Познавательно – исследовательский проект «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
проект по математике (подготовительная группа)

сергеева татьяна анатольевна
Ведущей деятельностью дошкольника – является игра, поэтому игру, как метод обучения целесообразно использовать в развитии математических способностей детей. В играх обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Ведь когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_moy_proekt_19-20.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 100 Невского района Санкт-Петербурга

Познавательно – исследовательский проект

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Подготовила:

Сергеева Татьяна Анатольевна,
воспитатель

Санкт-Петербург - 2019

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы № 2, воспитатель, родители.

Срок проведения проекта: сентябрь 2019 – май 2020 г.

Исполнители проекта и основные участники: воспитатель и дети подготовительной группы № 2.

Пояснительная записка: 

Что такое математика для дошкольника? Что такое математические способности в дошкольном возрасте, которые впоследствии станут базой успешного обучения в школе?

Математика для дошкольника — это:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
  • ознакомление с математическими зависимостями и отношениями;
  • приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формирование навыка самоконтроля и самооценки;
  • овладение математической терминологией (число, цифра, больше—меньше, плюс, минус, равняется, геометрические фигуры, сантиметр);
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • развитие графических навыков (написание цифр, рисование геометрических фигур).

При этом целью обучения является не только ознакомление детей с математическими представлениями, но и развитие у них математических способностей.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают развиваться математические способности, которые включают в себя ряд частных способностей:

  • Способность к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки).
  • Способность к обратимости мыслительных процессов (к переходу от прямого к обратному движению мыслей: прямой и обратный счет, сложение и вычитание).
  • Способность к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме).

Решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли ребенок способности к данной деятельности или нет, является метод обучения. Ведущей деятельностью дошкольника – является игра, поэтому игру, как метод обучения целесообразно использовать в развитии математических способностей детей. В играх обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Ведь когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке. Так, с помощью дидактических игр, упражнений и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о равенствах, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровой материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Материал стихотворный, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми, в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Игровая, занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми и внимательными.

Цель проекта: развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.  

Задачи:

  • Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
  • Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.
  • Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
  • Развивать такие свойства, как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, развивать гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте и рациональности решений.
  • Воспитывать самостоятельность, целеустремлённость, дружеские отношения в игре.

Методы реализации проекта:

  • Практические (игровые)
  • Словесные
  • Наглядные

Формы реализации проекта:

Проект реализуется в режимных моментах, индивидуально и с подгруппой, 2-3 раза в месяц.

  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность;
  • Дидактические игры и упражнения; игровые задания;
  • Стихотворный материал, загадки, считалки;
  • Рассматривание иллюстративного и демонстрационного материалов;  
  • Наглядная информация для родителей.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников через игровую деятельность, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

  • у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
  • дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач; стремятся к достижению поставленной цели; преодолевают трудности, не боятся ошибок;
  • умеют составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, #), устанавливают математические связи и закономерности, ориентируются во времени, пространстве;
  • активно включаются в игры на классификацию и сериацию; предлагают варианты; участвуют в преобразовательной деятельности; стремятся к ясности, простоте и рациональности решений.
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

I. Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный):

  • Изучение соответствующей научно-методической литературы по выбранной теме;
  • Знакомство с проблемой для формирования целей и задач (определение уровня математических способностей детей подготовительной группы – мониторинг);
  • Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями, наглядным и раздаточным материалом;
  • Планирование работы по реализации проекта;
  • Создание в группе, соответствующей РПП среды.

2 этап (практический, основной):

Совместная деятельность педагога и детей

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование РПП среды

сентябрь

Проведение мониторинга, с целью выявления объёма полученных ранее знаний. (Приложение № 1)

Знакомство родителей с темой, целью и задачами проекта, анкетирование

Подготовка инструментария для проведения мониторинга

октябрь

Состав числа – систематизировать и закрепить знания детей о составе чисел первого десятка.

