Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «Помогаем Лунтику получить математические знания» Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Богданова Дарья Михайловна

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе. Цель: Совершенствовать математические способности и познавательную активность дошкольников посредством математических.

Закрепить знания детей о последовательности цифр в прямом и обратном порядке; знание геометрических фигур; умение ориентироваться на листе бумаги.. Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток. Закрепить знания о цвете и форме. Закрепить знаки сравнения: больше, меньше, равно..

Развивать познавательные процессы восприятия, внимание, логическое мышление и память детей; умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Развивать умение детей сравнивать и анализировать. Развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать мыслительные процессы, умение аргументировать и высказывать свои мысли. Развивать социальные навыки умения работать в группе и индивидуально. Развивать двигательные навыки.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; интерес к математическим занятиям. Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в старшей группе «Лимпопо»

на тему: «Помогаем Лунтику получить математические знания»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Составила и провела:  

Воспитатель

Богданова Дарья Михайловна

 

Санкт-Петербург

2023г.

Тема: «Помогаем Лунтику получить математические знания»

Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: работа с геометрическими фигурами, счётом цифр от 1 до 10, сравнение знаков (больше, меньше, равно), логические задачи, ориентация в пространстве в играх и на листе бумаги.

Цель: Совершенствовать математические способности и познавательную активность дошкольников посредством математических заданий.

Программные задачи:  

Образовательные:

- Закрепить знания детей о последовательности цифр в прямом и обратном порядке.

- Закрепить знание геометрических фигур.

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

- Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток.

- Закрепить знания о цвете и форме.

- Закрепить знаки сравнения: больше, меньше, равно.

Развивающие:

-Развивать познавательные процессы восприятия, внимание, логическое мышление и память детей.

- Развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Развивать умение детей сравнивать и анализировать.

- Развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.

- Развивать мыслительные процессы, умение аргументировать и высказывать свои мысли.

- Развивать социальные навыки умения работать в группе и индивидуально.

- Развивать двигательные навыки.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

-Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.  

- Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.

Методы и приемы:

Организационный момент, сюрпризный момент, игровой, выполнение детьми практических заданий, решение логических задач, словесные инструкции, рефлексия.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, интерактивный Лунтик, запись голоса Лунтика, цветные пронумерованные конверты с заданиями – 7 шт.; раздаточный материал на каждого ребенка: бумага А5, туба с цветными карандашами, геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник), цифры и карточки с цифрами, знаки сравнения (больше, меньше, равно), схемы, медали.

Используемые технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие.

Ход занятия:

Организационный момент  

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть всех вас и посмотрите сколько гостей пришло к нам в группу. Давайте все дружно поздороваемся – Здравствуйте! (дети сказали: «Здравствуйте!») А также подарим им свои улыбки для прекрасного настроения.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь, пожалуйста, берите друг друга за руки и вставайте в круг.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель: 

В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо – 1,2,3. А теперь пойдем налево – 1,2,3.

В центре круга соберемся – 1,2,3. И на место все вернемся – 1,2,3.

Улыбнемся, подмигнем, с вами мы играть начнем.

(дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

А теперь покажите мне свои пальчики (дети поднимают руки, сгибая их в локтях и показывают свои пальцы). Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Дружат в нашей группе (хлопают в ладоши, поочередно поворачивая, то правую, то левую руку) девочки и мальчики (руки сжимают и разжимают в кулак).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (хлопки с широко раздвинутыми пальцами рук). 

1, 2, 3, 4, 5 (поочередно соединяем друг с другом большие пальцы, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы).

Начинаем счет опять (сжимаем руки в кулаки и стучим друг о друга) 

5 4 3 2 1 (поочередно соединяем друг с другом мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие пальцы).

Дружно мы в кругу стоим! (соединив обе ладошки вместе, поворачиваем их из стороны в сторону).

На экране появляется Лунтик (видеообращение): 

Воспитатель: Ой ребята, кто это?  Ответы детей.

Воспитатель: Здравствуй Лунтик, мы рады видеть тебя у нас в гостях...Но почему ты грустный, что-то случилось?

Лунтик: Привет, ребята! Я прилетел к вам с Луны и совсем не умею считать. А я слышал, что вы в этом году пойдете в подготовительную группу! Это так здорово! Я тоже хочу! Но мне сказали, что у меня мало знаний, чтобы ходить вместе с вами в подготовительную группу! Для этого мне необходимо выполнить задания, которые находятся в конвертах. Мне очень нужна ваша помощь, ребята!!! Вы сможете мне помочь?

Дети: Да!

Воспитатель: Смотрите ребята, сколько конвертов дали Лунтику с заданиями.

На столе (или на подносе) лежат разноцветные пронумерованные конверты вперемешку.

Дети: Вот это да! Как много!

Воспитатель: Ребята, вы видите, что конверты все разноцветные и перемешаны?

Дети: Да!

Воспитатель: Какие цвета вы видите здесь?

