Открытая НОД для детей средней группы "Путешествие в страну геометрических фигур"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Телякова Наталья Михайловна

Конспект НОД по ФЭМП предназначен для детей средней группы ДОУ. В основу взят материал занятия № 24. Тема «Счет до восьми. Число и цифра 8» методического пособия «Игралочка, Математика для детей 3-5 лет. Методические рекомендации, Часть 1 и 2, Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., 2012».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_stranu_geometricheskih_figur.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заклинская средняя общеобразовательная школа»

Лужского муниципального района

Ленинградской области

Конспект открытой интегрированной НОД

для детей среднего возраста

«Путешествие в страну геометрических фигур»

Образовательная область:

Познавательное развитие.

(Формирование элементарных математических представлений)

                                Составила:

                                                                               воспитатель дошкольной группы

                                               Телякова Н.М.

2023 г.

 

Конспект открытой интегрированной НОД в средней группе

«Путешествие в страну геометрических фигур».

  Тема: Счет до восьми. число и цифра 8.

Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная. 

Тип НОД – интегрированное. 

Форма НОД – фронтальная.

Вид НОД – занятие - путешествие.

Продолжительность НОД – 20 минут.

Развивающая среда: групповая комната.

Цель. Формирование у дошкольников интереса к математике посредством

игрового занимательного материала.

Задачи:

  • сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством;
  • сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  • закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
  • тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

Материал:

Демонстрационный: куб с короной, пирамида с короной, автобус – макет (или построен из стульчиков, руль), карточка с цифрой 8, аудиозапись песни С. Михалкова «Песенка друзей» (1 куплет и припев), аудиозапись песни «Полечка – малышка» Ю. Селиверстовой, музыкальный центр.

Раздаточный: карточки с 7 точками на каждого ребенка, карточки с 5, 6, 8 точками по 2-3 шт. каждой, по 8 квадратов и 8 треугольников разного цвета и размера на каждого ребенка, карточки с цифрой 8 по 2 штуки на каждого ребенка, карточки с записью чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 8 столько же, сколько детей, 3 подноса с карточками, на которых изображены по 8 продуктов питания (фруктов, пирожных, напитков) по числу детей, а также с карточками, на которых 5, 6, 7 продуктов, круги двух цветов диаметром 2-3 см по 8 шт.  красного и желтого цвета на каждого ребенка, полоска 5*29 см из бумаги разного цвета, клей – карандаш, клеенки, салфетки.

Содержание НОД:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель. Станем рядышком, по кругу,
                        Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
                        Нам здороваться ни лень:
                        Всем «Привет!» и «Добрый день!»!

Воспитатель. Дети, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте скажем всем «Доброе утро» и помашем ладошками.

Дети здороваются с гостями, машут ладошками им.

Воспитатель. Вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям.

Ребята, в какой стране мы живем?

Дети. В России.

Воспитатель. Правильно! Знаете ли вы, кто управляет нашей страной - Россией?

Дети. Президент.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости приехали правители сказочной страны, страны геометрических фигур. Страной геометрических фигур правит король и королева. Они приглашают нас на бал.

Воспитатель. Хотите поехать на бал?

Дети. Хотим!

Воспитатель. Давайте присядем на ковер, познакомимся с королем и королевой страны геометрических фигур.

Воспитатель и дети садятся на ковер.

2. Актуализация знаний.

Игра «Как зовут короля и королеву».

Дидактические задачи: актуализировать представления о пространственных геометрических фигурах, развивать внимание, память, речь, фантазию.

Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит, что это
король страны геометрических фигур.

Воспитатель. Ребята, а вот и король геометрических фигур. Какая это фигура?

Дети. Куб.

 Воспитатель. Верно, короля страны геометрических фигур зовут Куб.

Далее воспитатель показывает детям треугольную пирамиду с короной.

Воспитатель. Это - королева. Знаете, как называется эта фигура?

Ответы детей. Как правило, дети не отвечают на этот вопрос.

