ФЭМП для подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Шадрина Ирина Ивановна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ФЭМП «Состав числа 6» в подготовительной группе

Программное содержание:

Обучающие задачи: Продолжать учить составлять число 6 из единиц. Познакомить с цифрой 6. Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).

Развивающие задачи: Развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями или по схеме.

Воспитательные задачи: Воспитывать внимание, усидчивость.

Используемый материал:

Демонстрационный материал. Корзина, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощей (картофель, морковь, свекла, огурец, кабачок, помидор, лук, баклажан, 2 тарелки, карточки с цифрами от 1 до 5, круг, 1/4 часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева, схема «маршрута».

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, белые листочки осины (или клена, вырезанные из бумаги, круги, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 6.

Введение в игровую ситуацию:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Математика. Для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Если мы глаза закроем и подсматривать не будем, мы волшебный мир страны « Математика» откроем, о котором не забудем».

Актуализация знаний и фиксация затруднения:

- Мы оказались в стране Математика, и мы не сможем вернуться в группу пока не пройдем все испытания. Вы готовы?

Открытие нового знания:

- И вот первое испытание. Сегодня я хочу вам предложить поиграть в разные игры, но их всех будет объединять одна тема. А вот какая, вы попробуйте отгадать. И так загадка, слушайте внимательно.

Она ходит в нашем парке,

Дарит всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Спелые фрукты дарит нам.

Молодцы, ребята, вы отгадали загадку. И речь сегодня пойдет об осени. Скажите, что нам приносит осень?

Ответы детей

Да, ребята, вы правы!

Осень приносит нам свои плоды: созревают овощи в огороде, в садах поспевают фрукты, в лесах ягоды и грибы. В поле созревает пшеница, овес.

В стране Математика тоже наступила осень и пришло время собрать урожай. Вы, наверное, устали? Присаживайтесь отдохните.

II. Организационно-деятельностный компонент

Основная часть

Игровое упражнение «Сбор урожая»

Дети разложите перед собой на столе карточки с цифрами от 1 до 5. А теперь по порядку назовем их.

Ребята, посмотрите, у меня есть корзина, я в корзину буду класть овощи, а вы будете считать.

Сколько овощей в корзине?

Какой цифрой можно обозначить это число?

Дети показывают цифру 5.

Я добавляю еще один овощ. Давайте посчитаем, сколько овощей стало в корзине.

Воспитатель добавляет шестой овощ и предлагает сосчитать овощи в корзине.

Правильно, какой цифрой можно обозначить число шесть?

Посмотрите, на что похожа цифра 6.

(Показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя.)

«Шесть» похожа на замок

И крутой бараний рог,

На прыжок гимнаста «сальто»,

И на завитушку альта.

А. Усачев.

А теперь назовем цифры по порядку, и обведем цифру 6 пальчиком по порядку.

- Молодцы, справились с 1 испытанием. Теперь нам необходимо разложить урожай.

Игровое упражнение «Раскладываем урожай»

Ребята, посмотрите, у меня есть корзина, а в корзине есть и овощи и фрукты. В корзине фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощи (картофель, морковь, свекла, лук, помидор, огурец, кабачок, баклажан).

Я предлагаю вам их разложить на тарелки. В одну тарелку овощи, а в другую фрукты.

А теперь сосчитаем, сколько всего есть фруктов на тарелке.

Правильно! А теперь нужно составить число 6 из разных овощей.

Сколько овощей?

Сколько, каких овощей?

Как составить число 6?

- Вот и второе испытание мы с вами преодолели. Но посмотрите в стране Математика с деревьев упали все листья, но они все белого цвета. Их надо раскрасить. Попробуем?

Игровое упражнение «Разноцветные листья»

Ребята, у вас есть на столах карандаши. Составьте число 6 с помощью карандашей разного цвета.

Сколько всего карандашей? Сколько карандашей какого цвета вы взяли?

Как составили число 6?

Раздает детям листы осины. Ребята, закрасьте лист осины в любой цвет.

- Вы слышите, звучит музыка. Давайте потанцуем.

Физкультминутка.

Под музыку дети с листьями в руках выполняют танцевальные движения по заданию воспитателя (кружатся, приседают, бегают). По окончании музыки они прикрепляют листья к силуэту дерева.

«Физкультминутка осенние листья»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

А теперь прикрепите ваши листочки к дереву.

Игровое упражнение «Поможем шоферу привезти овощи и фрукты на плодоовощную базу»

Ребята, все фрукты и овощи, которые собирают в садах и на полях привозят в плодоовощную базу. В стране Математика есть грузовая машина, которая поможет отвезти фрукты и овощи на плодовоовощную базу

А вы знаете, что делают с этими фруктами и овощами в плодоовощной базе?

