Конспект открытого занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие по островам математики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Занятие с использованием технологии ТРИЗ с палочкаи Кьзера и блоками Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_matematikeaprel_2023.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект открытого занятия

по ФЭМП в подготовительной группе

Тема:

 «Путешествие по островам  математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьёнеша

 и палочек Кьюзинера»

Подготовила воспитатель первой квалифицированной категории:

Конюхова О.В.

                                             

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная.

Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Программное содержание:

Цель: Закрепить представления о свойствах предметов ; Уточнить представления о формах геометрических фигур; закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить счет в пределах 10;
  • умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
  • уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве;
  • закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
  • упражнять в порядковом счете.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные:

воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий, желание прийти на помощь.

Материалы и оборудование: воздушный шар, конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника, корзина с мячами (на каждом мяче числа от 1 до 6) и конверты с заданиями, с цифрами, шкатулка с призами, карточки с цифрами от 0 до 10; палочки Кьюзинера., блоки Дьенеша;

Предварительная работа:

- игры с блоками Дьенеша,

- игры с палочками Кьюзинера.

Ход ОД:

В группу заходят дети и педагог.

Организационный момент:

Приветствие: « Дружная семья»

    Я,ТЫ,ОН,ОНА-

Вместе дружная семья,

Руку дай соседу справа

Руку дай соседу слева

Я,ТЫ,ОН,ОНА-

Вместе дружная семья

Улыбнись соседу справа

Улыбнись соседу слева!

Ущипни соседа справа

Ущипни соседа слева!

В:-Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа, приговаривая: - Он такой хороший!

- Я такой  хороший! ( гладим себя),

- Я лучше всех!

- Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними.

Я сейчас ребята, скажу Вам «волшебное» слово – «Здравствуйте!».

И вы скажите нашим гостям «Здравствуйте!»

Когда люди говорят "здравствуйте", то они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Вот и я сейчас говорю «Здравствуйте», приветствую и желаю здоровья и вам и нашим гостям. Поздоровайтесь и вы, с нашими гостями.

Дети говорят «Здравствуйте!»

В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор-Математик».

2. Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, который не подписан). Странный конверт какой-то, давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.(открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).

Воспитатель: Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам? Не понимаю?

Дети: Нужно собрать картинку.

Дети собирают картинку.

Воспитатель: Все ясно! Это написал нам Профессор-математики!

Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!

Воспитатель: Ой, посмотрите, на конверте нарисован компьютер. Что же это может означать? Нам пришло какое-то важное сообщение. Давайте посмотрим.- Сейчас включу  аудизапись:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышал, что вы любите математику и хотел бы узнать, чему вы научились за это время учебы. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей).

Тогда удачи! Даю вам подсказку:

«Мячики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка».

3. Основная часть

Дети находят корзину с мячами и письма с заданиями у окна. На каждом мяче числа, и конверты с цифрами соответствующими числам.

- Ребята ,сегодня Вас ждет увлекательное занятие! Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность!

- Но сначала  давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра- тренинг : « Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали

Я желаю, чтобы мои глазки все видели

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво;

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно;

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым!

В- Молодцы ,ребята! Теперь вы готовы все слышать, все видеть и все чувствовать!

В:- Сейчас я вам раздам пропускные билеты, номер билета соответствует номеру вашего места на  стульчиках. Занимайте свои места.

- Прежде чем мы начнем наше путешествие  по островам математики, нам нужно усвоить некоторые правила поведения.- Я буду начинать говорить правило, а вы будете заканчивать:

- Ты  сиди на стуле стройно и веди себя ….(  достойно)

- Стол – это не кровать и на нем нельзя …..( лежать)

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку …( подними)

- Хорошо вы вспомнили наши правила поведения на занятии.

- А на чем мы отправимся в наше путешествие ,вы узнаете, если соедините все цифры по порядку от 1 до 20!

- Что у вас получилось?

- Вижу у всех получились кораблики  и мы отправляемся в путь.

Воспитатель: Ну что, ребята, начнем наше путешествие?

(один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»).

Посмотрите, какое число на мячике написано? Правильно, а в каком конверте наше первое испытание?

Воспитатель: Правильно, С цифрой 1.

Воспитатель открывает конверт.

Воспитатель: «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное-получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда начнём! Для начала, Профессор – математик предлагает вам математическую разминку.

Математическая разминка.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

ХодДети в кругу по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1Что выше: дерево или куст?

2.Сколько концов у двух палок?

3.Что тяжелее: 1 кг.пуха или 1 кг. камней?

4.Сколько месяцев в году?

5.-Если море глубже,то ручей?( мельче)

6.Как вы думаете ,что  длиннее зима или лето

7.Сколько дней в недели

8.Какой день недели находится между понедельником и средой

9.Два друга играли в шахматы 2 часа, сколько часов играл каждый

- Молодцы! Справились с первым заданием. Поплывем на следующий остров.

Конверт с заданием  с цифрой под номером 2. Какого   цвета конверт с заданием?-  желтого).

Воспитатель: Назови, какая это цифра?

Ребёнок: Два.

Воспитатель: - Задание с палочками Кьюзинера:

Воспитатель:- Давайте выложим свои поезда из цветных палочек- вагонов, выкладываем слева- направо от самого короткого вагона до самого длинного. –Вопросы:

- Вагон какого цвета стоит шестым?

- Какой по порядку вагон находится между оранжевым и бордовым?

-Какого цвета вагон, который на 1 больше, чем 7?

- Найди вагон ,который стоит рядом с желтым, но не красный?

