Краткосрочный проект "Весёлая математика" для детей средней группы.
проект по математике (средняя группа)

Лебедева Елена Владимировна

Проект по математике "Весёлая математика" для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matematike.docx229.21 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект «Весёлая математика»

для детей средней группы

1674899165_top-fon-com-p-matematicheskii-fon-dlya-prezentatsii-dets-81

Подготовила: воспитатель

                                                                                                                        Лебедева Е.В.

2023 год (сентябрь, октябрь)

Название проекта: «Весёлая математика»

Цель проекта: Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей среднего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал. Формировать у детей логические приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. С целью усвоения математических знаний рассмотреть организацию специальных занятий для детей, испытывающих трудности в обучении.

Актуальность: Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль) Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей. Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно чётко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определённые выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной

деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.  Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом За основу была принята примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ФГОС, раздел под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.

Предмет исследования:

Дидактические игры, игровые упражнения в развития элементарных математических представлений у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Объект  исследования:

Элементарные математические представления у  дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Гипотеза:

Использование специально-подобранных дидактических игр способствует развитию  элементарных математических представлений у детей, испытывающих трудности в обучении.

Задачи:

- развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

 - формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и              математические представления;

- развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- развивать коммуникативные способности детей.

- развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.

С помощью родителей воспитанников изготовить математические  дидактические игры и пособия, соответствующие возрасту и  интересам детей, и использовать их  в учебно-педагогическом процессе;

Ожидаемые результаты:

1. Использование дидактических игр способствует развитию логического мышления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

2.Усвоение знаний в школе для этих детей будет не механическим, а осмысленным.

3. Дошкольники полюбят математику.

4. Математический уголок пополнится новыми самодельными  математическими дидактическими играми и пособиями;

5. Умения детей использовать графические средства, логические умения в занимательной математике.

6. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительной координации.

7. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого воображения, гибкости мышления, умение доказывать правильность суждений.

8. Родители проявят интерес к данной теме, примут активное участие в изготовлении самодельных математических  дидактических игр.

Перспективы проекта:

 Дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Вид проекта:

1. По количеству участников: групповой.

2. По направленности: предметный (математическое развитие).

3. По приоритету метода: познавательный (создание комплекса упражнений)

4. По контингенту участников: одной возрастной группы (4-5 лет).


5. По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации проекта: Сентябрь- октябрь  2023г

Участники проекта:

Воспитатель средней  группы  №1

Дети средней группы.

Родители воспитанников

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный

  • Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;
  • Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;
  • Выявление уровня формирования математических знаний у детей.
  • Разработка плана работы над проектом.
  • Создание соответствующей развивающей среды.

2 этап – Практический 

 Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта:

  • Цикл занятий с использованием  математических, дидактических игр;
  • Цикл вечеров совместной деятельности с детьми «Поиграем?»
  • Выставка самодельных математических, дидактических игр «Делай с нами! Делай, как мы!! Делай лучше нас!!!»
  • Наглядная информация «Занимательные игры по математике».
  • Консультация - практикум для родителей «Как играть с ребенком в математические игры  и их роль в умственном развитии детей»;
  • Организация выставки работ родителей «Вот как мы умеем!» на тему самодельные настольные математические,  дидактические игры.

  1. этап – Заключительный 
  • Проведение итогового занятия «Путешествие в страну Математика»;
  • Выставка групповых  дидактических игр и пособий с учетом возрастных и обучающих задач;
  • Организация фотовыставки для родителей  «Играя - учимся, играя - познаём», где можно увидеть в какие математические,  дидактические игры играют дети в группе;
  • Презентация проекта «Весёлая математика»

Итог:

  • В конце проекта дети с удовольствием принимают участие в  дидактических играх, и с большим интересом и успехом играют в них, самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями и настольными играми на развитие логического мышления;

  • Родители познакомились с различными дидактическими играми на развитие математических представлений и способами подачи игр детям;

  • Математический уголок в группе пополнился новыми самодельными настольными  дидактическими играми и пособиями на развитие математических представлений у детей.
  •  У детей развился интерес к математическим знаниям, дети научились логически мыслить и доказывать правильность своих суждений.
  • У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности

Использованная литература:

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.