Вы, правы!

Посмотрите эта схема движения машины: стрелки указывают движение машины, а цифры- остановки.

Грузовик выезжает из гаража и едет в овощное поле, там загружают овощи, затем отправляется по маршруту дальше в фруктовый сад и загружают фрукты, после со всеми фруктами и овощами едет в плодоовощную базу.

1 – остановка «Овощное поле»;

2 – остановка «Фруктовый сад»;

3 – остановка «Плодоовощная база».

Воспитатель вместе с детьми обсуждает особенности маршрута (начало и направления движения). Затем дети провозят грузовик в соответствии со схемой (на полу разложены карточки с цифрами, обозначающие остановки) и на каждой остановке загружают овощи и фрукты и отвозят их на плодоовощную базу.

Игровое упражнение «Фруктовый пирог»

Что можно приготовить из фруктов?

А еще можно испечь пирог из фруктов.

Показывает детям круглый пирог и предлагает разделить его на две равные части.

На сколько частей вы разделили круг?

Как можно назвать каждую часть?

Что больше целое или одна вторая?

Что меньше половина или целое?

Дети, разделите каждую часть еще на две равные части.

Сколько всего частей получилось.

Как можно назвать каждую часть?

Что больше целое или одна четвертая?

Что меньше одна четвертая или целое?

Ребята, покажите мне 2/4 круга, как можно назвать 2/4 по другому. (Половина.)

Выложите перед собой круга (выложить перед собой).

- Что больше: целое или три четвертых?

Сколько четвертых частей в целом?

А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.)

Сколько частей получилось?

Как можно назвать каждую часть?

Что больше целое или одна восьмая?

Что меньше одна восьмая или целое?

Сколько восьмых частей в каждой четверти? (половине, целом)

Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?

IV. Результативно-оценочный компонент

Заключительная часть

Рефлексия. Итог.

- Ребята, в стране Математика вы справились со всеми испытаниями. Вам понравилось играть? Какое игровое упражнение вам больше всего понравилось?

Теперь нам пора возвращаться в группуДавайте скажем волшебные слова: «Если мы глаза закроем и подсматривать не будем – в свою группу мы вернемся, страну Математика не забудем».

- Где же мы с вами побывали?

- Какие испытания преодолели в стране Математика?

- Еще раз вернемся в страну Математика?

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе

на тему «Состав числа 10».

Задачи. Продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; закреплять умение определять предыдущее, пропущенное и последующее число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10. Развивать мелкую моторику, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Воспитывать отзывчивость, самостоятельность, активность.

И. О. О. : П. р., Р. р., С. -К. р., Ф. р.

Материал: Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный материал. Картинки: принцесса, сказочные персонажи, магнитная доска, магниты для крепления картинок на доске, карточки с цифрами, наборы счётных палочек, тетради в клетку, где нарисованы модели пятиэтажных домов, карандаши.

Ход занятия:                                                                                                         - Поздоровалось с людьми

Солнце на рассвете.

«С добрым утром!» -

Говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно,

И хорошим тоже.

Лишь хороший человек

Всё на свете сможет.

-Ребята, я принесла вам картинки из сказки о принцессе, но вместо картинок обнаружила камни. Это злая колдунья заколдовала всех друзей принцессы, превратив их в камни (Изображения повёрнуты изнаночной стороной на магнитной доске). Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Сможем снять чары злой колдуньи? По ходу выполнения заданий изображения переворачиваются лицевой стороной – расколдовываются.

Основная часть.

1. Игра «Лишнее слово».

-Сейчас надо быть очень внимательными, игра называется «Лишнее слово»: я называю несколько слов, а вы находите лишнее слово.

• Зима, весна, четверг, лето, осень

• Октябрь, вечер, ночь, утро, день

• Один, два, круг, три, четыре

• Треугольник, квадрат, круг, арбуз

• Март, апрель, среда, май

• Вечер, вторник, четверг, суббота.

-Молодцы, справились с первым заданием и расколдовали одного из друзей принцессы (переворачиваю картинку).

2. Игровое упражнение «Соседи числа».

-Следующее задание: нужно показать карточки с цифрами – соседями той цифры, которую я покажу.

-Отлично, ещё одного друга расколдовали.

3. Игра «Засели домик» (используются счетные палочки и нарисованные в тетрадях домики)

-Сколько в домике этажей?

-Сколько квартир на каждом этаже?

- Нужно заселить дом так, чтобы на каждом этаже жили 10 человек.

- Как мы заселим жителей на первый этаж? Возьмите столько палочек, сколько жильцов будут жить на этом этаже. Расселите 10 жильцов в две квартиры – нарисуйте в квадратиках – квартирах.

