Технологическая карта дидактической игры по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Абибулла Екатерина Сергеевна

ФЭМП оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В основе познания элементарных математических представлений качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предметов, ощупывание руками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_didakticheskoy_igry_po_femp.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное учреждение «Детский сад №25»

Выполнила воспитатель: Абибулла Екатерина Сергеевна

Технологическая карта дидактической игры

по формированию элементарных математических представлений

образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшей группы

Тема: «В гостях у королевы Математики»

Цель: формирование умений у детей располагать предметы в порядке убывания или возрастания (от меньшего предмета к большему) и умений обобщать геометрические фигуры по форме по размеру и цвету.

Обучающая задача: научить детей проводить сравнительный анализ по форме, размеру, цвету.

Игровые действия:

1) дети берут карточки с изображением дорожек разной длины, мостов разной ширины, забора разной величины. Затем раскладывают карточки с изображением дорожек от самой короткой к самой длинной, затем мостики через реку от самого узкого к самому широкому и заборы от самого низкого к самому высокому;

2) детям дается набор геометрических фигур, они раскладывают их последовательно согласно образцу (красный квадрат-желтый круг-синий прямоугольник-зеленый треугольник, затем цепочка повторяется)

3) на столе разложены карточки  предметами мебели и обихода, детям выданы различные геометрические фигуры, дети соотносят геометрические фигуры с предметами мебели и обихода.

Игровые правила:

1) необходимо разложить картинки с изображением дорожек от самой короткой к самой длинной, затем мостики через реку от самого узкого к самому широкому и заборы от самого низкого к самому высокому.

2) следует продолжить логическую цепочку из геометрических фигур  сравнивая размер, форму и цвет фигур с образцом

3) нужно подобрать предметы, похожие на фигуры

Планируемый результат: дети умеют соотносить геометрические фигуры с предметами в окружении, умеют проводить сравнительный анализ по форме, цвету, размеру

Пространственно-временной ресурс:  в групповой комнате, 20 мин

Программно-методическое обеспечение: «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования», под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный и демонстрационный материал, дидактические игры «Расставьте по порядку», «Бусы», «На что похожа геометрическая фигура», изображения дорожек разной длины, мостиков разной ширины, заборов разной высоты, геометрические фигуры, звездочки и флажки-оценки.

Ход  игры

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой,

1 минута

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Воспитатель просит детей встать в круг.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём

Дети вместе с воспитателем становятся в круг и выполняют упражнения в соответствии с текстом

Ребёнок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям

Игра-приветствие

Дидактическая игра «Определи своё место»

Психологическая готовность

Вводно-организационный

2 минуты

Организация направленного внимания

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости  к королеве Математики.

- Ну, что ж, в добрый путь! Но у меня убедительная к вам просьба: в дороге нужно быть предельно осторожным и внимательным! Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Закрывайте глаза и повторяйте за мной:

1, 2, 3, 4, 5- будем глазки закрывать,

Надо в сказку нам попасть.

Впереди ждут чудеса,

Нам опаздывать нельзя!

- Открываем глаза…. И, вот мы с вами попали в математическое королевство.

Ребята, давайте, вспомним, как нужно вести себя в гостях?

Предлагает присесть на стульчики

Дети дают согласие и, сидя на ковре, попадают в королевство

Не кричать и не баловаться, быть вежливыми

Проходят, садятся на стулья

Игра-имитация полёта на ковре-самолёте

Звучит волшебная мелодия

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотиавационно-побудительный

1 минуты

Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах

Мы попали с вами в королевство математики. Но мы не можем пройти в замок королевы Математике, так как в математическом королевстве случился беспорядок. Налетел ураган и снес все дома, мосты, дороги. Давайте поможем жителям королевства вернуть все на места.

Дети слушают задание

Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности

Внутренняя мотивация на деятельность

Практическая работа

6 минут

Применение знаний, навыков и умений на практике

Воспитатель предлагает детям помочь расставить всё по местам, а именно разложить картинки с изображением дорожек от самой короткой к самой длинной, затем мостики через реку от самого узкого к самому широкому и заборы от самого низкого к самому высокому

-Отлично вы ребята справились с работой и мы можем немного передохнуть

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот»

Воспитатель предлагает детям встать, кидает мяч ребёнку и называет одно из математических понятий

Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперёд – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Лёгкий – тяжёлый

Ребята мы совсем забыли взять подарок королеве Математике. Давайте сделаем подарок своими руками а из чего догадайтесь сами! Да, это геометрические фигуры – и будем мы делать бусы. Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы

Дети раскладывают картинки по величине

Ребёнок кидает мяч обратно воспитателю и называет противоположность названному понятию



Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур  сравнивая размер, форму и цвет фигур с образцом (индивидуальная работа детей)

Дидактическая игра «Расставь по порядку» (работа у доски)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом

Дидактическая игра «Бусы»

Динамическая пауза

2 минуты

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости

Ребята, мы немного засиделись. Фигуры хотят с нами поиграть.

Вот фигуры-непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Будем глазками искать,
К ним поближе подбегать.

Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырёх углах квадрат

Шагает, прямо как солдат.

Теперь вправо посмотрите,
Узнаёте? Это – … круг.

И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернёмся
И на место вмиг вернёмся.

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай!

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем!

Дети отыскивают геометрические фигуры и выполняют движения в соответствии с текстом.

(Дети шагают на месте)

(Дети кружатся на месте)

(Дети прыгают с поднятыми вверх руками)

(Дети приседают)

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Практическая работа

5 минут

Применение знаний, навыков и умений на практике

Отлично! Садимся на стульчики. Мы пришли к замку королевы, но к сожалению королева не может открыть замочек, чтобы отворить замок вам нужно подобрать предметы, похожие на фигуры и тем самым мы разгадаем шифр замка.

Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы (работа в подгруппах)

Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»

Заключительный этап.

Рефлексия

3 минуты

Подведение итогов НОД. Формирование эдементарных навыков самооценки

Ну вот, ребята, мы и справились со всеми заданиями и попали в гости к королеве Математики. Она вам дарит вкусные подарки и рада что вы смогли добраться до ее замка

А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт.

Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие?



Дети карандашом «проходят» лабиринт.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.

Графическое упражнение «Лабиринт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Алгоритмы в развитии логического мышления». Старшая группа.

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Занятие с использованием алгроритмов для развития логического мышленияПрограммное содержание:1.Закрепить и уточнить ...

Конспект НОД По образовательным областям «Познавательное развитие»- формирование элементарных математических представлений, «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. В старшей группе. «Добрые дела Крокодила Гены»

«Добрые дела Крокодила Гены»Задачи:     Развивать  логического мышления, комбинаторику, аналитические способности;Формировать умение выявлять в объектах разнообразные сво...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме "Космос" (для детей старшей группы (5 - 6 лет))

В данном материале представлен конспект НОД по ФЭМП по теме "Космос" для детей старшей группы 5 - 6 лет и материалы к данному конспекту...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему «Путешествие в математический город"

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие» для детей ста...