3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991) .

4. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.

5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2.-М. :Учпедиз, 1954г. стр. 651 -652.

6. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г. стр. 28-32, 97-99.

7. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е. В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157

8. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.

9. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.

10. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.

11. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.

13. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, В. В. Данилова, М. : Просвещение, 1987.

14. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада, Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова, М. : Просвещение, 1992.

Приложение

Реализуемые мероприятия

1. Дидактические игры:

«Один-много», «Лево-право», «Какой цифры не стало», «Что изменилось», «Самолеты», «Когда это бывает», «Составь фигуру», «Когда ты это делаешь»,

Игры со счетными палочками:

«Сделай фигуру», «Читаем и считаем», «Счетная мозаика», «Сделай как на рисунке».

2. Подвижные игры:

«Найди свой домик», «Что мы делали - покажем», «Правильный счет», «Куда пойдешь и что найдешь».

3. Лепка фигур и цифр из пластилина.

4. Логические задачи в стихах.

5. Потешки, загадки, физкультминутки, пальчиковые гимнастики.

(смотреть приложение).

6. Чтение математических сказок: «Сказка первая, в которой солнышко сравнивает круг и квадрат», «Сказка вторая, в которой квадрат помогает выбраться другу из оврага». знакомство со стихотворением С. Я. Маршака «Веселый счет», Чтение сказок и стихов с элементами счета: «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик – семицветик», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Козленок который умел считать до десяти».

7. Занимательные задания на печатной основе.

8. Математический КВН.

9. Занятие «В гостях у сказки - в поисках братца Иванушки».

10.Математические занятия «В гости к зайчонку», «Мишки на ступеньках», «Волшебные цветы».

11.Беседа «Для чего нужна Математика».

12. Просмотр компьютерной презентации «Паровозик Чух – Чух учит цифры», «Паровозик Чух – Чух учит фигуры».

13.Раскрашивание математических раскрасок (по номерам, рисование цифр, раскрашивание цифр).

14.Конструирование: «Ракета» из кубиков, «Домик».

Работа с родителями.

1. Помощь в изготовлении математической игры «Танграм», «Колумбово яйцо».

2. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».

3. Консультации: «Математика - это интересно», «Математика дома», «Компьютерные игры» (для одаренных детей),  «Играем вместе с детьми», «Математические игры по дороге домой», «Что такое математика? ».

4. Анкетирования для родителей по ФЭМП.

Конспект ООД по фэмп  в средней группе «Веселый паровозик»
Тема ОД: Петрушка в гостях у ребят.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

- Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

- Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.

- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: впереди, сзади, слева, справа.

Развивающие задачи:

- Развивать внимание, мышление, слух, игровую деятельность, пространственную ориентировку.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

- Воспитывать умение работать в коллективе.

Активизация словаря:

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, утро, день, вечер, ночь, слева, справа, впереди, сзади.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:

Числовые карточки, колокольчик.

Демонстрационный материал:

Числовые карточки, 4 вырезанных из бумаги тарелочки с разными формами пирожков (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный), картинки с изображением детей в разное время суток (утро, день, вечер, ночь).

Раздаточный материал:

Матрешки, геометрические фигуры для подвижной игры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Организация детей:

В начале занятия и во время дидактической игры дети сидят на ковре, подвижная игра проходит в свободной обстановке, во время игры «Где находится?» дети сидят на ковре лицом к воспитателю.

Методы и приемы:

Наглядный:

Рассматривание фигур, рассматривание картинок.

Словесный:

Объяснение задания, инструкция к выполнению задания, вопросы воспитателя, ответы детей.

Практический:

Показ определенного количества движений, нахождение нужной тарелочки, Дидактическая игра «Когда это бывает», расставление матрешек.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок «Части суток», вырезывание геометрических фигур и раскрашивание их.

 Литература: И.А. Помораева, В.А. Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Стр.41.

Ход ООД:

1 часть: Игровое упражнение «Сделаем столько же».

Воспитатель сообщает детям, что в гости к ним пришел Петрушка. Петрушка принес с собой конверт, в котором бабушка и дедушка Петрушки попросили его выполнить зарядку с карточками, а он не знает, как это делать и просит помочь ему. Задания такие:

-сделать столько приседаний (прыжков, хлопков и т.д.), сколько кружков на числовой карточке;

- отсчитать столько кругов (квадратов, прямоугольников), сколько услышали звоночков колокольчика.

После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: «Сколько вы выполнили движений (приседаний, прыжков, хлопков и т.д.)

2 часть: Подвижная игра «Найди нужную тарелку»

- Ребята, Петрушка очень любит есть пирожки. А бабушка печет для Петрушки пирожки разной формы: круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные.

Вот вам ребята пирожки, у всех разная форма. А на тарелках изображены разные фигуры.  Давайте, когда звучит музыка, будем бегать вокруг тарелок, а когда музыка закончится, положим свой пирожок на ту тарелку, где изображена такая же фигура. Затем дети меняются фигурами и игра повторяется (3-4 раза). Дети обосновывают свой выбор. Каждый раз воспитатель меняет  фигуры на тарелочках.

3 часть: Дидактическая игра «Когда это бывает»

- Ребята, Петрушка говорит, что в конверте еще что-то есть.

Воспитатель достает из конверта картинки.

- Ребята, что это? - Картинки

- Давайте их посмотрим, садитесь на коврик.

. Воспитатель показывает на картинку.

- Ребята, кто изображен на этой картинке? – Девочка, мальчик.

- Что делает девочка? – Просыпается, а мальчик  делает зарядку.

- Когда это бывает? - Утром

- Ребята, а что еще вы делаете в это время суток? - Умываемся, чистим зубы, идем в садик, завтракаем.

Воспитатель показывает на следующую картинку.

- Ребята, что изображено на этой картинке? – Дети играют в детском саду.

- Когда это бывает? – Днем.

- А что еще мы делаем  в это время суток? – Обедаем, гуляем на улице.

Воспитатель показывает на следующую картинку.

-Ребята, что изображено на этой картинке? – Мальчик смотрит телевизор и дети играют дома, а за окном уже темнеет.

- Когда это бывает? – Вечером.

- Что еще мы делаем днем? - Играем, ужинаем, возвращаемся домой.

Воспитатель показывает на следующую картинку.

- Что изображено на этой картинке? - Девочка спит, кукла спит и собачка с кошкой тоже спят.

- Когда это бывает? - Ночью

- Ребята, посмотрите,  Петрушка все картинки перепутал. Помогите Петрушке поставить картинки по порядку.

- Правильно, ребята, вы все картинки расставили, помогли Петрушке. После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.

4 часть: Игра «Где находится матрешка?»

- Ребята, посмотрите-ка, а Петрушка пришел не один, а с матрешками. Они тоже хотят поиграть с нами. Садитесь на ковер. По моей команде вы должны поставить матрешку впереди, сзади, справа, слева.

Воспитатель раздает каждому по матрешке. Дети выполняют задание.

Итог занятия.

- Ребята, матрешкам и Петрушке очень понравилось с вами играть. А вам было интересно? Какая игра вам понравилась больше?

-Петрушка обязательно напишет в письме к бабушке и дедушке, какие вы умные, внимательные и отзывчивые, ведь без вас Петрушка бы не справился.

- Давайте Петрушку еще пригласим к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для детей средней группы "Широкая Масленица"

Проект знакомит детей с русскими обрядовыми праздниками Масленица.Развивает познавательный интерес.Воспитывает любовь к своей Родине....

Краткосрочный проект для детей средней группы «Огород на подоконнике».

Актуальность проекта:Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познава...

Исследовательский краткосрочный проект для детей средней группы "Моя семья"

Проект "Моя семья " для детей средней группы.Семья- это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого он является....

Краткосрочный проект для детей средней группы

Краткосрочный проект для детей средней группы на тему:«Будь здоров!»  Составила: воспитатель Чимарова И.А....

Краткосрочный проект для детей средней группы

Краткосрочный проект для детей средней группына тему:  «Путешествие в цветную страну» Составила: воспитатель Чимарова И.А....

Краткосрочный проект для детей средней группы: "Начало воды-родник,начало народа-семья"

Цель: формировать у детей понятие «семья».Задачи: 1.Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.2.Воспитывать у детей любовь и уважение  к членам семьи, учить прояв...