Игровое задание:

1. «Считай дальше»;

2. «Сколько будет если…»

Геометрические фигуры – классификация геометрических фигур по заданным признакам:

1. Д./ упражнение «Разложи в два кольца»

2.Д/и «Поменяй признак»

Помощь родителей в изготовлении игр, раздаточного материала

Подготовка практического материала

ноябрь

Временные представления- закрепить знания детей о последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времён года:

1.Д/и «Режим дня»

2.Д/и «Живая неделя»

3.Д/упр. «Круглый год»

4. Игровое задание «Соедини правильно»

Состав числа из двух меньших в пределах 10:

1.Д/и «Подвижная математика»;

 2.Д/и «Примеров много – ответ один»

3. Д/упр. «Составь число»

Консультация на тему «Математические игры по дороге в детский сад»

Пополнение игротеки математических игр по возрасту детей.

декабрь

Математические знаки и задачи - закрепить умение оперировать знаками +, -, = ;  составлять и записывать решение задач.
1. Д/у «Составь и запиши задачу».

2. Логические задачи, загадки.

 Сравнение группы предметов по количеству» - учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

1.Д/и «Посчитай и сравни»

2. Игровое задание «Поставь нужный знак»;

Д/з «Нарисуй и запиши задачу»

Изготовление картотеки математических задач:

  • Задачки в стихах;
  • Задачки-сказки;
  • Задачи-шутки;
  • Логические задачки.

январь

Порядковый счёт - совершенствовать навыки счёта в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке.
1.Д/упр. «Числовой отрезок».
2.«Цифры потерялись»; «Назови соседей»
Часть и целое - учить делить круг, квадрат, на две и четыре равные части.
1.Д/и «Раздели пирог»
2. «Квадрат Воскобовича»

Д/з «Соедини точки отрезками в порядке возрастания»

Изготовление ленты чисел от 1 до 20.

Пополнение практического материала.

февраль

Ориентировка во времени - учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
1.Д/у «Какое время показывают часы».
2.Д/у «Поставь часы правильно»
3. «Что сначала, что потом».
Длина, ширина – учить измерять длину, ширину с помощью условной мерки и линейки.
1. Д/упр. «Измерь и начерти»
2. Д/и «Кто быстрее добежит»
3.«Найди пару».

Индивидуальные беседы, советы, консультации.

март

Палочки Кьюзенера - учить определять числовое значение цветных палочек, состав числа, отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, развивать зрительный глазомер, закреплять понятие «который по счету», ориентироваться в пространстве «левый», «правый», «между».
1. Д/и «Трамвай».
2. «Путешествие на поезде»

Счёт в прямом и обратном порядке. Количественный счёт - учить называть числа в прямом и обратном
порядке,

соотносить цифру и количество предметов (второй десяток)

1.Д/у «Числовой отрезок». «Наоборот», «Назови соседей», «Считай не ошибись».
2. «Соедини правильно».

Д/з «Засели домики»

апрель

Ориентировка на ограниченном пространстве (лист в клеточку) - развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление.

1.Д/у «Рисуем по клеточкам»

2.Игровое задание «Пройди по лабиринту»

3. «Нарисуй и покажи» (ориентировка на листе)

4. «Продолжи узор»

Логические задачи - учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения;

Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам.
1.Д/и Четвертый лишний», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом».

2. Д/и «Выложи дорожку» (блоки Дьеныша) -учить действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.

Консультация «Зачем нужна математика?»

Пополнение раздаточного материала

май

Проведение мониторинга, с целью выявления объёма полученных знаний, динамики развития воспитанников. (Приложение № 2)
Кроссворды, лабиринты, ребусы.

Отчёт по итогам проекта на родительском собрании.

Подготовка фотоматериалов по проекту.

3 этап (заключительный):

Оформление фотоматериалов по проекту, представление фотоотчёта на педсовете.

II. Оценка результативности проекта:

Если в ходе реализации проекта у детей сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое, развились такие свойства, как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте и рациональности решений. Выработались умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия и легко переносить усвоенный опыт в новые ситуации, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Список литературы:

  1. Бойко Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 296 с.
  2. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание-2008-№8 с. 101
  3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.
  4. Бондаренко Т.М. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  5. Волинв В. Весёлая математика. – АСТ, 1999.
  6. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
  7. Овчиникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений  // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
  8. Щербакова Е. И. Методика обучения математики в детском саду. – Саратов: Академия, 1998. – 272 с.

Интернет-ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; dohcolonoc.ru; infourok.ru.

Приложение № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...