Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
картотека по математике (младшая группа)

Красногорова Ирина Яковлевна
Сенсорное развитие детей раннего возраста, прежде всего, происходит в предметной деятельности. Игра всегда считалась одним из главных средств и методов сенсорного развития детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_didakticheskie_igry_delyatsya_na_tri_osnovnyh_vida.docx245.07 КБ

Предварительный просмотр:

Все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры. 

Условия организации дидактических игр:

  • разумно и осмысленно подготавливать определённый дидактический материал, дидактические игрушки, игры;
  • обдумывать их верное размещение, для того, чтобы дети могли доступно и свободно ими пользоваться;
  • игры нужно осуществлять так, чтобы они основали жизнерадостное, веселое настроение;
  • обучать детей играть небольшими группами;
  • познакомить детей с новой игрой и с ее правилами;
  • свойственно доминирование чувственного познания окружающего мира. при этом, педагог подбирает данный материал, который можно обследовать и динамично функционировать с ним.

Для того чтобы дидактические игры способствовали сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста, необходимо:

1. В течение дня, когда ребенок прибывает в детском саду, неоднократно повторять всевозможные качества предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, величина, материал).

2. В процессе игры учить малышей рассматривать предметы. Развивать тактильный опыт.

3. Процесс рассматривания предметов обязательно нужно комментировать, так они быстрее запоминают.

4. Нужно поощрять проявление у ребят самостоятельности и влечение делиться своими собственными эмоциями.

5.Закреплять знания, которые получены в продуктивной деятельности (рисовании, лепке).

6. Обогащать и насыщать предметный мир ребенка.

Игры с предметами

В играх с предметами расходуются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети обучаются сопоставлять, устанавливать сходство и отличие предметов. Ценность таких игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В данных играх решаются задачи на сопоставление, классификацию, установления последовательности.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – увлекательное занятие для детей. Они разные по типам: парные картинки, разрезные картинки, крупная мозаика, лото, домино.

Подбор картинок по парам – нахождение среди различных картинок абсолютно идентичных: две кофточки, равные по цвету.

Составление кубиков и LEGO – конструктора. Развивать у детей логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет. В группах раннего возраста разделяют предметы на 2 - 4 части. При этом для игры на картинке изображается один предмет. 

Словесные игры

Показывают повествование о картине с показом действий, движений. Здесь ставится обучающая проблема: развивать не только речь детей, но и память и воображение. 

Примеры игровых ситуаций с использованием дидактических игр по сенсорному развитию в работе с детьми раннего возраста.

 

Дидактические игры, способствующие развитию восприятия цвета

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Цель: закрепление представлений о 4-х основных цветах.

Программные задачи: упражнять в правильном назывании 4 основных цветов – красный, жёлтый, зелёный, синий. Развивать умение собирать полные комплекты: шапочка, шарфик, рукавички; умение выделять их, по признаку предметов; развивать восприятие и внимание; воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Детям предлагаются планшет, шапочки разного цвета, варежки и шарфики. «Подбери варежки и шарфик такого же цвета как шапочка. Какого цвета шапочка и варежки?»

Необходимо подобрать шапочку, шарфик и варежки определенного цвета. Пример: «Подбери шапочку и варежки зеленого цвета. Какого цвета шапочка?» Помните, что цвет шапочки (варежки и шарфик) должны быть одинаковые по цвету.

 

https://files.vospitatelds.ru/images/b402b0c6160a343bd571d23ebd19060aafb40d08.jpg

Дидактическая игра «Подбери ленточку к косынке для матрешки»

 

Цель: формирование умений находить предметы по признаку, обозначающие цвет, классифицировать оттенки одного цветового тона.

Программные задачи: упражнять находить предметы по их признаку, классифицировать оттенки одного цветового тона; развивать внимание, воображение; воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Предлагается планшет, на котором изображены матрешки в разных косынках и ленточки четырех цветов. Педагог предлагает детям рассмотреть матрешек, на которых одеты косынки разного цвета. Найти ленточку такого же цвета, как косынка на матрешке.

(Игру можно соотнести для развития восприятия величины – от большой к маленькой) 

https://files.vospitatelds.ru/images/cbcee3b8d9b6614eab49ee93190c1180ce264550.jpg

Рефлексия:

Вы правильно определи цвет платья у каждой из кукол. С заданием справились.

 

Дидактическая игра «Воздушные шары»

Цель: упражнять детей в подборе цветов по образцу.

Программные задачи: развивать умение детей в подборе цветов по образцу, развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Детям предлагается соединить «воздушные» шарики с нитками.

