Развитие зрительного восприятия и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по ФЭМП.
статья по математике (старшая группа)

Романченко Елена Хамитовна

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:" Развитие зрительного восприятия и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по Формированию Элементарных Математических Представлений".Автор-Романченко Е.Х.,воспитатель МДОУ "ЦРР д.с.№132" г.Магнитогорск(опубликовано в сборнике статей преподавателей МаГУ  и педагогов ДОУ "Теория и практика дошкольного образования".Под ред.Л.С. Санниковой,С.Н.Томчиковой-Выпуск 2.-Магнитогорск,2009г.).

2).Фото-иллюстрации из опыта работы:тактильно-зрительный тренажер;предметно-игровая среда по ФЭМП и ее применение детьми в предметно-конструктивной деятельности.

Материалы из опыта работы-2009г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Х. Романченко,

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 132»

г. Магнитогорска

(В  сборнике   статей  преподавателей  МаГУ    и педагогов ДОУ  «Теория и практика дошкольного  образования ». Под ред. Л.Н. Санниковой, С.Н Томчиковой- Выпуск 2. – Магнитогорск, 2009).

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Необходимость и возможность развития зрительного восприятия и познавательных способностей детей с нарушением зрения обоснованы в трудах таких специалистов-офтальмологов, тифлопедагогов как М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина. В своих исследованиях они отмечают, что слабовидение отрицательно влияет на естественную социализацию детей в обществе их сверстников. Таким особым детям приходится прикладывать гораздо больше усилий для овладения предметно-практическими навыками в повседневной игровой и учебной деятельности. Развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания мышления) у детей с нарушением зрения тесно связано с развитием зрительного восприятия. Это сложная системная деятельность, включающая в себя: сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию, категоризацию. Основой этой деятельности являются процессы, происходящие в зрительном анализаторе. При глубоком слабовидении и низком остаточном зрении нарушается первичная сенсорная обработка признаков объектов, что ведет к отклонениям от нормы зрительного восприятия в целом, а как следствие – снижается уровень развития познавательных процессов. Таким образом, обозначенная проблема должна решаться в комплексе мер: развивая зрительное восприятие и используя при этом взаимодействие всех сохранных анализаторов, мы создаем ребенку условия для активного развития его познавательной деятельности.

Обобщая опыт работы подготовительной к школе группы №7 «Дружные путешественники» МДОУ «ЦРР – д/с № 132» по развитию зрительного восприятия и познавательных способностей детей с нарушением зрения (на примере  проведения занятий по ФЭМП), мы выделили следующие специальные рекомендации по организации занятий:

1. Обязательный учет индивидуально-психологических особенностей детей, офтальмологических и сопутствующих диагнозов.

2. Выработка воспитателем у детей мотивационной потребности, позитивной установки на саморазвитие; создание положительного эмоционального фона на предстоящую деятельность, использование похвалы, предвосхищающей положительной оценки («У вас все получится; вы можете стать лучше, умнее, выполнять задания точнее»).

3. Комплексный и интегрированный подход к занятиям по ФЭМП, который предусматривает не только упражнение зрения, развитие зрительных возможностей и формирование математических представлений, но и активное включение в процесс познания речи и всех сохранных анализаторов, особенно при выполнении предметно-практических действий (проговаривания своих действий при: обкалывании по контуру; обкалывании внутри намеченного контура; обведении по намеченному контуру; шнуровке; выкладывании камушками, косточками заданного числа предметов; вырезании геометрических фигур; обрывании по намеченному контуру; штриховке внутри намеченного контура; выполнении математических диктантов); использование цветных гирлянд (на развитие прослеживающей функции зрения – наблюдение за бегущими огоньками, а также закрепление эталонов цвета); использование разнофактурных материалов: металлофонов, бубнов, колокольчиков, барабанов при счете звуков на слух, а также цифр из разного материала (воска, пластмассы, ткани (прошитой на картоне) для выполнения заданий по типу определения на ощупь – что это за цифра и подбора к ней соответствующего числа предметов.

4. Использование занимательных игровых персонажей во время выполнения заданий и упражнений на активизацию познавательного интереса детей: героев мультфильмов, сказок; нетрадиционное обыгрывание знакомых предметов.

5. Применение пантомимических физминуток с проговариванием действий по ходу движений.

6. Использование специальных игр и упражнений на активизацию зрительного восприятия и внимания: игры с «волшебным фонариком» (на прослеживание в каком углу он зажегся, сколько раз); игры на поиск фигур, отличающихся сначала по одному признаку, затем – по-двум-трем («Найди такой же по цвету предмет», «Найди предмет такой же формы и цвета», «Найди предмет такой же формы, цвета, размера»); использование «зашумленных» картинок (листы с изображениями можно поместить в файл и по ним дети могут вести пальцем или палочкой, фломастером); использование игр по типу «Чудесный мешочек»(можно дать ребенку те предметы, которые он обследовал, например, в начале занятия зрительно, чтобы он определил теперь их на ощупь; игры по типу «Кто самый зоркий» (каких предметов не стало; какие предметы появились).

7. Применение художественного слова (стихов, загадок, поговорок, пословиц) при составлении и решении математических задачек, а также приобщение детей к составлению описательных загадок, рассказов при ознакомлении с цифрами; закреплении знаний эталонов размера, формы, цвета; знакомстве с геометрическими фигурами (как плоскостными, так и объемными); частями суток (что мы делаем утром, днем, вечером, ночью).

Список литературы

  1. Жохов, В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. Методическое пособие / В. П. Жохов, И. А. Кормакова, Л. И. Плаксина. – М.,1989.
  2. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушением зрения / М. И. Земцова. – М. : Просвещение, 1989.
  3. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – М. : Изд-во «ГороД», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Статья посвещена характерным особенностям зрительного восприятия детей с различной зрительной патологией....

Конспект совместной деятельности по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Цель.Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.Задачи:Совершенствование восприятияРазвитие внимания (концентрация, переключ...

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....

Особенности развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Роль зрительно-моторной координации в развитии ребенка с нарушением зрения...

НОД по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Посуда»

Тема: «Посуда»Вид занятия: комбинированное занятие.Возраст: 5-6 лет.Форма: подгрупповое занятие.Задачи:Коррекционно-развивающие:- обогащение опыта выполнения сенсорных операций (визуальное...

Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности"...