Использование метода Марии Монтессори при ознакомлении дошкольников с формой, цветом, величиной для решения задач по познавательному развитию детей раннего возраста.
статья по математике (младшая группа)

Петрова Наталья Борисовна

ФОП ДО для детей раннего возраста в области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности для формирования сенсорной грамотности назначает:

развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;

- развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

Данная система позволяет обеспечить индивидуальный подход к воспитаннику.

В современных условиях, при наличии в группах раннего возраста малышей с особенностями развития в том числе гиперактивностью данный метод чрезвычайно эффективен. Правила прописанные во ФГОС по организации развивающей среды позволяет нам использовать метод Монтессори. В своей практике активно использую игры, пособия на развитие мелкой моторики, сенсорных эталонов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mmfopdo.docx8.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода Марии Монтессори при ознакомлении дошкольников с формой, цветом, величиной для решения задач по познавательному развитию детей раннего возраста.

ФОП ДО для детей раннего возраста в области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности для формирования сенсорной грамотности назначает:

развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;

- развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

Для решения этой задачи ФОП ДО предполагает следующие действия педагога:

педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач;

педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3 свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в достижении результата познавательных действий.

Анализ проведенных педагогических наблюдений привел к выводу что необходимо искать методы индивидуальной работы для решения поставленных задач. Мной была проведена исследовательская работа по изучению разных  методик, методов. Параллельно была проведена работа по анализу содержания развивающей предметной среды. Сделан вывод что метод Марии Монтессори приемлем и восстребован.

Мария Монтессори - итальянский педагог, которая в 19 веке создала свою педагогическую систему. Первоначально эта система была применена к детям с особенностями развития. Для  детей с задержкой развития эта методика стала спасением. Методика позволила получать образование. Монтессори адаптировала ее для всех детей.

Свою методику Монтессори назвала "системой, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду.  Девизом методики является тезис - "Помоги мне сделать это самому". Он подразумевает непосредственное участие в обучении взрослого, который наблюдает за развитием ребенка и углубляет и развивает его познания.

Основные принципы методики:

- разновозрастные группы;

- развивающая среда разделенные на части ( естествознание, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую, творческая, игровая, спортивная). Ребенок выбирает сам свой интерес и развивается с удовольствием под наблюдением взрослого.

- педагог в этой системе партнер;

- особое внимание отводится правилам поведения в группе ( соблюдение порядка, дисциплины);

-формирование интеллекта, речи, памяти, внимания основывается на упражнениях на мелкой моторики;

- недопустима критика, только помощь, если ребенок нуждается в ней;

- в ребенке воспитывается самостоятельность и потребность в договоре.

Данная система позволяет обеспечить индивидуальный подход к воспитаннику.

В современных условиях, при наличии в группах раннего возраста малышей с особенностями развития в том числе гиперактивностью данный метод чрезвычайно эффективен. Правила прописанные во ФГОС по организации развивающей среды позволяет нам использовать метод Монтессори. В своей практике активно использую игры, пособия на развитие мелкой моторики, сенсорных эталонов.


Мария Монтессори - итальянский педагог, которая в 19 веке создала свою педагогическую систему. Первоначально эта система была применена к детям с особенностями развития. Для  детей с задержкой развития эта методика стала спасением. Методика позволила получать образование. Монтессори адаптировала ее для всех детей.

Свою методику Монтессори назвала "системой, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду.  Девизом методики является тезис - "Помоги мне сделать это самому". Он подразумевает непосредственное участие в обучении взрослого, который наблюдает за развитием ребенка и углубляет и развивает его познания.

Основные принципы методики:

- разновозрастные группы;

- развивающая среда разделенные на части ( естествознание, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую, творческая, игровая, спортивная). Ребенок выбирает сам свой интерес и развивается с удовольствием под наблюдением взрослого.

- педагог в этой системе партнер;

- особое внимание отводится правилам поведения в группе ( соблюдение порядка, дисциплины);

-формирование интеллекта, речи, памяти, внимания основывается на упражнениях на мелкой моторики;

- недопустима критика, только помощь, если ребенок нуждается в ней;

- в ребенке воспитывается самостоятельность и потребность в договоре.

Данная система позволяет обеспечить индивидуальный подход к воспитаннику.

В современных условиях, при наличии в группах раннего возраста малышей с особенностями развития в том числе гиперактивностью данный метод чрезвычайно эффективен. Правила прописанные во ФГОС по организации развивающей среды позволяет нам использовать метод Монтессори. В своей практике активно использую игры, пособия на развитие мелкой моторики, сенсорных эталонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей раннего возраста с элементами рисования «Игра с цветом».

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию детей раннего возраста с элементами рисования «Игра с цветом».Образовательные области: познавательное развитие, социализация, ...

Формы работы по познавательному развитию детей раннего возраста

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Ранний возраст — период активного исследования различных свойств пре...

Формы познавательного развития детей раннего возраста

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Ранний возраст — период активного исследования различных свойс...

Формы познавательного развития детей раннего возраста

Развитие познавательной деятельности детей проходит ряд этапов.Первый этап - это зрительные действия (хватание), в которых соединяются зрительные и двигательные реакции. Этот этап приходится на м...

Формы познавательного развития детей раннего возраста

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Ранний возраст — период активного исследования различных свойс...

Формы познавательного развития детей раннего возраста

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Ранний возраст — период активного исследования различных свойс...

"Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с окружающим миром"

Статья о формах работы по ознакомлению дошкольников с темой "Овощи и фрукты"...