Дидактические игры и упр. для разных возрастных групп
материал по математике

Кретинина Анна Александровна

Дидактические игры и упр. для разных возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_upr.dlya_raznyh_vozrastnyh_grupp.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упр. для разных возрастных групп

Младшая группа:

«Много — мало».

Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов. 
Оборудование и материалы: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков. 

Ход: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» 

В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. 

Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. 

Варианты: Если вы играете на улице, в машину можно грузить камешки. Можно предложить малышу перевозить морковку, картошку, репчатый лук.

«Украсим коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Оборудование: игрушка медведь, коврики(лист А4), геометрические фигуры.

Ход: Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».

«Счетные палочки».

Цель: учить детей счёту, познакомить с геометрическими фигурами, понятием симметрии.

Оборудование и материалы: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).

Ход: Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Средняя группа:

" Раз, два, три - ищи! "

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.

Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое?

Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

"Помоги цыплятам "

Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

Содержание: Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. Воспитатель читает стихотворение Д. Хармса:

"Речку переплыли ровно

в полминутки:
Цыпленок на утенке,

цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,

 а курица на утке!"

«Теремок»

Цель:  Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром.

Материалы: Сказочные герои,  кубики, шары, 2 коробки

Содержание: Перед детьми стоят  две коробки с кубиками  и шариками. Педагог задает наводящие вопросы: «Можно ли построить «Теремок» из кубиков или из шаров?», «Почему из шариков строить нельзя?», «Как вы думаете, почему кубики не могут катиться, как шары?».

Педагог выслушивает все ответы ребенка, после чего делает вывод: кубы не могут катится, потому что у них есть углы (показывает) и грани (показывает),  предлагает построить ребенку теремок для сказочных героев. Закрепляя при этом  свойства куба и шара.

 

Старшая группа:

«Чудесный мешочек»

Цель. Упражнение в различении геометрических фигур, предметов, имеющих геометрическую форму, геометрических тел.
Оборудование: геометрические фигуры.

Ход. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребёнок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать. Усложнить игру можно, если ведущий даёт задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребёнок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был в руках у каждого ребёнка. Эта игра может проводиться также с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими чётко выраженную геометрическую форму.

«Сколько? Какой?»

Цель. Счёт в пределах 10. знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».

Игровой материал. Цифры.

Ход: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй…десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка – первая, дед – второй, бабка – тернья и т.д.)

Решить простейшие задачи.

1) Во дворе гуляли курица и 3 цыплёнка. Один цыплёнок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если 2 цыплёнка побегут пить воду, сколько цыплят останется около курицы?

2) Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корытце? Сколько останется утят, если 2 утёнка убегут клевать листочки?

3) Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если 1 гусёнок спрячется. Сколько останется гусят, если 2 гусёнка убегут клевать траву?

4) Вытаскивают репку дед, баб, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка – за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?

Дед – первый, мышка – последняя. Если уйдёт дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первым? Кто – последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто – последний? Можно составить и другие задачи.

«Части суток»

Цель: упражнение детей в различении частей суток, закрепление цветов.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь. Обручи.

Ход: Воспитатель кладет на пол 4 обруча разных цветов(больших домика), каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого обруча закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к обручам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из  какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее. 

  1.Утром мы во двор идем,

     Листья сыплются дождем,         

     Под ногами шелестят,                 

      И летят, летят, летят…                                                                         

2.Случится в солнечный денек         

   Ты в лес уйдешь поглуше

              Присядь попробуй на пенек        

              Не торопись… Послушай…                                

3.Вот уж вечер.                                                      

   Роса.

   Блестит на крапиве.                                        

   Я стою на дороге,                

   Прислонившись к иве…                                                                                

4.Плакали ночью желтые клены:                                                    

    Вспомнили клены,                                  

               Как были зелены…

Подготовительная группа:

«Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

«Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Материал: Карточки

Ход: На доске вывешивается 7-8 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз.  «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство и управление играми с правилами в разных возрастных группах

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и...

«Игры и упражнения в разных возрастных группах на развитие словаря»

Содержание: Пояснительная записка1.1  Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста 1.2  Дидактические игры по развитию словаря в средней группе 1.3...

Дидактические игры и упражнения для разных возрастных групп по теме:"Геометрические фигуры"

1. Игра « Назови одним словом»Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные...

Игры математического содержания в разных возрастных группах.

Игры математического содержания в разных возрастных группах....

Картотека дидактических игр по ФЭМП в разных возрастных группах

Большую роль в закреплении элементарных математических представлений могут сыграть разнообразные дидактические игры....