НИКИТИН Б.П. СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
презентация к уроку по математике (старшая группа)

Мишарина Елена Ивановна

НИКИТИН Б.П.
СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon matem-ka_raz._igry_nikitina.ppt582 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НИКИТИН Б.П. СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ .

Слайд 2

ИГРЫ- ОДНО ИЗ САМЫХ СИЛЬНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РУКАХ ОБЩЕСТВА. ИГРУ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ОСНОВНЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА. ИМЕННО В ИГРЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ И РАЗВИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ЕГО ЛИЧНОСТИ,УДОВЛЕТВАРЯЮТСЯ МНОГИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ,СКЛАДЫВАЕТСЯ ХАРАКТЕР. ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ВЫ ПРОСТО ПОКУПАЕТЕ ИГРУШКУ? НЕТ, ВЫ ПРОЕКТИРУЕТЕ ПРИ ЭТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ! Б.П.НИКИТИН

Слайд 3

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ; ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ОСОБЕННО ЗРИТЕЛЬНУЮ,УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ЗАВИСИМОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ; УМЕНИЕ КЛАССИФИЦЫРОВАТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ, СПОСОБНОСТЬ К КОМБЕНИРОВАНИЮ; ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ, СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ.

Слайд 4

В РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИХ ИГРАХ НИКИТИНА-В ЭТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИХ ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ- УДАЛОСЬ ОБЪЕДИНИТЬ ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ С ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ПРИНЦИПОМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ. ЭТОТ СЮЗ ПОЗВОЛИЛ РАЗРЕШИТЬ В ИГРЕ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ: ИГРЫ НИКИТИНА МОГУТ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА; ЗАДАНИЯ- СТУПЕНЬКИ ИГР НИКИТИНА ВСЕГДА СОДАЮТ УСЛОВИЯ, ОПЕРЕЖАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ; РЕБЁНОК РАЗВИВАЕТСЯ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНО, ЕСЛИ ОН КАЖДЫЙ РАЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ МАКСИМАЛЬНО СЛОЖНЫЕ ДЛЯ НЕГО ЗАДАЧИ; ИГРЫ МОГУТ БЫТЬ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ И, КРОМЕ ТОГО, КАК И ЛЮБЫЕ ИГРЫ, ОНИ НЕ ТЕРПЯТ ПРИНУЖДЕНИЯ И СОЗДАЮТ АТМОСФЕРУ СВОБОДНОГО И РАДОСТНОГО ТВОРЧЕСТВА; ИГРАЯ В ИГРЫ НИКИТИНА СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, МАМА И ПАПА НЕЗАМЕТНО ДЛЯ СЕБЯ ПРИОБРЕТАЮТ ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ УМЕНИЕ- СДЕРЖИВАТЬСЯ, НЕ МЕШАТЬ МАЛЫШУ САМОМУ РАЗМЫШЛЯТЬ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ, НЕ ДЕЛАТЬ ЗА НЕГО ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ САМ.

Слайд 5

Творческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу по непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. Игры позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Слайд 6

Уникуб Сложи узор Дроби Кубики для всех Сложи квадрат .

Слайд 7

Сложи узор Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3-х и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу. Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Слайд 8

Процессуальная характеристика: С раннего возраста; Групповая, индивидуальная и дифференцированная работа; Материал для задания вариативен; Организация заданий в различных формах: модели, чертёж, инструкция.

Слайд 9

Важно! Приобретать Развивающие игры Никитина, тем самым способствовать интеллектуальному развитию детей!

Слайд 10

Литература: Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.-М.,1989. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры.-М.,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)

Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....

Развивающие игры Б.П.Никитина

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным...

Консультация для родителей: «Развивающая игра «Уникуб» (Б. П. Никитина)

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был внимательным, сообразительным, способным?Предлагаю вашему вниманию игру «Уникуб». Цель этой игры – развитие логического, аналитического мышления, способностей к решени...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Ступеньки творчества - математика в развивающих играх

Предлагаю несколько вариантов творческого обучения математике через развивающие игры Никитиных...

Папка-передвижка "Ступеньки творчества или развивающие игры Б,П Никитина"

Папка-передвижка "Ступеньки творчества или развивающие игры Б,П Никитина"...