Формирование у дошкольников счетной деятельности и представление о числе
консультация по математике

Орёл Анна Андреевна

Формирование у дошкольников счетной деятельности и представление о числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentashka.pptx1.89 МБ
Файл poboltushki.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирования у дошкольников счетной деятельности и представлений о числе 5 9 3 8 7 Бюджетное учреждение профессионального образования «Урайский политехнический колледж» Студентка группы ДО-320 Орёл Анна Андреевна Урай, 2023

Слайд 2

Значение развития количественных представлений у дошкольников обогащение и развитие речь; формирование умения применять усвоенные знания в новых ситуациях; развитие мелкой моторики; развитие различных анализаторов; развитие всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое); Формирование способности анализировать и синтезировать; формирование количественных представлений готовит ребенка к успешному изучению математики в школе.

Слайд 3

Этапы 1. Дочисловой этап развития количественных представлений. 2. Этап обучения дошкольников счету. 3. Этап совершенствования представлений о числе и натуральном ряде чисел.

Слайд 4

Дочисловой этап Научить детей работать с множествами: видеть и называть существенные признаки предметов; видеть множество целиком; выделять элементы множества; называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы; составлять множество из отдельных элементов и из подмножеств; делить множество на классы; сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному»; создавать равночисленные множества; объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).

Слайд 5

Этап обучения счету Владение счетом включает в себя: знание слов-числительных и называние их по порядку; умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда); выделение итогового числа.

Слайд 6

Этап совершенствования представлений о числе Владение понятием числа включает в себя: понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.); понимание количественного и порядкового значения числа; Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя: знание последовательности чисел (называние чисел в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа); знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы); знание связей между соседними числами (больше, меньше).

Слайд 7

Этап совершенствования представлений о числе Вычислительная деятельность включает в себя: знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»); знание образования соседних чисел (п ± 1); знание состава чисел из единиц; знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания); знание цифр и знаков +, —, =, <, >; умение составлять и решать арифметические задачи.

Слайд 8

Приемы первого этапа Наложение Приложение Составление пар Соединение линиями Независимость числа от размера предметов

Слайд 9

Второй этап Счет как деятельность с конечными множествами включает следующие структурные компоненты: цель (выразить числом количество предметов), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень усвоения деятельности), результат (итоговое число).

Слайд 10

Первый период Цель начального периода обучения счету состоит в ознакомлении детей с назначением счета, обучении умению отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом последнее при счете число.

Слайд 11

Второй период Цель: формирование у детей счетных умений, ознакомление с образованием каждого следующего числа на основе добавления предмета к одному из сравниваемых множеств.

Слайд 12

Правила счета Ошибки детей 1. Называть числительные по порядку, начиная со слова «один» Называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз» 2. Дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой (обычно правой) слева направо (ведущее направление в нашем обществе) Пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды, справа налево и др. 3. Одному предмету соотносить только одно число Считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением 4. В конце сделать обобщающий жест и еще раз назвать последнее число («всего пять предметов») Не выделяют итогового числа («безытоговый счет»), не могут ответить на вопрос «сколько?»

Слайд 13

Третий этап Это этап совершенствования представлений о числе и натуральном ряде чисел. На основе счёта дети учатся устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в различных ситуациях.

Слайд 14

Этапы усложнения счет без обобщающего жеста; дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет; счет на расстоянии (движение глаз); счет про себя.

Слайд 15

Упражнения в сосчитывании звуков и движений Формированию навыка счетной деятельности, обобщению представлений о числе способствуют упражнения в сосчитывании звуков и движений. Первоначально дети овладевают умением считать звуки, движения, производимые воспитателем с помощью игрушки. Затем они считают звуки и движения, выполняемые ими самостоятельно, проговаривая числа вслух, а в дальнейшем шепотом и про себя, учатся запоминать числа.

Слайд 16

Счет предметов по осязанию Вначале носит игровой характер: взять, достать из «чудесного мешочка» (вместо мешочка можно использовать ведерко, заполненное фасолью, горохом, крупой) определенное количество одинаковых мелких предметов, кубиков, матрешек. В дальнейшем дети считают предметы, зафиксированные неподвижно на плоскости (линейно расположенные: елки на подставке, пуговицы, нашитые на картон, и т.д.). Наглядный материал после предварительного рассматривания закрывается салфеткой и пересчитывается. Правила счета те же: считать правой рукой, ведя ее по предметам слева направо, называя число в момент фиксации рукой предмета, левой рукой поддерживать карточку. Итоговое число называется сразу по окончании счета.

Слайд 17

Формирования у дошкольников счетной деятельности и представлений о числе 5 9 3 8 7 Бюджетное учреждение профессионального образования «Урайский политехнический колледж» Студентка группы ДО-320 Орёл Анна Андреевна Урай, 2023



Предварительный просмотр:

Формирование счетной деятельности

1 слайд

Центральное место во всех программах занимает содержание, направленное на формирование понятия "число". Это одно из основных понятий, с которого начинается познание ребёнком математики.

Содержание раздела «Количественные представления» предполагает решение разнообразных задач, в зависимости от возрастной группы.