Воспитатель. Эта фигура называется пирамида. Королеву зовут Пирамида. Вместе с королем Кубом и королевой Пирамидой мы отправимся на бал в страну геометрических фигур.

Игра «Билеты для проезда».

Дидактические задачи: актуализировать представление о числе 7, умение считать в пределах 7; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение.

Воспитатель. Ребята, на бал смогут поехать те дети, которые получат билет - карточку с 7 точками. Подойдите, пожалуйста, к столу с карточками. Карточек, на которых изображено 7 точек, столько же, сколько вас. (Кроме этого, на столе имеются карточки, на которых 5, 6, 8 точек). Выберите себе одну карточку.

 В выборе карточки детям предоставляется самостоятельность.

Воспитатель - контролер стоит у входа в автобус. Проверив билет (карточку с 7 точками), контролер его забирает. Если ребенок взял карточку с другим количеством точек, контролер просит ребенка выбрать карточку с 7 точками.

Дети занимают места в автобусе. Воспитатель – водитель. Воспитатель ставит короля и королеву на сидение.

Воспитатель – водитель. Ребята, напомните мне правила поведения в общественном транспорте.

Дети. Нельзя ходить и бегать по автобусу, шуметь.

Воспитатель – водитель. Молодцы! В путь!

Звучит песня С. Михалкова «Песенка друзей» (1 куплет и припев). Дети подпевают. По окончании песни, водитель останавливает автобус.

Воспитатель. Вот и мы и приехали в страну геометрических фигур. Проходите за столы. Гости уже собрались на бал.

 Игра «Кавалеры и дамы».

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере
образования числа 8 из числа 7);
 закрепить умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение.

Дети садятся за столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера (на каждого). На середину стола воспитатель ставит короля и королеву - куб и пирамиду. Воспитатель, показывает на геометрические фигуры, лежащие перед детьми.

Воспитатель. Гости уже собрались. Все нарядно одеты. Дамы (девочки) шуршат
платьями, кавалеры (
мальчики) подкручивают усы. Ребята, чем отличаются гости?

Дети. Цветом, формой, размером.

Воспитатель. Как вы думаете, какие фигуры - девочки, а какие - мальчики?

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель обращает их внимание на короля и королеву. Как правило, после этого дети сразу говорят, что треугольники - это девочки, а квадраты — мальчики.

Воспитатель. Девочки собрались вместе и стали обсуждать свои наряды, а маль-
чики встали своей группой и заговорили о футболе. Расположите девочек и мальчиков отдельными группами.

Дети делят геометрические фигуры на две группы.

Воспитатель. Король с королевой интересуются, сколько мальчиков и сколько девочек пришло на бал, и просят детей помочь им это узнать.

Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод о том,
что фигур одинаковое количество - их по семь.

Дети. Девочек и мальчиков по семь, одинаковое количество.

Воспитатель. Но девочки в этом царстве не умеют считать и волнуются, всем
ли хватит пары мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?

Дети должны поставить квадраты и треугольники парами.

Воспитатель. Но вот подъехала на карете еще одна девочка.

Как можно изобразить цокот копыт?

Дети могут постукивать по столу пальцами рук, могут цокать языком.

Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. 

Воспитатель. Ребята, возьмите по одному треугольнику. Что изменилось?

Дети. Девочек стало больше.

Воспитатель. Сколько же теперь на балу девочек? - интересуется король и королева. Посчитайте!

Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до
каждого предмета один раз, не пропускают их при счете: 1, 2, ...7…

Воспитатель. Ребята, давайте посчитаем до 8 все вместе.

Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до
каждого предмета один раз, не пропускают их при счете: 1, 2, ...8.

Затем обсуждается способ образования числа 8 из числа 7.

Воспитатель. Как получилось, что девочек стало восемь?

Дети. Было семь, пришла еще одна, и их стало восемь.

Воспитатель. Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек
было поровну?

Дети. Надо добавить еще одного мальчика.

Воспитатель кладет на стол дополнительные квадраты. 

