План по самообразованию на тему: " Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Могилевиц (Кузнецова) Юлия Борисовна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-2023_femp.docx682.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

На тему: «Использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

(для детей от 5 до 7 лет)

                    

                                                                                     Составила: Могилевиц Ю.Б.

Воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                                                       

                                                                                   

РОДИНО 2022

Актуальность:

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

  Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

Игровое обучение- это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

  • Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  • Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  • Все психологические новообразования берут начало в игре.
  • Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  • Игра - важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот, почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.  Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Дидактические игры делятся на:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  • Игры с цифрами и числами.
  • Игры - путешествия во времени.
  • Игры на ориентирование в пространстве.
  • Игры с геометрическими фигурами.
  • Игры на логическое мышление.

Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Цель самообразования: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи самообразования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  3. использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  4. активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать)
  5. Обогатить предметно – пространственную среду группы дидактическими играми по теме самообразования.

Предполагаемый результат:

  1. активизация познавательного интереса дошкольников;
  2. развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; 
  3. формирование элементарных математических представлений; 
  4. пополнение предметно-развивающей среды;
  5. обогащение родительского опыта в развитии детей.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме.
  2. Посещение НОД у воспитателей своего ДОО.
  3. Посещение педсоветов, семинаров, конференций, вебинаров.
  4. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе.
  5. Проведение открытых мероприятий.

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год.

п/п

Сроки

Мероприятия

Практический выход

Отчет о выполнении

Работа с детьми

1.

Сентябрь

 + в течение учебного года

-Изучение  методической, педагогической и предметной литературы;

-Обзор в интернете информации по образовательным областям;

-Общение с коллегами в Интернете и изучение  опыта работы других педагогов;

-Участие на сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;

-Посещение семинаров, занятий  коллег;

-Обмен опытом с коллегами;

-Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

-Работа с родителями;

-Отчет по теме самообразования.

2.

В течение всего учебного года

Создание предметно-развивающей среды для  детей группы.

Разработка и изготовление дидактических игр.

3.

Октябрь

Изготовление дидактический пазлов «Я считаю до 10»

Закрепление представлений «соседях» чисел от 1 до 10, упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете.

4.

Ноябрь

-Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя».

-Словесная дидактическая игра «Дни недели».

-Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

Дидактическая игра «Времена года»

-Закрепление навыков и  умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года). 

-Повторить дома стихотворения Е. Стеквашова «Неделя»

5.

Декабрь

Чтение и инсценировка                

математической сказки А. Прейсен «Козленок, который умел считать до десяти». Использование дидактического материала по сказке на занятиях. (д.игры  «Подбери по цвету и форме», «Подбери по величине», «Когда это бывает»)

Инсценировка математической сказки.

6.

Январь

 Дидактическая игра «Волшебные фигуры».

Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.

Материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами или другими фигурами одинакового размера (всего десять).

«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг или..». Далее ребенку предлагается из круга, нарисованного на бумаге, нарисовать какой-нибудь предмет. Пусть ребенок из каждого круга нарисует что-нибудь, имеющее в своей основе круг.

Освоение навыков выделять по форме конкретные предметы.

7.

Февраль

Дидактические игры: «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от меня, за», «Скажи, кто стоит слева, справа, спереди, сзади, спереди от меня, от ребенка, за», «Скажи где находиться предмет в отношении от тебя, от стола, от двери и т.д.»

Закрепление умения ориентироваться в пространстве в ходе режимных моментов и занятий с использованием данных игр.

8.

Март

Придумывание сказок,

про геометрические фигуры.

Сборник сказок, мини – книжек по математике.

9.

Апрель

Изготовление дидактических игр совместно с родителями.

Пополнение предметно – пространственной среды новыми дидактическими играми.

10.

Май

Мастер – класс для коллег

Поделиться с коллегами опытом работы по данной теме.

Работа с родителями

Сроки

Мероприятия

Практический выход

Отчет о выполнении

1.

Сентябрь

Ознакомление родителей с планом работы

Заинтересовать родителей данной темой. Стимулировать на совместную работу с воспитателем по теме.

2.

Октябрь

Консультация для родителей «Много конструктора не бывает»

Консультация для родителей

3.

Ноябрь

Беседы с родителями об успехах и неудачах детей на занятиях по ФЭМП.

Способствовать заинтересованности родителей работать над ошибками детей, развивать их познавательную сферу в совместной деятельности.

4.

Декабрь

Изготовление мини – книжек «Математика» родителями и детьми.

Готовые мини-книжки для детей

5.

Январь

Консультация для родителей «Математика для дошкольников»

Консультация для родителей

6.

Февраль

Интегрированное родительское собрание «Математика – это интересно»

Родительское собрание

7.

Март

Консультация для родителей «Познавательные игры для развития памяти дошкольников»

Консультация для родителей

8.

Апрель

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей, родителей и детей.

Совместный подбор интересных материалов

9.

Май

Рекомендации для родителей: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Рекомендации для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений   у детей старшего дошкольного возраста»...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

«Использование игровых приёмов в процессе формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста».

Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников- это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство ...

Сборник дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Данный сборник поможет воспитателю в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...