Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития "Вовка в тридевятом царстве"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Калинина Ирина Александровна

Данная методическая разработка позволяет, в условиях итогового занятия, выявить уровень усвояемости детьми с задержкой психического развития программного материала в образовательной области "Познавательное развитие" направлению "Формирование элементарных математических представлений".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

у детей подготовительной к школе группы  с задержкой психического развития

«Вовка в тридевятом царстве»  

Цель:  развитие и закрепление у детей  полученных  математических представлений, умений и навыков.

Задачи:
Образовательные:

- совершенствовать навыки  прямого и обратного счета до 10,  счета от заданного числа до заданного, умение находить смежные числа;

- закреплять навык счета предметов и соотнесения их с цифрой, умение сравнивать числа;

- закреплять навык узнавать и называть плоские геометрические фигуры;
- продолжать учить решать простейшие математические задачи, закреплять умение выделять составные части задачи;

- закреплять понятие «пара».
 Коррекционно-развивающие :

- развивать зрительное и  слуховое внимание;
- совершенствовать вербальную и образную память;
- развивать мыслительные процессы;
- формировать точность речевых высказываний;

- совершенствовать навык самоконтроля.

 Воспитательные:

- создавать  психологическую ситуацию успеха;
- воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи;

- формировать мотивацию к обучению в школе.

Оборудование.
Демонстрационный материал : карточки с цифрами и математическими знаками, карточки -  составные части задачи, геометрические фигуры,  плоскостные фигуры – персонажи мультфильма, птицы (лебеди и утки), скатерть-самобранка.
Раздаточный материал: цифры и математические знаки , карточки для решения задач,  листы с заданиями, цветные карандаши.

Этапы проведения

Ход НОД

Методические приемы

действия педагога

действия детей

Организационный момент

Учитель-дефектолог подает сигнал, оповещающий детей о смене деятельности

Дети подходят к учителю

Использование настольного звонка

Вводная часть

Педагог выставляет на фланелеграф фигуру Вовки из Тридевятого Царства.

- Узнали, кто это?

- Вовка до сих пор не может покинуть Тридевятое Царство и вернуться в школу. Поможем ему?

- Для начала нужно навести в Царстве порядок  - восстановить числовой ряд!

- Проверим, всё ли правильно – посчитаем.  А теперь в обратном порядке.

Педагог дает задание каждому ребенку.

- Посчитай от 3 до 9.

- Посчитай от 8 до 5

- … назовет соседей числа 5.

-  … покажет и назовет   число, которое  стоит после числа 7.

- … назовёт соседей числа 3.

- … покажет и назовет число, которое стоит перед числом 8.

- … покажет и назовет число, которое стоит за числом 4.

Дети узнают и называют персонажа из знакомого  мультфильма и соглашаются ему помочь.

Дети восстанавливают числовой ряд от 1 до 10 и считают в прямом и обратном порядке.

Дети выполняют задания.

Использование визуальной поддержки (фигуры персонажей мультфильма)

Дидактическая игра «Восстанови числовой ряд»

Дидактическая игра «Назови соседей числа» (смежные числа)

Основная часть

Педагог выставляет на фланелеграф   фигурки Василис Прекрасных.

Приглашает детей к телевизору и демонстрирует фрагмент мультфильма (появление Василис Прекрасных).

- Вы помните, что Вовка не смог справиться с заданиями, которые для него приготовили Василисы Прекрасные.

- Первая Василиса решила построить Дворец. Для этого ей нужно было оформить заказ в строительный магазин.  Она просит назвать геометрические фигуры, посчитать их количество и записать результаты в окошки.

Педагог приглашает детей сесть за столы и раздает листы с изображением Дворца.

- Как называется эта фигура? (показывает на прямоугольник)

- Что мы можем  сказать об этой фигуре?

Подобные вопросы задаются по отношению ко всем геометрическим фигурам.

- Сосчитайте, пожалуйста, фигуры и результаты запишите в окошки.

- Каких геометрических фигур больше всего?

- Сколько их?

- Каких меньше всего?

- Сколько их?

- Каких    фигур одинаковое количество?

- По сколько их?

- Можно сказать, что их поровну?

- Молодцы! Все внимательно смотрели, считали и записывали. Наши глазки очень старались, поможем им снять напряжение, выполним гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

-Вторая Василиса  рядом с Дворцом  вырыла озеро и

предложила Вовке решить задачу. У него ничего не получилось. Придется нам выручать его!

Педагог зачитывает текст задачи и выставляет на доске изображение озера и фигурки птиц.

- На озере плавали три лебедя. Позже к ним прилетели две утки. Какая замечательная у них птичья компания!

- Решите, пожалуйста задачу.

- Почему вы решили, что это не задача?

На доске выставлены карточки со структурой задачи.

- Из каких частей состоит задача?

- Какой части нет в задаче Василисы Премудрой?

Педагог предлагает детям составить правильную задачу. Приглашает ребенка для оформления задачи на доске.

- Сколько  птиц плавало   на озере?

