Комплекс дидактических игр по Формированию элементарных математических представлений
методическая разработка по математике

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_didakticheskih_igr_po_femp.docx464.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Медвежонок»

Комплекс дидактических игр по

Формированию элементарных математических представлений

Разработала:

Воспитатель Царан Дина Витальевна

с.Угут, 2023 год

Пояснительная записка.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Как сказал «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.  Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. 

 Оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка.

Рекомендую использовать следующих авторов:

1. «Математика для дошкольников»

2.  «Математика от 3 до 7».

3. Лева «ФЭМП» 5.  «Праздник числа»

6.  «Математика для дошкольников» и др.

Так же предлагаю вашему вниманию игры, которые я часто использую, интересны детям и имеют большую эффективность.

Игры с цифрами и числами

1. Дидактическая игра «Собери цветочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.

hello_html_304730.jpgИзображение 022hello_html_5f94237f.jpg

2. Дидактическая игра «Саночки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки-саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова н столе и игра продолжается до трех раз.

C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_132617.jpg hello_html_5bdcc05b.pngC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_132632.jpg

3. Дидактическая игра «Угощение для белочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурка разноцветных, картинка или игрушка белочка.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку о белке: С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть

Надо грибы

Для зимы собирать.

(Белка)

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673512185_gas-kvas-com-p-belochka-detskii-risunok-33.png

Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

4. Дидактическая игра «Помощь бабе Федоре»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.

Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.

Методика проведения:

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе":

"И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

"Я бегу, бегу, бегу, держаться не могу! "

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит. "

- Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?

- Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!

Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.

Дидактическая игра «Помощь бабе Федоре»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117551-1436156621.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117551-1436156824.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117551-1436156774.jpg

5. Дидактическая игра «Большая стирка»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

 Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.

C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_134117.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_134208.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_134107.jpg

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

6. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

- Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.

C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_134731.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_134740.jpg C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_134720.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_134709.jpg

C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_134859.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135006.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135037.jpg

Игры с геометрическими фигурами

1. Дидактическая игра «Геометрики»

Возраст 2-7 лет

Цель: Закрепить знания геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); формировать представление об основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий); развивать умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам (цвет, форма, величина, толщина).

Оборудование: - четыре круга больших, тонких, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре круга больших, толстых, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре круга маленьких, тонких, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре круга маленьких, толстых, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

- четыре квадрата больших, тонких, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре квадрата больших, толстых, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре квадрата маленьких, тонких, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре квадрата больших, тонких, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

четыре треугольника больших, тонких, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре треугольника больших, толстых, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре треугольника маленьких, тонких, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре треугольника, маленьких, толстых, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

- четыре прямоугольника больших, тонких, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре прямоугольника больших, толстых, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре прямоугольника маленьких, тонких, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); четыре прямоугольника маленьких, толстых, разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

- вспомогательные карточки обозначающие признаки: толстый, тонкий, большой, маленький, треугольник, не треугольник, прямоугольник, не прямоугольник, круг, не круг, квадрат, не квадрат, красный, желтый, зеленый, синий.

Всего 80 карточек.

Способы игры: «Домино»; «Найди фигуру»; «Что лишнее»; «Опиши фигуру»; «Найди признаки к фигуре»; «Опиши что общее»; «Найди фигуры по одному (двум, трем) общим признакам»; «Собери картинку» и т. п.

Игру можно использовать в любой возрастной группе, усложняя ее задания.

2. Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135349.jpghello_html_m6f42e6c9.pngC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135356.jpg

3. Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

hello_html_m70d82b91.png C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135212.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135228.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135247.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135232.jpgC:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_135312.jpg

4. Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких. Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

C:\Users\Kosmeya\Desktop\Camera\20160115_140841.jpg

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на круг, и т. д.

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс работы по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе.

Конспект по формированию математических представлений  во второй младшей группе....

«Дидактические игры формирование элементарных математических представлений у дошкольников».

- Ребята, а какое у нас сегодня занятие?Правильно, математика, но сегодня занятие не простое, а игровое......

Методическое обеспечение рабочей программы:комплексы дидактических игр по формированию элементарных математических представлений

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых п...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Неоспоримым достоинством математического обучения дошкольников посредством математических игр считается наглядность, развивающая абстрактное мышление.Задания на смекалку помогают детям понять, что каж...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Картотека дидактических игр « Формирование элементарных математических представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер»

Картотека дидактических игр « Формирование элементарных математических представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер»...