Воспитатель. Возьмите по одному квадрату.

Дети должны взять по одному квадрату.

Воспитатель. Сколько стало мальчиков?

Дети. Восемь.

Воспитатель. Всем хватило пары?

Дети. Да.

Воспитатель. 8 квадратов и 8 треугольников – поровну девочек и мальчиков.

Как получается число восемь?

Дети. К семи добавляется один, и получается восемь.

Воспитатель. Правильно! Для того, чтобы получить 8, надо к 7 добавить 1. При счете после семи идет восемь.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Обед в замке» (начало)

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для введения записи числа 8 - цифры 8; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

Воспитатель. Приближается время торжественного обеда. Но для обеда надо на кухню подать записки, в которых указано отдельно число мальчиков и число девочек. Предлагаю выбрать подходящие карточки: мальчики должны указать число мальчиков, а девочки - число девочек.

Воспитатель кладет на середину стола карточки с записью чисел
5, 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 8 столько же, сколько
детей. Дети выбирают подходящие карточки: мальчики должны указать число мальчиков, а девочки - число девочек. Как правило, дети берут разные карточки.

Воспитатель. Смогли вы объяснить поварам, сколько гостей надо накормить?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему вы не смогли этого сделать?

Дети. Потому что не знаем, как записывается число 8.

  1. Преодоление затруднения.

Игра «Обед в замке» (продолжение).

Дидактические задачи: сформировать умение различать цифру 8; опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

Воспитатель. Что же нам нужно сделать?

Дети. Узнать, как записать число 8.

Воспитатель. Как это узнать?

Дети. Надо у кого-либо спросить.

После вопроса детей воспитатель хвалит детей, которые правильно
сформулировали вопрос, и показывает карточку с цифрой 8.

Воспитатель. Число восемь записывается с помощью цифры 8. Теперь вы знаете, как записывается число 8. Теперь вы можете для обеда на кухню подать записки, в которых указано отдельно число мальчиков и число девочек.

Каждый ребенок выбирает нужную карточку и относит на соседний стол, на кухню.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Танцуют все!».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Воспитатель. Король Куб и королева Пирамида объявляют танцы!

Воспитатель включает музыку. Дети под музыку танцуют.

Игра «Обед в замке (окончание)».

Дидактические задачи: закрепить умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством предметов.

Воспитатель. Король Куб и королева Пирамида объявляют торжественный обед! На подносах находятся блюда – карточки с продуктами питания. Вы можете выбрать только те карточки, на которых изображено по 8 предметов.

Дети выбирают подходящие карточки, садятся за столы. Воспитатель проверяет правильность выбора детьми карточек. Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете: 1, 2, ...8. Если ребенок взял карточку с другим количеством предметов, воспитатель просит ребенка выбрать карточку с 8 предметами. Детям, правильно выбравшим карточку, воспитатель желает приятного аппетита.

Воспитатель. Приятного аппетита!

Дети. Спасибо!

Игра «Венок из цветов для родителей».

Дидактические задачи: закрепить умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность; закреплять умение аккуратно наклеивать детали на плоскость, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.

Воспитатель. Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. В какой стране мы с вами сейчас находимся?

Дети. В стране геометрических фигур.

 Воспитатель. Кто вас ждет дома?

Дети. Родители.

Как правило, дети отвечают, что их ждет мама.

Воспитатель. Ребята, когда человек куда-либо уезжает, то тем, кто его ждал дома, он привозит что-либо приятное. Королева приглашает вас в оранжерею для того, чтобы вы срезали цветы в подарок родителям. Прошу вас пройти в оранжерею.

Дети садятся за стол, на середине которого находятся красные и желтые круги, лежащие вперемешку, полоски из бумаги разного цвета, клеенки, салфетки, клей - карандаш.

Воспитатель. Королева разрешила срезать вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 8) не красных цветов. Сколько не красных цветов можно срезать?

Дети. 8 цветов.

Дети от общего количества должны отсчитать 8 желтых кругов.