-Сколько птиц прилетело позже?

- Какой вопрос можно задать?

- Сколько всего  птиц  на озере?

Педагог предлагает детям решить задачу: выложить решение на карточках. Приглашает одного из детей составить выражение на доске и решить его. Все остальные дети проверяют правильность своего решения.

- Какой ответ мы получили?

- … скажи полностью ответ задачи.

- Третья Василиса  решила выпить чаю на природе и растелила скатерь-самобранку. Чего там только не было: печенье и баранки, пирожные и мороженое! Вовке было дано задание сосчитать и сравнить: чего было больше – баранок или печенья, пирожных или мороженого. Он, как всегда,  перепутал  математические знаки и задание выполнил неправильно. Нам с вами предстоит  сосчитать, сколько было баранок и печенья, записать результат в окошки и сравнить, чего же было больше, а чего меньше, а может быть и поровну. Тоже самое проделаем с пирожными и мороженым.

Запишем результат в окошки и поставим

подходящий  знак.

- Проверьте результат у своего соседа.

- Сколько было баранок?

- Сколько было печенья?

- Какой знак поставим?

- Почему?

Проводится подобная  работа с карточками «пирожные» и «мороженое».

- Ребята, вы молодцы! И чаепитие бы состоялось, если бы не эти «Двое из ларца – одинаковых с лица». Им поручили составить чайные пары, а они не знают, что это такое.

-  Мы с вами точно знаем, какая посуда нужна для чаепития;  покажем всем как мы «чайничали – самоварничали».

Физминутка «А мы чайничали-самоварничали».

- Нам нужно собрать чайные пары.

- Сколько предметов должно быть в паре?

- Какие примеры парных предметов вы можете назвать?

- Соберите чайную пару.

- По какому признаку вы объединили пару?

 - Сколько пар у вас получилось?

- Мы с вами молодцы, помогли Вовке выполнить все задания! Теперь он может вернуться в школу.

Педагог меняет на фланелеграфе изображение Вовки в сказочной одежде на изображение Вовки в школьной форме.

Дети смотрят фрагмент мультфильма и вспоминают, какие задания  Василисы Премудрые приготовили для Вовки.

Дети садятся за столы и получают листы с заданиями

Дети называют геометрические фигуры, рассказывают о наличии или отсутствии углов, замечают особенности сторон фигур.

Дети считают геометрические фигуры на листе и записывают результаты в окошки.

- Больше всего прямоугольников.

- Их шесть.

- Меньше всего квадратов и трапеций.

Их по одной фигуре.

-  Одинаково  кругов и шестиугольников.

- Их по две фигуры.

- Можно.

Дети выполняют гимнастику для глаз

Дети следят за появлением фигур на доске

- Это не задача, потому что нет вопроса.

Дети перечисляют части задачи и уточняют, что в задаче Василисы Премудрой вопрос не прозвучал.

Ребенок выкладывает решение задачи на доске.

Дети выполняют решение задачи на  индивидуальных карточках и сверяют правильность своего ответа с озвученным.

Несколько детей озвучивают полный ответ задачи.

Дети внимательно следят за появлением на доске угощений.

Дети получают листок с заданием, выполняют его и сверяют свой результат с результатом соседа.

Дети становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом

- В паре два предмета.

Звучат предположения детей

- По цвету.

- Получилось семь пар.

Визуальная поддержка – фигурки персонажей мультфильма

Показ фрагмента мультфильма

Задание на листочке «Посчитай  геометрические фигуры и запиши результат»

Визуальная поддержка – геометрические фигуры на магнитной доске

Набор цифр и математических знаков  для каждого ребенка

Интерактивная гимнастика для глаз

Использование визуальной поддержки – изображение озера и птиц

Визуальная поддержка -  карточки (составные части задачи).

Индивидуальные карточки для записи задачи

Визуальная поддержка – карточки с угощениями

Дидактическая игра « Сосчитай и сравни»

Музыкальная игра «А мы чайничали – самоварничали!»

Дидактическая игра «Сложи пару»

Заключительная часть

- Сегодня мы с вами выполнили много заданий.

Педагог спрашивает всех детей – кому что понравилось.

-Были ли задания сложными, непонятными для вас?

- Как вы думаете, почему у нас все получилось?

- Потому что мы команда, все вместе мы достигли успеха.

Педагог оценивает работу на занятии каждого ребенка и выдает звездочки.

Дети отвечают на вопросы.

Звучат предположения детей.

Дети получают звездочки и прикрепляют на свой лист успеха.

Поощрение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы "Как помочь Буратино"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группеКак помочь Буратино?                   ...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы на тему: «Космическая математика» - Познание.

Интеграция образовательных областей  « Безопасность», «Музыка», «Социализация», «Художественная литература» Программное содержание: §  продолжать учить решать арифметические задачи и повтори...

Конспект игры - занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы «Полёт в космос»

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста, направлено на развитие математических представлений детей. В форме космического путешествия дети научаться решать задачи, делать простейшие...