Дети: Мы видим на столе конверты красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого, голубого, синего, фиолетового цвета.

Воспитатель: А цифры какие вы видите на конвертах?

Дети: На конвертах есть такие цифры: 1, 2, 3 ,4 ,5 ,6, 7.

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно с ними сделать?

Дети: Называют свои варианты (разложить конверты по цветам, разложить конверты по номерам).

Воспитатель: Хорошо, молодцы ребята. Разложите конверты по номерам/цветам.

(Дети раскладывают конверты). РАБОТА в команде

Воспитатель: Что у вас получилось? Дети: У нас получился числовой ряд. А по цветам на что похоже?

Дети: На радугу.

Воспитатель: Молодцы, что увидели радугу! Давайте повторим цвета, из которых состоит радуга.

Дети: Называют цвета.

Воспитатель: Здорово! Теперь мы можем приступить к первому заданию. Какой конверт нам нужно открыть сейчас?

Дети: Первый. Красный.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому что на конверте есть цифра 1. И потому что он красного цвета, как первый цвет в радуге.

Воспитатель: Молодцы! Всё верно.

Воспитатель берет конверт №1 и открывает его.

Первое задание в конверте с номером «1»

Воспитатель достает цифры. Каждый ребёнок выбирает самостоятельно карточку с цифрой.  

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои цифры и займите место в соответствии с вашей цифрой на карточке. Постройтесь в ряд.

После того, как ребята построились по порядку, на экране появляется задание:

  1. Карточки с пропущенными цифрами.

Воспитатель: Ребята, поднимите только те цифры вверх, которых не хватает в числовом ряду на экране.

На экране появляются поочередно 3 карточки, на которых пропущены цифры и дети его выполняют.

  1. Слайды с цифрами. На каждом слайде одна цифра. Например, 6. Нужно показать соседей данной цифры, которая на экране (7 и 8).

Воспитатель: Ребята, поднимите только те цифры, которые являются соседями цифры 6.

На экране появляются поочередно 3 слайда с цифрами, дети выполняют задание.

Лунтик (видеообращение):

Ребята, здорово! Вы справились с первым заданием! Спасибо вам! Я теперь знаю числовой ряд и сам могу выстроить числа в нужном порядке и назвать их соседей.

Второе задание в конверте с номером «2».

«Сравни числа»

Воспитатель достает из конверта знаки «Больше», «Меньше», «Равно» на каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, вы знаете что это за знаки?

Дети: Да! Это знаки больше, меньше и равно.

Воспитатель: Правильно!

На экране появляется слайд.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат карточки с заданиями.

Воспитатель: Ребята, для выполнения следующего задания вам нужно присесть на свои места. Там вас ждут карточки, на которые нужно расставить правильно соответствующий знак.

Дети садятся на свои рабочие места и выполняют задание.

 

Лунтик (видеообращение):

Ребята, вы молодцы! И с этим заданием вы тоже справились! Знаки я усвоил! Давайте с вами немного отдохнем! Хотите?

Дети: Да!

Физкультминутка с Лунтиком.

Повторяем движения за Лунтиком с экрана.

Третье задание в конверте с номером «3».

«Найди лишнее слово или 4-ый лишний»

Воспитатель достает из конверта карточку с игрой. И читает задание. Дети отвечают на вопросы (на каждого ребенка по одному вопросу).

 Воспитатель:

  • Понедельник, вторник, среда, утро? (Утро)
  • Зима, весна, лето, вторник? (Вторник)
  • Март, апрель, май, осень? (Осень)
  • Лето, суббота, воскресенье, понедельник? (Лето)
  • Круг, квадрат, овал, среда? (Среда)
  • Маленький, средний, большой, квадрат? (Квадрат)
  • Ночь, утро, день, круг? (Круг)
  • Ноль, больше, меньше, равно? (Ноль)
  • Два, четыре, шесть, треугольник? (Треугольник)
  • День, вечер, ночь, понедельник? (Понедельник)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием и теперь мы можем открыть следующий конверт.

Четвертое задание в конверте с номером «4».

«Нарисуй геометрические фигуры (ориентировка)»

Воспитатель достает из конверта задание.

Воспитатель: Ребята, для выполнения следующего задания вам нужно сесть за столы на свои места. Там вас ждут белые листы бумаги и цветные карандаши.

После того, как дети сели на свои места, воспитатель читает задание.

Воспитатель:

  • Возьмите красный карандаш и нарисуйте круг в центре листа.
  • Возьмите зеленый карандаш и нарисуйте квадрат в верхнем левом углу.
  • Возьмите желтый карандаш и нарисуйте треугольник в нижнем правом углу.
  • Возьмите синий карандаш и нарисуйте прямоугольник в нижнем левом углу.
  • Возьмите коричневый карандаш и нарисуйте овал в верхнем правом углу.
  • (Возьмите черный карандаш и нарисуйте треугольник между квадратом и прямоугольником.)