- Какого цвета вагон левее бордового?

- Палочка какого цвета лежит между числами 3 и 5?

-Назови соседей желтой палочки числами?

-Я задумала число, это число больше 4, но меньше 6? –Покажите палочку, которая соответствует этому числу.

- Ребята найдите цветную палочку, которая обозначает число 8 и покажите какого цвета эта палочка?

- Положите ее перед собой горизонтально.

- Выкладываем под этой палочкой каждый ряд. Он должен составлять число 8 из двух меньших чисел.

- Произносим вслух: 8 это: 1и7; 2и 6; 3и5; 4и4;6и2;7и1

-Молодцы! Все справились с этим заданием. Палочки убрали в коробку.

- Поплыли дальше! А вот и замечательный остров, который называется

« Отдыхайка!»

Физминутка:

-Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу:

Скушал церковь,

Скушал дом,

И кузницу с кузнецом

А потом и говорит:

- У меня живот болит!

В:- Отдохнули немножко,  взбодрились!

- Пока мы отдыхали, подплыли к следующему острову, который называется « Остров Чудес»

- Следующее задание мячик с конвертом какого цвета?

 Игра : « Наоборот»

Смелый- трусливый

Сильный- слабый

Узкий- широкий

Вверх- низ

Жесткий- мягкий

Круг- квадрат

Высокий- низкий

Далеко- близко

Здоровый- больной

Горький- сладкий

Верхний –нижний

Поднимать- отпускать

Подъехать- отъехать

Шумный- тихий

       Ориентировка на листе бумаги:

 Взяли простой  карандаш и лист бумаги, сейчас мы с вами будем художниками и нарисуем картину, будьте внимательными, слушайте меня и рисуйте то, что я вам скажу:  Итак, приготовьтесь!

- В верхнем левом углу нарисовали солнышко, а в правом верхнем углу облако, нашли середину листа и нарисовали домик, справа от дома забор, за  забором  дерево, слева от дома  скамейку, под скамейкой лежит мячик, над домом  птички летят, под крышей дома сосульки висят, а около дома цветы растут, в левом нижнем углу грибы растут, а в правом нижнем углу выросла елочка из треугольной формы.

- Молодцы! И с этим трудным заданием  тоже справились!

- Чтобы выполнить следующее задание нужно нам немного отдохнуть!

       

                                            Физминутка:

 -Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик будто не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

                                                 

                                           Кинезиологическое  упражнение: ( показывает ребенок)

-В:- Вот мы и подплыли к следующему острову, который называется « Размышлялки», мячик с конвертом и с заданием под номером №4, какого цвета конверт?

                         Игры с блоками «  Дьениша»

Игра: « Шифровальщики»

- В:- Я сейчас буду показывать карточки- символы, а вы по этим  символам должны будете показать мне соответствующую фигуру.

- Молодцы и с этим заданием вы тоже справились!

Воспитатель: Чтобы получить медальон, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»

Дидактическая игра«Да-нет»

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:

- она желтая (синяя, красная)

- у нее есть углы (Да)

- у нее 3 угла (4 угла)

- она маленькая (Нет)

- она толстая. (Да)

Загаданную фигуру показывает воспитатель.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но нас ждет следующее задание!

- Поплыли дальше!

- Вот и последний островок. Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто  мы не знаем.

- Чтобы узнать ,кто охраняет остров, нам необходимо выполнить следующее задание- это диктант. Мы с вами будем рисовать по клеточкам, под мою диктовку!

 - Возьмите простой карандаш и листочек в клетку, нашли красную точку, поставьте карандаш, будьте внимательные:

-2 клетки вправо,1-клетка вверх,1-клетка вправо,1-вверх,1- вправо,3-вниз,4- вправо,1-вверх,1- вправо,5-вниз,2-влево,2-вверх,3-влево,2-вниз,2-влево,4-вверх,2-влево,1-вверх.

- Кто ребята у вас получился?

- Кто  же охраняет этот остров? ( Собака)

- Правильно собака!

- В:- Ребята,  чем мы сегодня с вами занимались? ( Мы путешествовали по островам математики)

-В: Какое задание для вас было самым трудным?

-В:- Какое задание для вас было самым интересным и вы легко с ним справились?

- А сейчас я предлагаю, чтобы вы себя  оценили! Здесь у меня лежат разноцветные  кружочки( красный, желтый, зеленый)

- Если со всеми заданиями справились, без ошибок, то выбираете -зеленый кружок, если немного ошиблись и обращались за помощью, то желтый кружок, а если во всех заданиях ошибались, то к сожалению красный кружок!

Итог: - Молодцы! – Вы все прошли испытания и сейчас время подарить вам всем сокровища- это золотые медальки! И на память о нашем сегодняшним путешествии возьмите кусочек хорошего настроения!

- Какое у вас настроение в конце нашего занятия,  выберите  себе смалик  на память!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП во  младшей группе «Путешествие в страну математики»

Программные задачи: учить сравнивать совокупности  предметов; различать, где один предмет, а где много; знакомить детей с частями суток (утро-день); закреплять знание геометрических фигур и основ...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Путешествие в страну Математиков"

В конспекте отраженны задания  для старшей группы на логическое мышление и на закрепление математических знаний....

Конспект открытого занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на планету математики»

Открытое занятие по математике в старшей группе по теме, связанной с Космосом, посвященное Дню космонавтики....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие в страну Математики"

Дети получают необычное письмо, из которого узнают о том, что в стране Математики случилась беда. Королева Задачка просит ребят помочь ей навести порядок в ее королевстве....

Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие по островам математики"

Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие....