Использование воспитателем в образовательном процессе по математике современных образовательных технологий и методик
статья по математике (старшая группа)

Что обозначает термин "технология"? обратимся к толковому словарю.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Использование воспитателем

в образовательном процессе по математике современных

образовательных технологий и методик»

 

.

Что обозначает термин "технология"? обратимся к толковому словарю.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основной задачей стало не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи.

          1. Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов  деятельности.

            В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение включает в себя  использование развивающих  игр, что делает процесс обучения интересным и занимательным.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

2.Игровые технологии.

            Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

      Игровые технологии, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка. 

С помощью игровых технологий воспитатель  развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение.

Современные логические и математические игры разнообразны. Отметим некоторые из них:

·         Игры на объемное моделирование

·         Игры на плоскостное моделирование.

·         Игры на составление целого из частей.

·         Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.)

3.Технологии проблемного обучения.

В проблемной ситуации для маленьких, так же, как и вообще в проблемном обучении, всегда складывается обстановка «потребности в познании». При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Структурными компонентами проблемной ситуации являются проблемные вопросы, но они могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности. Взрослый может, например, задать такие вопросы: «Как разрезать квадрат на треугольники?», «Сколько разных способов вы можете предложить?», «Если поменять местами цифры 2 и 8, что изменится?»

В проблемные ситуации для детей дошкольного возраста включаются занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки (и другие виды нестандартного математического материала, поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность). Например, рассмотрим занимательную задачу. На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? Эта задача может стать частью проблемной ситуации о зависимости качественных характеристик параметров предметов от их пространственного расположения.

Существуют четыре уровня  проблемности  в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).

 4.Информационные компьютерные технологии.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

      Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

      Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля; автоматизированный контроль правильности освобождает время воспитателя для параллельной работы с другими детьми.

      Индивидуальная  работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

  5.Технологии ТРИЗ – теория  решения изобретательных задач.  

Теория решения  изобретательских задач используется   для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ помогает воспитателю не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

        Используя технологии ТРИЗ, воспитатель учит детей искать и находить свое решение. С этой технологией вы знакомы, поэтому не будем останавливаться на ней подробно.

6. Технологии проектной деятельности

В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

       Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. 

Со структурой разработки и реализации проектов вы уже знакомы.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

7.Технологии исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования исследовательских технологий,ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Например «Путешествие по реке времени».

8.Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий на занятиях по ФЭМП является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья. Здоровьесберегающие технологии включают в себя: физминутки, динамические паузы, подвижные игры, игры малой подвижности и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"

Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В это вр...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

При использовании в образовательной деятельности  игровых технологий у воспитанников развиваются  творческие способности, творческое мышление и воображение....

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...