Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении математики для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
картотека по математике (старшая группа)

Халимова Зулайхо Зайдулоевна
  • Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi-shutki.docx140.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нижневартовска

детский сад № 41 «Росинка»

 

http://letopisi.org/images/a/a1/%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg

Загадки, задачи-шутки,

 занимательные вопросы в обучении  математики

для детей  старшего дошкольного возраста

(от 5 до 6 лет)

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%8F%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-278133.jpg

г. Нижневартовск

Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами. Применять и закреплять математические знания можно во время других занятий и разнообразных игр.
Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

Загадки математического содержания:

У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).

Много рук, нога –  одна (дерево).


На одной ноге кружится, беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).

На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица).

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Есть у каждого лица два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора. (глаза).

Два глядят, да двое слушают (глаза и уши).

У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).

 Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня,

а вода тверда, словно каменная! (коньки). 

Две полоски на снегу оставляю на бегу.

 Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).

Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (солнце и луна).

Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги,  а не ходят .
Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).

 Возле леса на опушке
трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор).

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)

Четыре братца под одной крышей стоят (стол).

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

На четыре ноги надевали сапоги.

 Перед тем как надевать,

четыре стали обувь надувать (шины).

 Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

 он вспорхнул и улетел (бабочка).

 Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

 В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень).

Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).

У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).

Пять братцев в одном домике живут. (варежка.)

 И жужжит, и летит, есть шесть ног, но без копыт. (жук)

Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (шесть)

 Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели). 

Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)

Овальная лягушка, но вовсе не зверушка, а овощ-молодец –зелёный … (Огурец.)

Небо, будто синий дом, есть одно      оконце в нём: словно круглое оконце в небесах сверкает …(Солнце.) 

Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу.

Задачи-шутки:

  1. Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ль всех? (Три.)
  2. Шел один, нашел пять рублей; трое пойдут, много ли найдут? (пять рублей.)
  3. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

  1. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
  2. Сколько орехов в пустом стакане? (Ни сколько)
  3. В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (в вазе было 3 тюльпана)
  4. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул? (9 акул, только они нырнули)
  5. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
  6. 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек)
  7. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
  8. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
  9. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)

  1. Летела стая гусей. Один гусь впереди, два – сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
  2. Сестра старше брата на 5 лет. На сколько лет она будет старше брата через 7 лет?
  3. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
  4. Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (Ей пойдет седьмой год)
  5. На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3 стакана) 

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.

– Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
– Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
– Если правая рука справа, то левая… (слева.)
– Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.

Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.

Задачи в стихах:

1.На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?) 

2.На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? 
(3)

3.Ежик осенью по лесу шел,
На обед он грибочков нашел:
Два – под березой,
Один – у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? 
(3)

4.Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

5.У стены стоят кадушки,
В каждой кадушке по 1 лягушке
Если было 5 кадушек,
Сколько было в них лягушек?

6.Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу… ОХ!
Сколько  всего овощей принесла хозяйка?
(6) 

7. На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок…
Помогите вы Танюшке
Сосчитать свои игрушки!

8. Потеряла крольчиха крольчат.
А крольчата лежат и молчат.
Один – за ветлой,
Два – за метлой,
Один – под листом,
Двое – под кустом.
Как детей поскорее найти
Их у мамы чуть больше 5?   (6)

9.Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки,задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей

Формирование у детей логического мышления через задачи, загадки, шутки....

«Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей»

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны, интересны загадки и задачи-шутки....

Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей элементарной математике.

Из многообразия математических игр и равлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачки -шутки. Назначение загадок, занимательных вопросов, задач-шуток состо...

Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики.

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки и задачи-шутки.В загадках математического содержания анализируется предмет  с количествен...

Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей 5-6 летнего возраста.

Цель использования занимательного материала (загадок, задач-шуток, занимательных вопросов): способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к м...