбирают ведущего:

Раз, два, три, четыре, пять,

- Дети, будем начинать,

Пчелы в поле полетели,

Сели пчелы на цветы.

Мы - играем, водишь - ты!

Он бросает куб одному из детей и говорит: «Считай дальше». Ребенок, поймавший куб, называет цифру на грани и считает дальше. Услышав: «Стоп, он бросает куб другому ребенку. Ведущий может изменить задание: - Считай в обратном порядке.

Игра проходит в быстром темпе. В ней должны принять участие как можно больше детей.

Игры и упражнение на закрепление состава числа из двух меньших

Дидактическая игра «Ручеек»

Цель: развивать навыки счета. Упражнять в составлении чисел из двух наименьших.

Материал: наборы карточек с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: двое детей берутся за руки и поднимают их образуя «ворота». В руках у ник карточка с цифрой (любая цифра от 3 до 10). У остальных ребят в рукам по одной цифре. Они разбегаются по комнате. По сигналу педагога «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовалось вместе заданное на «воротам» число (например, надо составить число 8: 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5 и т. д.) «Ручеек»  проходит через «ворота», которые пропускают только тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено. Игра продолжается, при этом меняются ведущие, цифра на «воротах» и цифры у детей.

Усложнение: вместо цифр на карточках могут быть кружки в количестве от 1 до 10.

Дидактическая игра «Сладкие ладошки».
 Цель: развивать навыки счета. Упражнять в составлении чисел из двух наименьших.

Материал: конфеты или муляжи конфет

Ход игры:

Речевая зарядка:
Кулачки мы разомнём, их сожмём и разожмём(одновременно сжимание- разжимание кулаков),
А потом-потом-потом ....конфет мы возьмём
И на каждую ладошку их положим понемножку. 
Вариант 1.
 Указанное количество конфет распределяется на обеих «ладошках» во всех возможных вариантах, которые затем проговариваются.
Вариант 2.
 Ребёнок набирает на одну из «ладошек» указанное количество конфет. Закрывает глаза. Педагог быстро кладёт часть конфет под другую ладошку. Когда малыш открывает глаза, он должен вспомнить, сколько было конфет и сколько «съел» мишка (зайчик и т.п.). Свой ответ он может проверить самостоятельно, заглянув под другую ладошку.
Примечание. Можно предложить ребёнку нарисовать на второй ладошке количество якобы съеденных конфет, а затем сверить результат.
Дидактическая игра «Молодцы водители».
 Цель: развивать навыки счета. Упражнять в составлении чисел из двух наименьших.

Материал: небольшие машинки, макет дороги

Ход игры:

Речевая зарядка:
Если едешь по дороге,(совершать круговые движения согнутыми руками вперёд-назад)
Следуй правилам ты строго, 
Никого не обгоняй,(маршировать с руками вверху) 
Пешеходов пропускай!
 По заданию ребёнок размещает на дороге указанное количество машин по обе стороны от разделительной полосы. В процессе игры машины по одной «поворачивают обратно», перемещаясь на другую сторону и, таким образом, демонстрируя все варианты состава закрепляемого числа.
(- По дороге едет 7 машин. По дальней полосе/влево едут 4 машины, а по ближней полосе/вправо- три. Я составил число 7 из четырёх и трёх. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ»

Формирование пространственных и временных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Их несформированность к концу ...

Игры на закрепление количественных представлений.

Игры на закрепление количественных представлений....

Развитие представлений о мебели у детей старшего дошкольного возраста.Рекомендованные игры и упражнения для воспитателей на закрепление темы с детьми с ЗПР.

В рекомендациях представлены игры и упражнения для воспитателей на закрепление темы:"Мебель" с детьми с ЗПР....