Воспитатель: Посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы выполнили задание.

На экране появился слайд с правильным решением.

Воспитатель: Ребята, поднимите руку, кто всё правильно сделал.

Воспитатель: Молодцы, здорово! Ребята, скажите, сколько ещё конвертов у нас осталось?

Дети: У нас осталось ещё три конверта.

Воспитатель: Правильно. Какой конверт нам нужно открыть сейчас?

Дети: Нам нужно открыть конверт под номером 5 голубого цвета.

Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно.

Воспитатель берет конверт №5 и открывает его.

Пятое задание в конверте с номером «5».

«Скажи наоборот»

Воспитатель достает из конверта задание, карточку с игрой. Дети отвечают на вопросы (на каждого ребенка по одному вопросу).

Воспитатель: Ребята, следующее задание – это игра «Скажи наоборот».

  • Зима – ? (Лето)
  • Холодно – ? (Жарко)
  • День – ? (Ночь)
  • Круглый – ? (Квадратный)
  • Большой – ? (Маленький)
  • Узкий – ? (Широкий)
  • Высокий – ? (Низкий)
  • Первый – ? (Последний)
  • Острый – ? (Тупой)
  • Много – ? (Мало)
  • Зимой холодно, а летом? (Жарко)
  • Днем светло, а ночью? (Темно)
  • Утром мы завтракаем, а днем? (Обедаем)
  • У человека две ноги, а у собаки? (Четыре)
  • Зимой идет снег, а летом? (Дождь)
  • Лимон кислый, а арбуз? (Сладкий)
  • Пластилин мягкий, а камень? (Твердый)
  • Уголь черный, а снег? (Белый)
  • Диван мягки, а скамейка? (Твердая)
  • Ручеек мелкий, а река? (Крупная)

Воспитатель: Ребята, здорово! Правильно справились и с пятым заданием.

 Шестое задание в конверте с номером «6».

«Чудо-фигуры»

Воспитатель достает из конверта задание.

Воспитатель: Ребята, для следующего задания вам нужно подойти к столу где лежат геометрические фигуры (командная работа)

Воспитатель: Посмотрите! У каждого из вас лежат на столе свои геометрические фигуры разного размера и цвет. Назовите мне их пожалуйста.

Дети перечисляют названия геометрических фигур.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Как вы думаете, что вам с ними нужно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Вам нужно из этих фигур сделать картину, состоящую из нескольких предметов. Для начала нам нужно построить дом. Скажите, какие фигуры нам для этого понадобятся? (Ответы детей) Сколько? (Ответы детей) Какого цвета? (Ответы детей). Чтобы построить девочку, какие фигуры понадобятся? (Ответы детей). Сколько? (Ответы детей) Какого цвета? (Ответы детей). Чтобы построить ёлку, какие фигуры понадобятся? (Ответы детей). Сколько? (Ответы детей) Какого цвета? (Ответы детей). Чтобы построить ракету, какие фигуры понадобятся? (Ответы детей). Сколько? (Ответы детей) Какого цвета? (Ответы детей).

Приступайте, пожалуйста, к выполнению.

Воспитатель: Посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы выполнили задание.

На экране появляется слайд с правильным решением.

Лунтик (видеообращение): Ребята, какие вы молодцы, со всеми заданиями справились. Теперь я знаю, как выполнять такие задания и думаю, что меня примут в подготовительную группу. Я рад, что сегодня был с вами. Примите мою благодарность. Загляните в конверт с номером «7». А мне пора к своим друзьям. До свиданья, ребята, до новых встреч.

Дети: До свидания, Лунтик!  

Воспитатель: Ребята, но прежде чем посмотреть в конверт, ответьте мне пожалуйста на следующие вопросы:

Рефлексия:  

  1. Дети, вам понравилось наше занятие? (Ответы детей)
  2. Как вы думаете нам удалось передать свои знания Лунтику? (Ответы детей)
  3. Какое задание было самым сложным для тебя, Саша? (Ответы детей)
  4. Какое задание было легким для тебя, Полина? (Ответы детей)
  5. Ребята, может были задания, в которых вы затруднялись? (Ответы детей)
  6. Что нам помогало решать все эти задания? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а мне больше всего понравилось, какие вы сегодня были дружные и как легко справлялись со всеми заданиями. Вы большие молодцы!

Воспитатель открывает Седьмой конверт. Вручение медалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС. «Помоги Маше»

Образовательная деятельность построена на интеграции образовательных областях: познавательное развитие и социально- личностное развитие. Совместная деятельность проходит в дидактических играх с исполь...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС. «Помоги Маше»

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС.   «Помоги Маше»...

Конспект НОД по математике в старшей группе на тему: "Помоги Золушке попасть на бал"

Конспект НОД по математике в старшей группе на тему: "Помоги Золушке попасть на бал"...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в страну 7 Я» (Образовательная область «Познавательное развитие»)

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну 7-Я" для формирования представлений о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, з...