"Три медведя"
план-конспект занятия по математике

Дудченко Наталья Юрьевна

Конспект занятия по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_medvedya_matemat.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение по математике «Три медведя»

Цель: Закреплять умение применять полученные знания ЭМП в разных ситуациях

Задачи:

Образовательные

  1. Продолжать учить детей считать в пределах 5-и (количественный и порядковый счёт).
  2. Продолжать учить устанавливать размерные отношения между 3 предметами разных размеров, располагать их в порядке убывания величины.
  3. Продолжать учить на основе счёта устанавливать равенство, (неравенство) групп предметов.
  4. Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.
  5. Закрепить умение ориентироваться на плоскости.
  6. Закреплять умение различать правую и левую руку, пространственные направления «слева направо», «сверху вниз».
  7. Продолжать учить соотносить число с количеством предметов

Развивающие

  1. Развивать мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, обобщение,
  2. Развивать внимание
  3. Развивать память
  4. Развивать воображение
  5. Учить детей делать выводы, высказывать свое мнение.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитывать познавательный интерес к математике. 
  2. Воспитывать сочувствие попавшему в беду персонажу.

Дополнительные задачи.

«Речевое развитие».

Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Словарная работа: «треугольное печенье в самую большую красную тарелку, квадратное печенье в жёлтую тарелку поменьше, круглое печенье в самую маленькую синюю тарелку», «этот прямоугольник большой, этот поменьше, этот самый маленький», «первый, второй, третий, Мишутка третий», «один, два, три, четыре, пять, всего пять птичек», «число пять больше четырёх, а четыре меньше пяти».

Оборудование и материалы:

Д (демонстрационный материал): три прямоугольника разного размера коричневого цвета, на обратной стороне которых изображены три медведя из сказки «Три медведя», Машеньки, картинка с изображением дерева (на дереве 5 птиц, под деревом 4 зайца), блоки Дьенеша, три обруча разного размера (самый большой, поменьше, самый маленький красного, жёлтого, синего цвета).

Р (раздаточный материал): карандаш, на которой слева расположены сверху вниз девочки, возле каждой числовая фигура, а справа корзинки с ягодами (от одной до пяти), раскраска по сюжету сказки.

Ход:

– Ребята! Сегодня мы с вами побываем в сказке. А в какой сказке, попробуйте отгадать. Подсказка на доске.

-Посмотрите и скажите, как называются эти геометрические фигуры?

-Прямоугольники

-Что нужно сделать, чтобы определить их количество?

-Сосчитать

- Сосчитайте, сколько прямоугольников на доске. Саша, подойди к доске, определи количество прямоугольников, считать нужно слева направо, правой рукой, дотрагиваясь до каждого прямоугольника

-Один, два, три, всего три прямоугольника

– Молодец, Саша. Считает слева направо, правой рукой, дотрагиваясь до каждого прямоугольника рукой. Спасибо, Саша.

– Скажите, чем похожи эти прямоугольники?

-Они одного цвета-коричневого

– Чем они отличаются?

-Прямоугольники разного размера

– Назовите размер каждого прямоугольника, начиная слева.

- Этот прямоугольник самый большой, этот поменьше, этот самый маленький

– Ребята, а вы ещё не догадались, в какой сказке мы сегодня побываем?

-Нет

 Вы сказали, что тут 3 прямоугольника коричневого цвета и разного размера. В какой сказке есть 3 героя коричневого цвета и разного размера?

-В сказке «Три медведя»

-Правильно, ребята, сегодня мы с вами побываем в сказке «Три медведя».

– Про эту сказку даже есть загадка. Послушайте:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки?

-Три медведя

– Действительно, ребята, мы недавно читали с вами сказку, в которой три героя. У них у всех коричневые шубы и все они разного размера. Эта сказка называется «Три медведя». Сегодня мы с вами побываем в этой сказке.

– Ребята, снова посмотрите на прямоугольники на доске и скажите, прямоугольником какого размера может быть Михайло Потапыч?

- Самым большим коричневым прямоугольником

-Давайте перевернём самый большой прямоугольник обратной стороной и посмотрим, действительно ли Михайло Потапыч спрятался за ним.

-Рома, выйди к доске и переверни пожалуйста прямоугольник

-Какой по величине прямоугольник будешь переворачивать?

-Самый большой

– Где он находится?

-Слева

– Действительно, ребята, за самым большим прямоугольником спрятался Михайло Потапыч. Ребята, а за прямоугольником какого размера может спрятаться Настасья Петровна?

-За прямоугольником поменьше

-Проверим?

-Да

-Кто перевернёт прямоугольник поменьше?

-Рита, выходи, и переверни прямоугольник поменьше

– Дети, как вы думаете, почему Настасья Петровна спряталась за прямоугольником поменьше, чем у Михайло Потапыча?

- Настасья Петровна меньше Михайло Потапыча

– Ребята, а какого героя из этой сказки мы ещё не нашли?

-Мишутку

– Как вы думаете, Мишутка какого размера может быть?

-Самый маленький

-Прямоугольник какого размера спрятал Мишутку?

-Самый маленький

-Перевернём самый маленький прямоугольник, Лев выходи, переворачивай прямоугольник

– Какого размера оказался Мишутка?

-Самого маленького

– Ребята, Настасья Петровна спрашивает, а все ли члены её семьи стоят на своём месте. -На каком по счёту месте стоит Мишутка, как это можно определить?

-Посчитать

-Вы уже умеете определять место предмета в ряду. Давайте посчитаем, на котором месте стоит Мишутка. Откуда вы начнёте считать?

-Слева, начиная с Михайло Потапыча

– Света, выйди и посчитай, на каком по счёту месте Мишутка.

- Первый, второй, третий, Мишутка на третьем месте, он третий

– Ребята, чтобы Настасья Петровна была спокойна, давайте определим количество медведей в её семье. Как мы это сделаем?

-Сосчитаем

– Эмма, выйди к доске, сосчитай

-Один, два, три, всего три медведя

– А чтобы Настасья Петровна убедилась в том, что все члены её семьи на месте, давайте назовём порядковое место каждого из них по имени и назовём величину каждого медведя слева направо.

-Кирилл, выйди к доске и назови порядковое место каждого медведя по имени и назови величину каждого медведя слева направо

- Первый – Михайло Потапыч – самый большой, вторая – Настасья Петровна – поменьше, третий – Мишутка –самый маленький

– Ребята, Настасья Петровна вас благодарит за то, что вы сумели посчитать членов её семьи, определить величину каждого из них и узнать, на каком по счёту месте они стоят.

-А теперь давайте вспомним, с чего начиналась сказка?

- С того, как Машенька пошла с подруженьками в лес за ягодами

-Правильно, а как вы думаете, что она могла взять с собой в лес?

-Корзинку

– Ребята, представьте, что мы все друзья Машеньки и сейчас отправимся в лес. Встаньте, подойдите к этому обручу и представьте, что вы берёте корзинку правой рукой. Взяли корзинки правой рукой. А теперь идём все в лес. Машенька с подружками собирают ягоды, грибы. Набрали много ягод и грибов. Решили отдохнуть на пенёчках. Садитесь на свои места-пенёчки. А когда подружки стали собираться домой, поняли, что перепутали корзинки. Давайте поможем им найти свои корзинки

– Посмотрите, у каждого из вас есть листочки. На листочках изображены девочки-подружки Машеньки. Около каждой девочки написано, сколько ягод или грибов она набрала в корзинку.

– Катя, сосчитай, сколько девочек изображено. А вы, ребята, проверяйте пальчиком.

- одна, две, три, четыре, пять – всего пять девочек

-Дети, у всех ли 5 девочек изображено?

-Да

– Глеб, сосчитай, сколько корзинок изображено на листочке.

-Один, два, три, четыре, пять, всего пять корзинок

- У всех 5 корзинок?

-Да

– По сколько девочек и корзинок у каждого из вас?

-По пять

-Молодцы, ребята, правильно определили количество девочек и корзинок.

– Ребята, возьмите в правую руку карандаш и прочертите-покажите дорогу девочкам к их корзинкам. Будьте внимательны: в корзинке должно быть столько ягод и грибов, какое число изображено рядом с девочкой.

-Глеб, почему ты эту девочку соединил с этой корзинкой

-Потому что около девочки стоит число четыре, и в корзинке четыре грибочка

– К какой корзине ты ведёшь дорогу от девочки?

-К этой

- Почему?

-Потому что в ней три грибочка и рядом с девочкой число три

– Ребята, посмотрите, всем ли девочкам вы помогли найти свои корзинки?

-Да

- Думаю, что девочки очень благодарны вам.

– Все девочки уже ушли домой. А Машенька заигралась, увидела на дереве птичек, под деревом зайчиков и стала их считать. (Показываю картинку).

– Как вы думаете, сколько птичек увидела Машенька?

- Одна, две, три, четыре, пять, всего пять птичек увидела Машенька

– А сколько зайчат под деревом увидела Машенька?

- Один, два, три, четыре, всего четыре зайчика

  Пока Машенька сравнивала их количество, подружки уже далеко ушли. Давайте поможем Машеньке сравнить количество птичек и зайцев. Может, успеет ещё догнать своих подружек.

– Кого же больше: птичек или зайчат?

- птичек больше, чем зайчат

-Почему?