Воспитатель раздаёт детям карточки и «воздушные» шариками и предлагает им по цвету подобрать ниточку такого же цвета как шарик. Задание можно усложнить тем, что можно так же и подобрать не только цвет, но и оттенок.

  • с заданием мы с вами справились. Правильно подобрали нужный цвет нитки к шарику.

Предлагается еще несколько примеров игр на развитие восприятия цвета таких как, например,

«Укрой мышку», «Кормим птиц», «Чудесное поле», «Многоцветное домино», «Таинственные пуговицы».

 

Дидактическая игра «Большая стирка»

Цель: закрепление представлений об основных четырех спектрах.

Программные задачи: развивать в верном обозначении 4 основных цветов – красный, жёлтый, зелёный, синий. Совершенствовать умение составлять совершенные наборы: кофточка, шапочка, юбка, платье брюки, жилетка, футболка, панамка и кепка; уметь объединять их, по признаку предметов; развивать восприятие и внимание.

Краткое описание:

Детям предлагаются планшет, на котором размещены стиральные машины из 4-х основных цветов (синий, красный, зеленый, желтый) и кармашке разная одежда.

Необходимо подобрать одежду определенного цвета, соответствующую цвету стиральной машины (кофточка, шапочка, юбка, платье брюки, жилетка, футболка, панамка и кепка). Помните, что цвет одежды определенно должен сходиться со цветом стиральной машины.

https://files.vospitatelds.ru/images/830183384886edc0f4d993127695ea915272cea6.jpg

 

 

Дидактические игры, способствующие развитию восприятия формы

Дидактическая игра: «Какой предмет похож на геометрическую фигуру»

Цель: формирование умений соотносить форму предметов с геометрической фигурой, подбирать предметы по образцу.

Программные задачи: упражнять в умении соотносить форму предметов с геометрической фигурой, подбирать предметы по заданному образцу; развивать внимание, память, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Предлагается планшет, где обозначены геометрические фигуры. Педагог рассматривает совместно с детьми различные предметы, находящиеся в группе, и просит назвать их. Затем на предложенном планшете с геометрическими фигурами необходимо правильно определить и подобрать похожую на предмет соответствующую фигуру. Детям, верно, нужно назвать форму предметов: (круг, квадрат и треугольник).

Рефлексия: Все справились с заданием, правильно определили и подобрали нужную карточку с геометрической фигурой. 

Дидактическая игра «Спрятаться от снегопада»

Цель: формирование  умений классифицировать предметы по форме.

Программные задачи: упражнять в умении классифицировать предметы по форме; развивать внимание, память, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Игровая ситуация: в зимний морозный денек, геометрические фигуры решили поиграть в снежки. Начался сильный снегопад. Геометрическим формам – кругу, квадрату и треугольнику, надо спрятаться, чтобы не замерзнуть. Как вы думаете, куда им спрятаться? Верно, в домик.

Педагог предлагает вырезанные домики из картона с изображением на них геометрические фигуры. Дети распределяют геометрические фигуры в соответствии с домиком.

 Дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины

Дидактическая игра «Соберем матрешку»

Цель: формирование  умений определять соотношение трёх предметов по величине.

Программные задачи: упражнять в умении определять соотношение трёх предметов по величине при составлении матрёшки; развивать внимание, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Педагог предлагает рассмотреть матрешку. При разборе матрешки находит вторую и еще одну – самую маленькую. Педагог поясняет детям, что здесь целых 3 матрёшки (в обратном порядке складывает их обратно). Поясняет детям о том, что маленькая матрёшка не разбирается, а полностью складывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрёшки, и она тоже закрывается.

Дети разбирают матрешки и выстраивают их по росту.

Дидактическая игра «Кто быстрее на дороге»

Цель: формирование  умений определять предметы по величине (длине).

Программные задачи: упражнять в умении определять и сравнивать длину предметов; развивать глазомер, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Предлагается планшет, на котором расположены две дороги (красная – длинная и желтая – короткая); две игрушечные маленькие машинки. Педагог предлагает детям «проехать на машинке» по дороге. Обращая внимание детей на то, что красная дорога самая длинная, а жёлтая – короткая. Чья машинка быстрее приедет, именно та дорога и будет являться короткой и наоборот.

 

Дидактическая игра «Построим домик большой и маленький»

Цель: развитие визуального восприятия формы из геометрических фигур.

Программные задачи: упражнять в умении составлять из геометрических фигур, элементарные постройки; развивать логическое мышление, внимание, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Предлагается планшет, на котором размещены геометрические фигуры различной формы и величины (квадрат – большого и маленького размера и треугольник – большого и маленького размера). Педагог предлагает детям построить домик согласно величине и форме предмета.