- Заселите жителей на второй этаж; и т. д.

-И с этим заданием справились. Смотрите, сняты чары колдуньи и ещё с одного друга принцессы.

4. Физминутка.

Десять, девять, (Хлопки в ладоши.)

Восемь, семь, (Хлопки по коленям.)

Шесть, пять, (Хлопки в ладоши.)

Четыре, три, (Хлопки по коленям.)

Два, один. (Хлопки в ладоши.)

Мы с мячом играть хотим. (Прыжки на месте.)

Только надо нам узнать, (Ходьба на месте.)

Мяч кто будет догонять. (Приседание.)

5. Игровое упражнение «Измеряем ширину ковра».

-Теперь нам нужно измерить ширину ковра. Чем это можно сделать? Давайте измерим шагами. Пожалуйста, …., измерь. Сколько шагов получилось? Теперь я попробую. А у меня получилось меньше шагов, чем у … Как вы думаете, почему так случилось? Конечно, у меня шаги больше, чем у …., поэтому количество шагов оказалось меньше. Чем меньше условная мера, тем большее её количество поместится на измеряемом объекте.

Итог занятия.

- Ребята, вы все задания выполнили и расколдовали всех друзей принцессы! Что было самым трудным? А самым интересным? Молодцы, со всеми заданиями справились!

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                      КОНСПЕКТ ООД по ФЭМП

в подготовительной группе

Тема: Мы идём в магазин

Ц:Развивать элементарные математические представления, расширение опыта ориентировки в окружающем.

Задачи:

- Продолжать учить определять время по часам до целого часа, знать какая стрелка что указывает;

- Продолжать знакомить с монетами: 1, 5, 10 копеек, 1,2,5, 10 рублей;

- Закрепить понятие объём, в чём измеряется объём жидкости;

Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Магазин», знакомство с монетами, учились решать примеры на сложение и вычитание., знакомились с часами.

Оборудование: Детская посуда (Чайный и столовый сервиз, разные часы, игрушки, «Денежки», кассы.

Дети заходят в группу и видят там отделы «магазина», подписаны.

Воспитатель: Ребята, сегодня наша группа превратилась в магазин. Посчитайте, сколько отделов в нашем магазине?

Дети: В магазине три отдела.

Воспитатель: Скажите, по витринам можно узнать, что продают в первом отделе?

Дети: Я думаю, в первом отделе продают посуду.

Во втором отделе продают часы

В третьем отделе продают игрушки.

Воспитатель: Кто работает в магазине?

Дети: В магазине работает продавец.

Воспитатель: В нашем магазине, сколько будет работать продавцов?

Дети: В магазине работает три продавца.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что в магазине три отдела.

Воспитатель: Давайте вспомним, какой должен быть продавец и что он должен уметь делать, и что нужно знать продавцу?

Дети: Он должен знать, что он продаёт, уметь считать деньги, быть внимательным к покупателям. Уметь предложить свой товар, вежливо говорить с покупателями.

Воспитатель: Я так понимаю, вы все хотите быть продавцами? Но чтобы всё было честно, я приготовила вам листочки, но только все бумажки пустые, а на одной нарисован продавец. Кто выберет картинку тот и будет продавец.

(Дети берут свёрнутые листочки, разворачивают и ищут картинку)

Аделина будет продавцом в отделе посуды. Заходи в отдел и готовься, сейчас уже скоро к тебе придут покупатели.

Воспитатель: Во втором отделе, что продают? Продавцом будет тот, кто хорошо знает время, вот у вас листочки, у кого на листочке часы показывают 9 часов (время открытия магазина) тот и будет продавец.

Молодец Батор, ты правильно определил время, тебе и быть продавцом часов.

Воспитатель: Следующий отдел в нашем магазине, отдел игрушек. А продавцом будет тот, кто отгадает очень трудную загадку из математики: Что нужно перевернуть, чтобы она стала больше?

Дети: Это цифра 6, если её перевернуть она станет 9, это больше 6.

Воспитатель: Молодец Александра, тебе и быть продавцом игрушек. Я предлагаю в этом отделе сделать два продавца (Это на случай чтобы не случилась конфликтная ситуация) – один продавец – кассир, который будет брать деньги за товар, а другой продавец – консультант, который будет советовать родителям - покупателям, какую игрушку лучше купить маленькому ребёнку и уже по- больше ребёнку. Этот продавец знает всё про игрушки, он поможет сделать правильный выбор и расскажет о ценах.

Воспитатель: А остальные дети, кто желает, получают «деньги», берут сумочки и отправляются в магазин.

В отделе посуда, продолжаем изучать литры: кастрюли отмечены сколько они стоят.

Дети, а как проверить, сколько литров вот эта кастрюля.

Дети: Есть литровая кружка на ней так и написано 1 литр. Можно налить в неё воды и затем влить в кастрюлю. Сколько кружек войдёт в кастрюлю, столько она и литров.

(Дети расходятся по отделам. Воспитатель приходит в отдел «Посуда»)

Воспитатель: Скажите, а если мне нужно купить кастрюлю только на пол литра (половину литра - выделяю голосом)

Если дети затрудняются, объясняю, что на

Кружке есть разметка и где написано 0,5 л, это и означает половину литра. Давайте померяем, какая кастрюля у вас имеет объём пол литра. Дети и продавец измеряют.

Дети: Вот эта кастрюлю вмещает в себя половину литра.

Воспитатель: Скажите уважаемый продавец, сколько стоит эта кастрюлю?

Ребёнок-«Продавец» : Эта кастрюля стоит 2 рубля.

Воспитатель: Вот вам 5 рублей, вы мне сдачу дадите?

Ребёнок – продавец: Я от 5 рублей отниму 2 рубля, останется 3 рубля. Я вам сдаю сдачи 3 рубля.

Воспитатель: Спасибо.

(Желающие дети подходят и выбирают кастрюли, тарелки, кружки)

Воспитатель переходит с желающими детьми в отдел часов.

Воспитатель: Здравствуйте, я бы хотела купить часы, мне нужно, чтобы они были с секундной стрелкой. Какая стрелка показывает секунды?

Ребёнок – продавец: Секунды показывает стрелка, которая быстро движется. Она бывает черного или красного цвета.

Воспитатель: Скажите, а что показывает вот эта большая стрелка?

Ребёнок – продавец: Это стрелка показывает минуты.

Воспитатель: А вот эта маленькая?

Ребёнок – продавец: Это маленькая показывает час.

Воспитатель: А вот на этих часах, сколько времени.

Ребёнок: На этих 10 часов.

Воспитатель: ( Спрашиваю у других детей: А эти часы сколько показывают и т. д.) Я возьму часы с синими стрелками и красной секундной стрелкой.

Ребёнок: Эти часы стоят 1 рубль.

Воспитатель: У меня есть 2 рубля

Ребёнок: Я вам сдам сдачу 1 рубль.

Воспитатель: Спасибо.

Переходим в отдел игрушек.

(Проводится игра «Узнай по описанию»)

Воспитатель: Здравствуйте, я бы хотела купить игрушку, но забыла, как она называется. Она сделана из пластмассы, у неё рези новые колёса, она красного цвета и т. д. пока ребёнок не догадается.

Ребёнок: Это машина, она стоит 5 рублей.

Воспитатель(даю 2 рубля + 2 рубля +1 рубль) Скажите, правильно ли я вам дала денежки.

Ребёнок: Всё правильно: 2+2 получается 4 и прибавить ещё 1, будет пять.

Воспитатель: Спасибо.

По примеру воспитателя дети делают покупки. Деятельность детей продолжается до тех пор пока у детей есть интерес.

Затем предлагаю детям присесть на ковёр.

Воспитатель: Дети скажите, вам понравилось ходить в магазин и делать покупки?

Дети: А как вы думаете, трудно быть продавцом? Или трудно быть покупателем, ведь нужно выбирать товар.

Дети: Трудно быть продавцом, потому, что не знаешь, что хочет купить покупатель. И покупателем трудно, потому, что нужно понятно объяснить продавцу, что хочешь купить.

Воспитатель: А вы не заметили, кто из детей был самым вежливым в магазине?

Дети(Желающие высказывают своё мнение)

Воспитатель: Молодцы ребята всех назвали, значит все наши дети и продавцы и покупатели были вежливыми. Надеюсь, когда вы пойдёте в настоящий магазин, вы также будете вежливыми.

А сейчас нужно навести порядок в магазине, думаю вечером он откроется ещё и вы поиграете. Большое спасибо продавцам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованиемТРИЗ-РТВ технологий

Ход занятия:Ребята, посмотрите, в наш детский сад пришло письмо (вскрываю и читаю письмо)Ничего не пойму, письмо написано неразборчиво и вот ещё рамка от зеркала ...Свет мой зеркальце...ой, а зеркала ...

конспект занятия по ФЭМПу в подготовительной группе "Повторение.Измерение площади"

конспект занятия в подготовительной (к школе )группе по ФЭМПу с  применением технологии деятельностного метода(проблемный)...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме» Подготовительная группа «Ягодка» Воспитатель: Себурова В.Г.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме»Подготовительная группа «Ягодка»Воспитатель: Себурова В.Г....

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию(ФЭМП) в подготовительной группе «А» группе. «Путешествие по сказке».

Сценарий образовательной ситуации                         по познавательному развитию...