-Зайцев 4, а птичек 5, 5 больше 4, а 4 меньше 5

-Правильно, молодцы, вы помогли Маше сосчитать зайчиков и птичек и сравнить их количество, но она так и не смогла догнать подружек, потому что на другом дереве увидела белочек и снова их стала считать.

– А в это время медведи по лесу ходили и грибочки собирали. Давайте представим, что мы медведи из эй сказки. Подойдите все сюда.

Я буду говорить слова, где говорится о том, какие грибы собирали медведи и где они их находили, а вы выполняйте движения, как будто их собираете вы это медведи этой сказки.

Мишки по лесу гуляли

И грибочки собирали

Один-грибок и два-грибок.

Их положим в кузовок.

Под кусточком три маслёнка,

На болоте – маховик,

На пенёчке – два опёнка,

А под ёлкой – боровик

– Молодцы, вот мы и узнали, чем занимались медведи в то время, пока Машенька считала встретившихся на её пути птиц и лесных животных.

–Оказывается, ребята, сегодняшняя наша сказка заканчивается по-другому. Хотите узнать, как?

-Да

- Машенька увидела домик, зашла туда и увидела: на стене висели фотографии трёх медведей разной величины. Машенька решила им приготовить сюрприз. Напекла им печенье разной формы. Хотела разложить их по тарелкам, но не смогла. Давайте поможем ей разложить угощенье. У медведей были вот такие тарелки (раскладываю обручи разной величины)

-Сколько тарелок было в семье медведей, сосчитайте?

- Одна, две, три, всего три тарелки

-Как узнать, какая тарелка кому принадлежит?

- Потапыча должна быть самой большой, тарелка Настасьи Петровны – поменьше, Мишуткина тарелочка – самая маленькая

-Давайте их сравним по величине и разложим от самой большой до самой маленькой. -Как мы это всегда делали?

-Сравнивали, каждый раз выбирая самую большую

– Сравните тарелочки по величине и разложите их от самой большой до самой маленькой.

– Молодцы, вы помогли Машеньке в правильном порядке разложить тарелки. А теперь я вам раздам вот такое печенье и открою вам секрет: Михайло Потапыч любит печенье треугольной формы, Настасья Петровна – квадратной формы, а Мишутка – круглой формы. Какое печенье в какую тарелку вы положите?

– Помогите Машеньке разложить печенье в тарелки.

 -Какой формы печенье сюда кладёшь?

-Квадратной

- Почему?

-Потому что это тарелка Настасьи Петровны и она любит печенье квадратной формы – Ребята, давайте посмотрим, все ли печенья правильно разложили в тарелочки?

-Да

 В самой большой тарелке какой формы печенья?

-Треугольной

- В какой по величине тарелке круглые печенья?

-Самой маленькой

– Маша благодарит вас за помощь. Теперь медведи смогут полакомиться вкусными печеньями из своих любимых тарелок.

– Вот и пришла пора прощаться с героями любимой сказки. Они вам очень благодарны за ваши старания. А сейчас они прощаются с вами до новой встречи. А на память медведи оставили свои фотографии. Вам нужно будет их раскрасить.

-В какие цвета вы их будете раскрашивать?

-Разные

-Вспомните: за прямоугольниками какого цвета они были спрятаны в начале нашего путешествия в сказку?

-Коричневого

– Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии в сказку «Три медведя»?

- Как мы помогали Маше, её подружкам.

-Какую помощь вы оказали Маше?

 -В какой помощи нуждались подружки Маши?

- Найти свои корзинки

-Молодцы, вы добрые, отзывчивые ребята. Любите сказки, а больше всего вы хотите, чтобы все сказки заканчивались хорошо. Ваши умения считать, сравнивать числа, сравнивать героев и их тарелки по величине, находить нужной формы печенья помогли всем героям сказки «Три медведя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действующие лица: Медведь Лиса Рассказчик Рассказчик Жили в чаще по соседству И знакомы были с детства Бурый мишка и лиса, Леса местного краса. Одному жить не годится, И Медведь решил жениться. Посоветовали все Свататься идти к лисе. Медведь Тук-тук-

Куклы: Каспер, Принцесса, ведьма Клаппербен, Крокодил. Ре к в и з и т: маленькая книжка, кусок сосиски, будильник. Раздаются три звонка. Каспер (выглядывает из-за сцены). Прив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе Сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Миски для медведей.

познакомить с содержанием сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»;дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книгах очень интересно;развивать память, активизировать речь;закреплять умение ...

ненецкая сказка "Белый медведь и бурый медведь"

Сценарий театрализованного представления по ненецкой сказке "Белый медведь и бурый медведь"...

Презентация на тему: "Белый медведь и бурый медведь"

Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле....

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....