Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формирование элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы на тему «Состав числа 5 из двух меньших. Решение примеров. Пятиугольник, многоугольник»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Золотарева Светлана Игоревна

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формирование элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы на тему «Состав числа 5 из двух меньших. Решение примеров. Пятиугольник, многоугольник»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_matematike.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василек»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

 e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формирование элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы на тему «Состав числа 5 из двух меньших. Решение примеров. Пятиугольник, многоугольник»

Подготовила: учитель-дефектолог

 Золотарева С.И.

г. Рубцовск, 2023г.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с ЗПР на тему «Состав числа 5 из двух меньших. Решение примеров. Пятиугольник, многоугольник»

Цель: знакомство с составом числа 5, геометрическими фигурами – пятиугольник, многоугольник.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Обучение умению раскладывать число 5 на два меньших числа, а из двух меньших составлять целое число на конкретных предметах. Упражнение в решении примеров на сложение двух меньших чисел, составляющих число 5 и вычитание из целого числа меньшего. Знакомство с геометрическими фигурами – пятиугольник, многоугольник.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать сосредоточенность, интерес к математическим занятиям.

Оборудование: математический набор, цифры от 1 до 5 на каждого ребенка, счётные палочки, геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, пятиугольник, многоугольник), числовые домики на каждого ребенка, цифры большие от 1 до 6, рули с картинками, картинки примеров, цифры на магнитах.

Предварительная работа: изучение состава числа 4. Решение примеров.

  1. Организационный момент

Цель: создание мотивации для образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Психологический настрой на образовательную деятельность.
  2. Поддержание интереса к дальнейшей деятельности детей.

Методы и приемы: словесный (стихотворение, вопросы, сюрпризный момент)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети стоят полукругом.

Считают те предметы, которые им говорит педагог.

Отвечают на вопросы.

Поудобнее мы  встанем
Не шумим, не вертимся
Все внимательно считаем
А спрошу вас – отвечаем.
Математика нас ждёт,
Начинаем устный счёт: 1-2-3-4-5. Будем весело считать.

- А теперь давайте мы с вами тоже посчитаем. Даша, посчитай, сколько у нас всего в группе окон?

- Денис посчитай сколько у нас на полке книжек?
- Ребята, а как вы думаете, какое занятие у нас с вами будет сейчас?

- Да верно ребята. (Вдруг раздается стук в дверь и детям приходит письмо). Ребята, посмотрите, кажется к нам заходил почтальон, и принес письмо. Давайте скорее узнает от кого оно и что там написано.

Незнайка: Здравствуйте ребята! У меня такая история: вот я люблю играть, но так получилось, что я прогуливал занятия и не научился считать, не выучил геометрические фигуры, не умею решать примеры, но я очень хочу научиться. Поможете мне, ребята? Прошу вас отправить мне видеозапись с вашим занятием, я его посмотрю и обязательно всему научусь. С уважением, ваш Незнайка!

- Ребята мы поможем Незнайке?

- Ну тогда давайте будем включать камеру на телефоне и снимать видеозанятие для нашего Незнайки. Ну чтож начинаем.

  1. Введение в тему

Цель: подготовка детей к изучению нового материала.

Дети отвечают на вопросы.

- Давайте вначале проведем небольшую разминку. Нужно ответить на вопросы, которые я для вас приготовила.
- Какое сейчас время года?
- Назовите времена года.
- Сколько месяцев в году?
- Какой сейчас месяц?
- Назовите весенние месяцы.
- Сегодня среда, а завтра?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш …?
- Если стол выше стула, то стул …?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка …?
- Если брат старше сестры, то сестра …?

- Молодцы, ребята, вы, верно, ответили на все вопросы.

  1. Основная часть

Цель: знакомство с составом числа 5, геометрическими фигурами – пятиугольник, многоугольник.

  1. Обучение умению раскладывать число 5

на два меньших числа, а из двух меньших составлять целое число на конкретных предметах.

  1. Упражнение в решении примеров на сложение двух меньших чисел, составляющих число 5 и вычитание из целого числа меньшего.
  2. Знакомство с геометрическими фигурами – пятиугольник, многоугольник.
  3. Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
  4. Воспитывать сосредоточенность, интерес к математическим занятиям.

Методы и приемы: словесный (поощрение, вопросы, беседа), игровой (физкультминутка, игра), наглядный (дидактические картинки).

  1. Объявление темы

Цель: развитие мышления.

Дети отгадывают загадку (пять)

- А чтобы узнать, с каким числом мы сегодня будем работать, послушайте внимательно загадку.
На руке малышка Лена
Любит пальчики считать.
У неё, на удивленье,
Каждый раз выходит … (пять)

  1. Состав числа 5

Цель: Обучение умению раскладывать число 5на два меньших числа, а из двух меньших составлять целое число на конкретных предметах.

Дети отвечают на вопросы педагога. Считают геометрические фигуры. Выкладывают у себя в числовых домиках состав числа 5.

- Верно, вы отгадали. И сегодня мы познакомимся с составом числа 5. Узнаем, как число 5 получить из двух меньших. На доске пять треугольников синего цвета.
- У вас на столах расположены карточки с цифрами, приготовьте их, мы сейчас будем с ними работать.
Обратите внимание, какие фигуры вы видите на доске?

- Сколько всего треугольников? Как вы это узнали? Какой цифрой можно обозначить это количество?
- Давайте мы поселим цифру 5 в числовой домик сверху. (на доске числовой домик).
На магнитной доске размещаю синие треугольники. Вопрос к детям: Сколько синих треугольников?  Обозначьте это количество цифрой у себя на столе.
- Сколько треугольников красного цвета? Обозначьте это количество цифрой.
- Значит, пять - это четыре и один. (4 и 1, и наоборот 1 и 4)
Теперь число 5 получим другим способом. Размещаю на магнитной доске синие треугольники. Сколько синих треугольников?  Обозначьте это количество цифрой у себя на столе. Сколько треугольников красного цвета?  Обозначьте это количество цифрой. Значит, пять - это три и два (3 и 2, и на оборот 2 и 3).
- Давайте для Незнайки еще раз повторим из каких чисел можно составить число 5, а ты запомнил, как можно получить число пять? Да верно.

Двухсторонние геометрические фигуры, числовые домики.

  1. Игра «Гаражи машины»

Цель: продолжать учить правильно соотносить количество предметов с числом.

Дети крутят рулями, считают предметы и едут в нужный им гараж.

- А теперь мы немножко отдохнем поиграем в игру «Гаражи и машины»
По группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 5. Воспитатель раздает детям карточки с кругами от 1 до 5. Дети должны сосчитать круги на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек и участников.

Рули с определенным количеством картинок, числа от 1 до 6 приклеенные к стульям (имитация гаражей).

  1. Решение примеров

Цель: Упражнение в решении примеров на сложение двух меньших чисел, составляющих число 5 и вычитание из целого числа меньшего.

Дети на доске по одному выкладывают пример цифрами, в дальнейшем проговаривая все свои действия.

- Ну дети, мы отдохнули немного и начинаем дальше работать, рассказывать нашему незнайке то чего он не знает.

- А сейчас давайте мы с вами порешаем не сложные примеры, и покажем Незнайке как их нужно решать. Посмотрите, у меня на доске, вот такой пример, только нам ему нужно будет обозначить цифрами. Сейчас каждый будет выходить к доске и скажем так записывать пример с помощью цифр, используя знаки сложения – знак +, вычитания – знак -, равно.

- Молодцы ребята хорошо справились с этим заданием. А сейчас немного отдохнем и снова учится мы начнем.

Картинки с примерами, цифры с арифметическими знаками.

3.5. Физкультминутка

Цель: развитие двигательных умений и навыков.

Дети выполняют движения.

Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

- Хорошо, отдохнули немного, продолжаем.

  1. Знакомство с пятиугольником и многоугольником

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами – пятиугольник, многоугольник.

Дети знакомятся с новым названием геометрических фигур (пятиугольник, многоугольник). Совместно с педагогом обследуют данные геометрические фигуры.

На магнитной доске развешаны треугольники и четырехугольники

- Какая это фигура? Сколько углов в треугольнике? Хорошо.

- Какая это фигура? Правильно это квадрат, а сколько у него углов? Как еще его можно назвать? Какие четырехугольники здесь еще есть? Правильно. Как вы думаете, есть ли такие фигуры, в которых углов больше, чем четыре? У меня есть такая фигура.(на доску вывешивается пятиугольник). Посмотрите внимательно и скажите, чем он отличается от четырехугольника? Правильно. Его называют пятиугольником. Давайте вместе посчитаем углы у этой фигуры.

- Педагог указкой показывает углы , дети считают. Теперь вы знаете, что это.

-Ребята, сядьте ровно, выпрямите спину, теперь возьмите карточки и посчитайте сколько углов у ваших фигур.

( у детей карточки с одной фигурой, у каждого свой многоугольник).

 - Поднимите руку у кого нарисован пятиугольник. Теперь у кого шестиугольник. У кого семиугольник?

Педагог проверяет осанку детей, аккуратно поправляет.

 - У вас у всех разные фигуры  5-6 угольники. Их можно назвать одним словом -многоугольники.  Фигуры у которых больше четырех углов – многоугольники. Повторите ...(многоугольник)

На доске вывешены геометрические фигуры пятиугольника и многоугольника и у детей у каждого на столах лежат данные геометрические фигуры.

3.6 Игра «Выложи из палочек многоугольник»

Цель: развитие мелких движений рук, умения конструировать.

Дети обмениваются между собой многоугольниками, выкладывают данную геометрическую фигуру из счетных палочек.

- А сейчас ребята мы поиграем с вами в игру. Но для начала давайте обменяемся с соседом многоугольником. Вы ему дадите свой, а он вам свой.  А сейчас берите счетные палочки и выкладывайте тот многоугольник, который сейчас у вас в руках. Раз, два, три игру начни.

Счетные палочки, картинки многоугольников.

  1. Заключительная часть.

Цель: подведение итогов занятия.

Дети отвечают на вопросы педагога, говорят, что им больше всего понравилось на занятии, что сегодня они нового узнали, что им показалось на их взгляд трудным.

- Молодцы ребята, мне кажется мы справились со всеми заданиями на сегодня и теперь Незнайка Узнает много чего интересного и теперь видеозапись я думаю можно на этом остановить. И чуть позже мы ее отправим по почте незнайке.

- Давайте с вами вспомнить чем мы сегодня с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось? Что показалось наиболее трудным?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности - формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы на тему: «Соревнование с Буратино»

Это занятие итоговое, проходит в виде соревнования с Буратино - на правильное выполнение заданий. Все задачи взяты из программы развития ребенка "Истоки",частично из зоны ближайшего развития...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе по теме "В гостях у сказки "Теремок"

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе Воспитатель: Верликова Татьяна ЮрьевнаТема занятия: &laq...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе с использованием ИКТ «Терем – теремок»

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе с использованием ИКТ «Терем – теремок»...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Подготовка диких зверей к зиме»

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Подготовка диких зверей к зиме»...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Приметы весны»

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Приметы весны»...