Статья Развитие математических способностей детей подготовительной группы
статья по математике (подготовительная группа)

Хрущ Маргарита Александровна

В статье рассматривается подход к развитию математических способностей детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskih_sposobnostey_detey_pod_gr_ds.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья

Развитие математических способностей детей подготовительной группы

Воспитатель:

 Хрущ Маргарита Александровна

2023 год

«Математика – царица всех наук»

 (Карл Фридрих Гаусс)

Нельзя быть образованным человеком, не зная математики. С древнейших времен каждый образованный человек считал своим долгом знать основы математики. Многие известные всему миру ученые-философы были одновременно не менее известными математиками: Аристотель, Улугбек, Навои, Декарт, Лейбниц. Иммануил Кант известен нам как   немецкий философ, но не все знают, что он занимал должность профессора математики Кёнигсбергского университета.

Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.

Развитие элементарных математических представлений это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Одной из актуальных проблем современности является, эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста. Изучение  математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.   Дети дошкольного возраста с развитыми  математическими способностями быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. 

В детском саду во всех возрастных группах программа по формированию элементарных математических представлений состоит из пяти разделов: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени. Как и в любом виде деятельности при работе с дошкольниками применяются следующие дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, научность, личностное ориентирование.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. 

        В подготовительной группе для  развития  познавательных  способностей  и  познавательных  интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • моделирование;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты;
  • воссоздание и преобразование;
  • информационно - коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие  технологии (физминутки,  динамические  паузы,

психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную  деятельность  с воспитанниками  я  провожу  в различных формах:

  • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая  экспедиция, интеллектуальный  марафон,  викторина;  КВН, презентация, тематический досуг);
  • демонстрация опытов;
  • сенсорные праздники;
  • театрализация с математическим содержанием;
  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • беседы;
  • самостоятельная деятельность детей.

Чтобы дети не теряли интерес к образовательной деятельности и активно были в неё вовлечены, процесс образования должен быть занимательным. Мы знаем, что игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Применение  игровых методов и приёмов делает процесс формирования элементарных математических представлений более эффективным.

         Необычная игровая ситуация с элементами характерными для занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать поставленные задачи и находить для них верные решения.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1.Игры с цифрами и числами.

2.Игры путешествия во времени.

3.Игры на ориентировку в пространстве.

4.Игры с геометрическими фигурами.

5.Игры на логическое мышление.

Особое место в моей работе отводится занимательному математическому материалу - дидактические игры с логическими блоками Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство, они являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. На начальном этапе работы, прежде чем приступить к играм, мы предоставляем детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками: дети устанавливают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину, затем знакомятся с возможностью разнообразных манипуляций с блоками в различных видах деятельности.

В играх и упражнениях решаются конкретные задачи:

  • развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер, толщину;
  • освоение представлений о замещении свойств знаками – символами;
  • умение строго следовать правилам при выполнении действий;
  • развитие внимания;
  • развитие умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум, трём свойствам;
  • сравнение предметов по заданным свойствам;
  • сравнение предметов по самостоятельно выделенным свойствам;
  • развитие классификационных способностей к анализу, сравнению, обобщению.

Приёмы и методы работы:

  • игры и упражнения подобраны по принципу дидактики от простого к сложному; игры первого варианта развивают умения оперировать одним свойством, второго варианта двумя свойствами, игры третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами;
  • в подготовительной группе используется весь комплект логических блоков, при условии, что в предыдущих группах проводилась работа с блоками Дьенеша.
  • учитывать индивидуальные особенности детей, приступать к более сложной игре тогда, когда самостоятельно справляются с заданиями в предшествующей игре;
  • использование карточек-свойств переход от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Задачи, решаемые при использовании палочек:

  • развитие творческого воображения, умения создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу;
  • умение декодировать цветовые отношения в числовые; предлагаются игры на соответствие между цветом, длиной и числом; на значение чисел и их цветовых обозначений;
  • развитие комбинаторных способностей (на состав числа, игры «составь коврик»; умение заменять целую часть на составные);
  • освоение понятия итогового числа, игры на действия сложения, вычитания;
  • изучение свойств чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.

Приёмы и методы работы:

  • работа проводится в игровой форме  индивидуально или небольшими подгруппами;
  • использование одобрения правильности действий и суждений детей, помощь детям осуществлять в косвенной форме;
  • одновременная подача упражнений на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений;
  • осуществление подбора упражнений с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач;
  • введение игровых элементы в  виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит …);
  • использование инструкций, пояснений, вопросов, контроля, оценки, словесных отчётов детей о выполнении задания;
  • использование палочек для выполнения диагностических заданий.

В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке и времени и моделирует из палочек реальный предмет.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержание направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке. Отбор развивающих игр осуществлен, исходя из современных требований к обучению дошкольников, выдвинутых ФГОС ДО, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания.

В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры в которых, из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», головоломка «Пифагор», «Волшебный Круг». В других объемную фигуру: «Квадрат Воскобовича»,  «Кубики для всех».

Игра в "Кубики для всех" учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

Дети подготовительной группы очень любят «веселые задачи». Например:

  • Какой формы расходятся по воде следы от шарика, а от кирпича? (круглые)
  • Когда, посмотрев на 3, мы говорим 15? (на часах)
  • Какой рукой нужно есть суп? (ложкой)
  • Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
  • У квадрата 4 угла, если один отрезать, сколько останется? (5)

 

  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,

            2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц, ответь скорей? (5)

  • Три мальчика: Коля, Петя, Ваня, пошли в магазин. По дороге у магазина они нашли 6 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы пошел в магазин один? (6 руб.)

Таким образом, через дидактические игры, можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»

В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» безнадёжно устарела. Сегодня математика в той или иной мере...

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...

Статья "Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы)"

Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада...

Статья "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников &ndash...