2 слайд

Значение развития количественных представлений у дошкольников мы можете наблюдать на слайде.

3 слайд

Всего в формировании элементарных математических представлений выделяют 3 этапа. Рассмотрим их подробнее.

4 слайд

В младшей группе (3-4 года) формирование представлений о количестве ограничено дочисловым периодом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет. Таким образом, у детей формируются представления «один» и «много». Эта задача решается в игровой и практической деятельности.

После этого детей учат установлению равенства между двумя группами предметов путем их сравнения способами наложения и приложения.

5 слайд

Дети средней группы (4-5 лет) продолжают учиться выделять количественные отношения между группами предметов. С этого возраста детей вводят в мир числа, знакомя их со счетом в пределах 5. Именно в этом возрасте начинает появляться интерес к счету. В ходе занятий по ознакомлению с числами детям дают представления о некоторых формах наглядного изображения каждого числа (числовые карточки, на которых число предметов изображено при помощи соответствующего количества кружков, а также цифры). Детей начинают учить порядковому счету.

6-7 слайд

Старшие дошкольники (5-7 лет) учатся считать в пределах 10, заканчивают знакомство с цифрами первого десятка. Продолжается формирование представлений о числах до 10 на основе действий со множествами и измерения с помощью условной мерки. Дети знакомятся с образованием числа путем сравнения равных и неравных групп предметов. Одновременно с этим детей знакомят с цифрами от 0 до 9. В дальнейшем дети подготовительной группы осваивают выполнение арифметических действий (сложение и вычитание) с числами. Лучшим способом осознанного их усвоения является решение арифметических задач, а затем и решение примеров.

8 слайд

На первом этапе используются такие приемы как:

  • Наложение одних предметов на других
  • Приложение одних предметов к другим
  • Составление пар
  • Соединение линиями
  • Независимость числа от размера предметов

9 слайд

Второй этап подразумевает обучение счету. В ходе упражнений по обучению счету у детей необходимо сформировать умение соотносить называемое по порядку число с одним из предметов, не пропускать предметы и числа, а также не называть их повторно, то есть дети должны усвоить правила счета.

 Процесс обучения счету включает в себя два периода.

10 слайд

В первом периоде детей учат уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.

11 слайд

В процессе обучения счету задания постоянно варьируются, оценивается равное и неравное количество предметов (2 и 3, 3 и 3, 3 и 4 и др.).

12 слайд

На слайде представлены правила счет и ошибки детей. Существенной ошибкой является замена при счете числительного «один» словом «раз».

Дети обычно затрудняются в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже (в процессе счета, при подведении итога).

13 слайд

В старшей группе большое место отводят упражнениям в составлении и подборе равночисленных множеств. Они позволяют дать детям представление о том, что множествам, содержащим одинаковое количество элементов, соответствует одно-единственное натуральное число, а одному и тому же натуральному числу соответствуют численности множеств самых разнообразных предметов.

14 слайд

По мере усвоения ребенком счетной деятельности надо счетные движения «сворачивать». Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу):

После усвоения счета предметов следует переходить к счету других объектов (изображений, символов, движений, звуков, явлений и др.).

15-16 слайд

Обучая детей счету, необходимо включать различные анализаторы: кинестетический, зрительный, речедвигательный, слуховой, осязательный. Для этого используются игровые упражнения, где надо считать на слух, по осязанию, считать движения. Например, педагог предлагает отсчитать столько игрушек, сколько ударов молоточка услышат дети; подпрыгнуть столько раз, сколько ударов бубна прозвучит; хлопнуть в ладоши столько раз, сколько шариков в мешочке они смогут нащупать. Все это предполагает использование наглядного материала: игрушек, различных предметов, изображений и т. д., а также звуков, движений.

17 слайд

Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия товарища, возможность задать вопрос, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех. При такой организации возникает атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу, пытаясь решить игровую или практическую задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие. Образовательная деятельность: Формирование элементарных математических представлений . Тема: « Число и цифра 7. Геометрические фигуры. Дни недели»

-Учить детей считать в пределах семи. Соотносить цифру с числом.-Закрепить порядковый счет. Продолжать учить с детьми названия дней недели.-Развивать у детей внимание, мышление, память. Учить детей ор...

методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ 3-5 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА

Формирование у детей потребности в двигательной активности, интереса к спорту и здоровому образу жизни должны идти с раннего детства. Эта задача является одной из важнейших задач развития дошкольников...

методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА

Формирование у детей потребности в двигательной активности, интереса к спорту и здоровому образу жизни должны идти с раннего детства. Эта задача является одной из важнейших задач развития дошкольников...

«Технология формирования количественных представлений в период счетной и вычислительной деятельности дошкольников» Этапы развития счетной деятельности у детей по А.М. Леушиной.

Этапы развития счетной деятельностиОсобенности развитияПервый этап- можно соотнести со вторым и третьим годом жизни Основная цель этого этапа — ознакомление со структурой множеств...

Организация работы по развитию представлений о числе у детей 5-6 лет посредством счетных бус

Организация работы по развитию представлений о числе у детей 5-6 лет посредством счетных бус Занятия с небольшими группами способствует взиимообучению и взаимопроверке, стимулируют познавательное...