Воспитатель. После этого королева разрешила срезать еще столько же красных
цветов.

 Дети от общего количества должны отсчитать 8 красных кругов.

Воспитатель. Сколько красных цветов вы срезали?

Дети. 8 цветов.

 Воспитатель. Королева предложила отвезти не букет цветов, а сплести из
них венок. Плести его королева предлагает так: красный цветок, желтый цветок, красный, желтый... Для этого вы должны наклеить круги на полоску из цветной бумаги, которую выберите по вашему желанию.

Далее дети выбирают полоску нужного цвета и продолжают плести (наклеивать) венок самостоятельно.

Чтобы проверить, правильно ли сплетен венок, можно всем хором
проговорить последовательность цветов, дотрагиваясь пальчиками до
каждого цветка: красный, желтый, красный, желтый...

Воспитатель. Что нужно сказать королеве за то, что она разрешила взять из
своей оранжереи цветы?

Дети. Спасибо.

Воспитатель. Король Куб и королева Пирамида благодарят вас за то, что вы пришли к ним на бал в страну геометрических фигур и желают вам счастливого пути. Давайте поблагодарим их за гостеприимство, попрощаемся и отправимся домой, в страну Россию.

Дети благодарят королеву и короля, прощаются с ними.

Игра «Возвращение домой».

Дидактические задачи: актуализировать представление о числе 8, умение считать в пределах 8; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение.

Воспитатель. Ребята, чтобы вернуться домой, надо получить билет - карточку с 8 точками.  Подойдите, пожалуйста, к столу с карточками. Выберите себе одну карточку.

В выборе карточки детям предоставляется самостоятельность. Кроме этого, на столе имеются карточки, на которых 5, 6, 7 точек.

Воспитатель - контролер стоит у входа в автобус. Проверив билет (карточку с 8 точками), контролер его забирает. Если ребенок взял карточку с другим количеством точек, контролер просит ребенка выбрать карточку с 8 точками.

Дети занимают места в автобусе. Воспитатель – водитель.

Воспитатель – водитель. В путь!

Звучит песня С. Михалкова «Песенка друзей» (1 куплет и припев). Дети подпевают. По окончании песни, водитель останавливает автобус.

Воспитатель. Вот и мы и приехали в Россию, домой!

6. Итог занятия. Рефлексия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель. Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Где вы сегодня побывали?

Дети. В стране геометрических фигур.

Воспитатель. Что вам больше всего понравилось на балу?

 Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель. Кому вы сегодня смогли помочь и чем?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель. Молодцы! Если бы вы, ребята, не умели считать до восьми и не знали цифру 8, то девочки на балу не смогли бы потанцевать, гости остались бы без угощения, а родители - без подарка. Мне было очень интересно путешествовать с вами. Давайте попрощаемся с нашими гостями!

Дети. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный, творческо-информационный проект с воспитанниками средней группы "В стране геометрических фигур"

Краткосрочный, творческо-информационный проект с воспитанниками средней группы "В стране геометрических фигур"...

Конспект итогового занятия по математике в средней группе «В стране геометрических фигур»

Конспект итогового занятия по математике в средней группе«В стране геометрических фигур»Цель:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи:Сове...

конспект НОД в средней группе "В стране геометрических фигур"

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности.по освоению образовательной области познавательное развитие Возрастная группа: средняя группа.Воспитатель: Шевчук Наталья НиколаевнаТ...

Познавательно-творческий прект по ФЭМП в средней группе "В стране геометрических фигур"

Познавательно-творческий проект по формированию элементарных  математических представлений средней группы  Тема: "В королевстве геометрических фигур»...

Проект по ФЭМП в средней группе: «В стране геометрических фигур».

Математические игры учат детей обдумывать свои действия, планировать, проявлять настойчивость для достижения целей, а также применять творческий подход....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "В стране геометрических фигур»

Цель:  закрепление и совершенствование знаний детей  о геометрических фигурах и форме предметов; усвоение соотношения целого и части....