Конспект по речевому развитию Тема: Дидактическая игра "Лето - осень" (средняя группа)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Рыжкович Марина Анатольевна

 

 

Цель: Уточнить представления детей о двух временах года - лете и осени, учить находить признаки осени и лета на репродукциях картин и на картинках.

Задачи:

  • формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;
  • закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Времена года»;
  • воспитывать культуру общения;
  • развивать познавательный интерес; внимание, наблюдательность, зрительное восприятие;
  • формировать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять;

Оборудование: Картинки по количеству детей с изображением лета и осени, репродукции картин известных живописцев "Осень", "Радуга" Алексея Саврасова; "Золотая осень" И.И. Левитана; "После дождя" Ивана Шишкина.

 

Ход занятия:

        Дети сидят полукругом, в центре которого стол. На столе расположены картинки (по количеству детей). Воспитатель предлагает вниманию детей репродукцию картины, запечатлевшую лето А. Саврасова "Радуга".

Воспитатель: -Что изображено на картине, какое время года, почему вы думаете, что на картине лето? (Выслушивает и обобщает ответы детей).

        Потом воспитатель показывает картину, на которой нарисован осенний пейзаж И.И. Левитана "Золотая осень", проводит аналогичный первому разбор ее (Обобщает ответы детей). Заключает: - Осень и лето отличаются друг от друга.

Воспитатель: -Вы уже назвали ряд отличий. Но есть и другие. У лета много своих примет, у осени - своих. Некоторые приметы спрятаны в картинках, которые лежат на столе. На одних картинках вы узнаете осень, на других - лето. Только смотрите внимательно, не спешите и не перепутайте времена года. А когда определите, какое время года на вашей картинке, поставьте ее либо слева, где картина про осень, либо справа, где картина про лето.

-Смотрите, я беру себе картинку (она должна быть крупной). Моя картинка про лето, Зеленый лес, зеленые деревья и кусты, зеленая-зеленая трава. Эту картинку я поставлю справа, так как здесь находится картина про лето.

        Затем воспитатель спрашивает, что нужно сделать, когда возьмешь маленькую картинку; напоминает, что ее следует рассмотреть, определить время года и поставить либо к осени, либо к лету. Вызывает одного ребенка. Тот берет картинку (они лежат изображением вниз), показывает детям, называет время года, объясняет, как он узнал, что на картинке лето (осень), ставит свою картинку под соответствующей большой картиной.

       Далее воспитатель вызывает сразу двоих детей, предлагает им вначале поставить свои картинки на доску (остальные дети привлекаются к оценке правильности выполнения задания), затем обосновать, почему картинка отнесена к тому или иному времени года (если требуется, тогда воспитатель помогает исправить допущенные ошибки). Далее к доске вызываются другие дети, пока все картинки не будут расставлены.

     Заканчивая занятие, воспитатель делает краткий обзор картинок, характеризующих лето и осень. Следует предусмотреть, чтобы картинки содержали все программные сведения. Лето: трава и лес зеленые, на лугах много цветов, птиц. Созревают ягоды. Жарко. На реке купаются люди и др.. Осень: желтые листья и желтая трава, листопад. Отлет птиц. Холодно, поэтому люди в плащах и пальто. Идет сбор урожая в садах и на огородах. Сильный ветер, дождь.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в осень» (средняя группа 4- 5 лет) (с использованием ИКТ и развивающих технологий )z

Задачи:Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные ...

КОНСПЕКТ По речевому развитию «Щенок Бим» для средней группы

КОНСПЕКТПо речевому развитию «Щенок Бим»для средней группы...

Конспект По речевому развитию на тему «Посуда» средняя группа

Ознакомление с обобщающим понятием "Посуда"....

Конспект познавательно-речевой организованной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Путешествие в сказку «Гуси - лебеди»

Занятие для средней группы с интеграцией  образовательных областей: "Познавательное развитие" ( ФЭМП, ориентировка в мире природы);"Социально-коммуникативное развитие" (Формир...

Конспект по речевому развитию «Зимушка-зима» в средней группе

Конспект по речевому развитию «Зимушка-зима» в средней группе...

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Золотая осень» (средняя группа)

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Золотая осень» (средняя группа)Интеграция образовательных областей: «художественное творчество (рисование)», «му...