Рефлексия: Ребята, вы молодцы правильно справились с заданием.

Примеры игр на развитие восприятия величины такие как: «Выстроим башню», «Соберем урожай», «Нанизывание колец», дидактическая игра-лото «Цвет и формы».

https://files.vospitatelds.ru/images/4928480d03e606f397518df1570dd38830e47cf8.jpg

 

Дидактическая игра «Соберемся по порядку»

Цель: формирование умений распознавать предметы по силуэтам.

Программные задачи: упражнять в умении подбирать предметы по размеру; совершенствовать умение ориентироваться на плоскости; развивать мелкую моторику.

Краткое описание:

Предлагается планшет, на котором размещены рамки-вкладыши различной формы и величины (цыплята). Педагог предлагает детям найти свой домик по размеру для каждого цыпленка домик согласно величине предмета, главное, чтобы дети, верно, определили вкладыш к рамке, правильно его поворачивали и вставляли.

https://files.vospitatelds.ru/images/c384a946221994a37f1c25de73c0a7134237fa81.jpg

 

Дидактическая игра «Построй башню»

Цель: закрепление знаний деталей LEGO-конструктора (квадратик, прямоугольник).

Программные задачи: упражнять в умении составлять из LEGO- конструктора элементарные постройки; развивать логическое мышление, внимание, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Предлагается планшет, на котором размещены детали конструктора LEGO разных цветов. Педагог предлагает детям построить башню согласно величине и форме предмета.

 

Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия

Дидактическая игра «Что звучит?»

Цель: развитие умения слушать и устанавливать источник звучания.

Программные задачи: формировать умение слушать звуки и определять его звучание; развивать внимание и слуховое восприятие, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

На столе находится ширма, за которой лежат разные предметы. Детям предлагается определить источник звучания, так, например, шуршание бумагой, игра на барабане, стук металлических ложек друг о друга стук стаканов друг о друга, хлопок в ладоши, стук деревянными предметами друг о друга и др. Дети узнают по звучанию тот или иной предмет. Затем после каждого ответа педагог показывает из-за ширмы правильный предмет.

Дидактическая игра «Колокольчик»

Цель: развитие умения устанавливать направление звука в пространстве.

Программные задачи: формировать умение определять направление звука в пространстве; развивать внимание и слуховое восприятие, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Дети образовывают круг, педагог с завязанными глазами стоит внутри круга. Один из детей бегает за кругом и трезвонит в колокольчик. Педагогу необходимо определить, подойти и показать то место, откуда раздался звук колокольчика. На следующем этапе предлагается ребенку стать водящим игры. Правила немного ослабляются тем, что теперь водящий ребенок не бегает за кругом, а стоит на месте.

Дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия

Дидактическая игра «Найди мою тень»

Цель: развитие умений сопоставлять объект и его силуэтное изображение.

Программные задачи: формировать умение сопоставлять объект с силуэтом; развивать зрительную память, внимание, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Предлагается планшет с силуэтами и объектами сторон логического куба. Необходимо правильно подобрать объект с изображением силуэта.

https://files.vospitatelds.ru/images/9d84f7cd0fd67395002ea6d537b7bc1a40f684a4.jpg

 

Дидактическая игра «Определи и назови»

Цель: развитие умений правильно называть и распределять продукты питания и несъедобные предметы, расширять представления об окружающих предметах, закрепление их названий.

Программные задачи: формировать умение правильно называть и распределять продукты питания и несъедобные предметы, формировать умение сосредотачиваться, воспитывать усидчивость.

Краткое описание:

Предлагается планшет, на котором карточки на липучках с изображением предметов и продуктов питания. Педагог берез из планшета карточку и показывает детям картинку с изображениями. Они называют правильно съедобный предмет или нет. По возможности ребенок может назвать их вкусовые качества (продуктов питания). Детям задаются вопросы такие как например, а какой у него вкус (сладкий, горький и т. п).

https://files.vospitatelds.ru/images/eabe33600c1b09019e9acbcbaf2f766966b2dcd0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Занимательный материал по формированию представлений о цвете, форме, размере предметов; на развитие мелкой моторики рук младших дошкольников...

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста....

Картотека игр на сенсорное развитие детей раннего возраста

Подборка игр на сенсорное развитие детей в группах раннего развития...

"Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста."

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста (2-3лет) Апрель 2022г.

Картотека игр по сенсорному развитию детей в первой младшей группе (2-3года) «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигу...