Техкарта экспериментрования
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_eksperimentirovaniya.docx28.8 КБ
Файл tehkarta_eksperimentirovaniya.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности

Тема: «Воздух-невидимка»

Цель: получение представлений о свойствах воздуха (прозрачность, цвет, запах) и значении воздуха в жизни человека в процессе экспериментирования с воздухом

Задачи:

Образовательные: приобрести знания о явлениях неживой природы в процессе экспериментирования с воздухом

Развивающие: уметь анализировать, делать выводы. Уметь отвечать на вопросы полным аргументированным ответом

Воспитательные: проявлять навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность; бережное отношение к объектам живой природы, правильное поведение в природе.

Речевые: поиск новых, ранее неизвестных, слов в процессе экспериментирования с воздухом         

Планируемые результаты:

  1. Дети получили знания о явлениях неживой природы в процессе экспериментирования с воздухом
  2. Дети умеют анализировать, делать выводы.
  3. Умеют отвечать на вопросы полным аргументированным ответом
  4. Проявляют навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность
  5. Проявляют бережное отношение к объектам неживой природы
  6. Дети нашли новые слова в процессе экспериментирования с воздухом         

Подготовительная работа: заучивание с детьми текст и движения физкультминутки, подбор необходимого материала

Материалы и оборудование: салафановые пакеты, мыльные пузыри, стаканы с водой, коктельные трубочки, 2 шарика, весы,  апельсин, ноутбук

Содержание

Этап

Цель этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Методы и  

приемы

Планируемые

результаты

1 этап Организационно-

мотивационный

- создание эмоционального настроя,

Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая:

Он вокруг, его невидим, только всем необходим:

Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой.

Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом. Я так хочу на Луну!!! Спасибо, Незнайка».

Ребята, о чем просит Незнайка?

Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем:

Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.

Что вы чувствуете? ( Вам трудно задерживать воздух)

Чем мы дышим? Как?

А кто еще дышит воздухом?

Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле.

Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня мы с вами будем как настоящие учёные – исследователи. Вы хотите ими быть? А наша группа сегодня будет настоящей лабораторией, как настоящим учёным нам нужна спецодежда. Давайте оденемся.

Дети сидят полукругом на стульчиках, посередине столы с оборудованием

Дети вместе с воспитателем читают письмо Незнайки

Дети высказывают предположения

Дети переходят за столы

Вопросы, беседа, проблемная ситуация.

Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской   деятельности, привлечение произвольного внимания.

2 этап практического

решения проблемы.

Закрепление умений делать вывод в процессе обсуждения

Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А кто из вас ребята видел воздух? Я его тоже не вижу, но точно знаю, что он есть. А как это доказать?

 А его можно поймать? Как? (Показывает пустой пакет)

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Пакет пуст). Раскройте пакет и скрутите отверстие снизу. Что произошло с пакетом?

Пакет стал выпуклым.

Почему он стал выпуклым, если там ничего нет?

А мы видим этот воздух?

Если воздух не видим, то он какой? 

 Если мы можем сквозь воздух видеть, то он еще какой? 

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.

Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Что мы выяснили?

Вывод: Воздух существует. Воздух прозрачный, невидимый. Хотя воздух и не видим, все же его можно обнаружить и узнать и мы об этом уже можем рассказать Незнайке.

Опыт 2 (с соломинкой) «Воздух легче воды»

Воздух мы не видим, потому что он какой?

А можем ли мы его почувствовать?  Как вы думаете ребята, как  это сделать?  

Давайте попробуем вдохнуть воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? Ребята у меня есть ещё стаканы с водой

А теперь, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…

 А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)

Что мы видели в стакане с водой?

Откуда взялись пузырьки?

Что с ними произошло?

Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх.

-А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх?

Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой?

И мы об этом можем рассказать Незнайке.

У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри) .

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем

Физминутка «Мыльные пузыри»

Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный  - разъединяют ладони,  держа кончики пальцев вместе

В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх

И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте

Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте

И его нам не поймать - разводят  руки в стороны

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия

Воздух очень легкий, и что совсем ничего не весит? А как вы считаете, можно ли взвесить воздух?

 Ведь все имеет вес. не хотели бы вы  проверить?

Опыт №3 «Имеет ли воздух вес?»

Посмотрите, у меня необычные весы.  Как вы думаете, что можно взвесить на этих весах?

Одинаково ли они весят?

Шары весят одинаково?  Концы палки на одном уровне. На моих весах равновесие.

А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом?

(надувает шарик, и прикрепляет к концу палки вместо пустого, конец палки с пустым шаром поднялся вверх)

Почему изменилось положение весов?

Шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха?

Чем мы наполнили шарик?

Что надо сделать чтобы выровнять равновесие?

Почему восстановилось равновесие?

Вывод: В шарах не было воздуха, когда один из шаров наполнили воздухом, равновесие нарушилось, значит воздух имеет вес. Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке?

Опыт №4 «Имеет ли воздух вкус?»

Ребята, как вы думаете, как можно попробовать воздух на вкус? 

Так как воздух повсюду вокруг нас, предлагаю его лизнуть. Есть ли вкус у воздуха?

Вывод: Воздух вкуса не имеет. Напишем это Незнайке?

Опыт №5 «Есть ли запах у воздуха?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли у воздуха запах? Давайте проверим? Как?  А раз воздух есть везде, то мы попробуем его понюхать, сделайте глубокий вдох. Что вы чувствуете? Пахнет чем-нибудь воздух?  Теперь закройте глаза. (разрезает апельсин). А теперь вы чувствуете запах?  Что мы выяснили?

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества, Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке.

Ребята какие вы молодцы. Как настоящие учёные , вы помогли Незнайке многое узнать о воздухе! Подскажите мне, пожалуйста, с   какими  свойства воздуха мы сегодня познакомились.

Воздух прозрачный, невидимый

Воздух легче воды

Воздух имеет  вес

Воздух вкуса не имеет

Чистый воздух запаха не имеет.

 Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют опыт №1, в процессе которого отвечают на вопросы

Дети выполняют опыт №2, в процессе которого отвечают на вопросы

Дети пробуют самостоятельно

Дети повторяют движения

Дети выполняют опыт №3, в процессе которого отвечают на вопросы

Дети выполняют опыт №4, в процессе которого отвечают на вопросы

Дети выполняют опыт №5, в процессе которого отвечают на вопросы

Беседа, вопросы, экспериментирование, наблюдение, пояснения, худ.слово, оказание помощи

В процессе обсуждения и проведения эксперимента делают вывод, какой бывает воздух и его свойства,  что нужно провести для определения свойств воздуха.

3 этап. Заключительный

Углубление, систематизация и обобщение полученных знаний

Ребята, кому мы помогали, что делали?

Зачем мы изучали воздух?

Как вы считаете, мы достаточно собрали информации о свойствах воздуха?

Вам понравилось быть в роли ученых?

Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну.

Дети отвечают на вопросы, проводят самооценку

Вопросы, поощрение, подведение итога

Дети закрепили полученные знания, провели самооценку



Предварительный просмотр:

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности

Тема: «Воздух-невидимка»

Цель: получение представлений о свойствах воздуха (прозрачность, цвет, запах) и значении воздуха в жизни человека в процессе экспериментирования с воздухом

Задачи:

Образовательные: приобрести знания о явлениях неживой природы в процессе экспериментирования с воздухом

Развивающие: уметь анализировать, делать выводы. Уметь отвечать на вопросы полным аргументированным ответом

Воспитательные: проявлять навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность; бережное отношение к объектам живой природы, правильное поведение в природе.

Речевые: поиск новых, ранее неизвестных, слов в процессе экспериментирования с воздухом         

Планируемые результаты:

  1. Дети получили знания о явлениях неживой природы в процессе экспериментирования с воздухом
  2. Дети умеют анализировать, делать выводы.
  3. Умеют отвечать на вопросы полным аргументированным ответом
  4. Проявляют навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность
  5. Проявляют бережное отношение к объектам неживой природы
  6. Дети нашли новые слова в процессе экспериментирования с воздухом         

Подготовительная работа: заучивание с детьми текст и движения физкультминутки, подбор необходимого материала

Материалы и оборудование: салафановые пакеты, мыльные пузыри, стаканы с водой, коктельные трубочки, 2 шарика, весы,  апельсин, ноутбук

Содержание

Этап

Цель этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Методы и  

приемы

Планируемые

результаты

1 этап Организационно-

мотивационный

- создание эмоционального настроя,

Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая:

Он вокруг, его невидим, только всем необходим:

Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой.

Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом. Я так хочу на Луну!!! Спасибо, Незнайка».

Ребята, о чем просит Незнайка?

Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем:

Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.

Что вы чувствуете? ( Вам трудно задерживать воздух)

Чем мы дышим? Как?

А кто еще дышит воздухом?

Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле.

Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня мы с вами будем как настоящие учёные – исследователи. Вы хотите ими быть? А наша группа сегодня будет настоящей лабораторией, как настоящим учёным нам нужна спецодежда. Давайте оденемся.

Дети сидят полукругом на стульчиках, посередине столы с оборудованием

Дети вместе с воспитателем читают письмо Незнайки

Дети высказывают предположения

Дети переходят за столы

Вопросы, беседа, проблемная ситуация.

Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской   деятельности, привлечение произвольного внимания.

2 этап практического

решения проблемы.

Закрепление умений делать вывод в процессе обсуждения

Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А кто из вас ребята видел воздух? Я его тоже не вижу, но точно знаю, что он есть. А как это доказать?

 А его можно поймать? Как? (Показывает пустой пакет)

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Пакет пуст). Раскройте пакет и скрутите отверстие снизу. Что произошло с пакетом?

Пакет стал выпуклым.

Почему он стал выпуклым, если там ничего нет?

А мы видим этот воздух?

Если воздух не видим, то он какой? 

 Если мы можем сквозь воздух видеть, то он еще какой? 

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.

Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Что мы выяснили?

Вывод: Воздух существует. Воздух прозрачный, невидимый. Хотя воздух и не видим, все же его можно обнаружить и узнать и мы об этом уже можем рассказать Незнайке.

Опыт 2 (с соломинкой) «Воздух легче воды»

Воздух мы не видим, потому что он какой?

А можем ли мы его почувствовать?  Как вы думаете ребята, как  это сделать?  

Давайте попробуем вдохнуть воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? Ребята у меня есть ещё стаканы с водой

А теперь, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…

 А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)

Что мы видели в стакане с водой?

Откуда взялись пузырьки?

Что с ними произошло?

Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх.

-А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх?

Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой?

И мы об этом можем рассказать Незнайке.

У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри) .

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем

Физминутка «Мыльные пузыри»

Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный  - разъединяют ладони,  держа кончики пальцев вместе

В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх

И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте

Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте

И его нам не поймать - разводят  руки в стороны

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия

Воздух очень легкий, и что совсем ничего не весит? А как вы считаете, можно ли взвесить воздух?

 Ведь все имеет вес. не хотели бы вы  проверить?

Опыт №3 «Имеет ли воздух вес?»

Посмотрите, у меня необычные весы.  Как вы думаете, что можно взвесить на этих весах?

Одинаково ли они весят?

Шары весят одинаково?  Концы палки на одном уровне. На моих весах равновесие.

А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом?

(надувает шарик, и прикрепляет к концу палки вместо пустого, конец палки с пустым шаром поднялся вверх)

Почему изменилось положение весов?

Шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха?

Чем мы наполнили шарик?

Что надо сделать чтобы выровнять равновесие?

Почему восстановилось равновесие?

Вывод: В шарах не было воздуха, когда один из шаров наполнили воздухом, равновесие нарушилось, значит воздух имеет вес. Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке?

Опыт №4 «Имеет ли воздух вкус?»

Ребята, как вы думаете, как можно попробовать воздух на вкус? 

Так как воздух повсюду вокруг нас, предлагаю его лизнуть. Есть ли вкус у воздуха?

Вывод: Воздух вкуса не имеет. Напишем это Незнайке?

Опыт №5 «Есть ли запах у воздуха?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли у воздуха запах? Давайте проверим? Как?  А раз воздух есть везде, то мы попробуем его понюхать, сделайте глубокий вдох. Что вы чувствуете? Пахнет чем-нибудь воздух?  Теперь закройте глаза. (разрезает апельсин). А теперь вы чувствуете запах?  Что мы выяснили?

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества, Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке.

Ребята какие вы молодцы. Как настоящие учёные , вы помогли Незнайке многое узнать о воздухе! Подскажите мне, пожалуйста, с   какими  свойства воздуха мы сегодня познакомились.

Воздух прозрачный, невидимый

Воздух легче воды

Воздух имеет  вес

Воздух вкуса не имеет

Чистый воздух запаха не имеет.

 Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют опыт №1, в процессе которого отвечают на вопросы

Дети выполняют опыт №2, в процессе которого отвечают на вопросы

Дети пробуют самостоятельно

Дети повторяют движения

Дети выполняют опыт №3, в процессе которого отвечают на вопросы

Дети выполняют опыт №4, в процессе которого отвечают на вопросы

Дети выполняют опыт №5, в процессе которого отвечают на вопросы

Беседа, вопросы, экспериментирование, наблюдение, пояснения, худ.слово, оказание помощи

В процессе обсуждения и проведения эксперимента делают вывод, какой бывает воздух и его свойства,  что нужно провести для определения свойств воздуха.

3 этап. Заключительный

Углубление, систематизация и обобщение полученных знаний

Ребята, кому мы помогали, что делали?

Зачем мы изучали воздух?

Как вы считаете, мы достаточно собрали информации о свойствах воздуха?

Вам понравилось быть в роли ученых?

Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну.

Дети отвечают на вопросы, проводят самооценку

Вопросы, поощрение, подведение итога

Дети закрепили полученные знания, провели самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по лексической теме "Транспорт" (экспериментрование со словом)

Целью этого занятия является формирование грамматического строя речи и повышение мотивации дошкольников посредством применения ИКТ....

Экспериментрование для малышей

В данном материале предлагаются различные опыты для малышей...

Техкарта НОД художественно-эстетическое развитие(лепка) на тему " Хлеб всему голова"

Техкарта НОД художественно-эстетическое развитие(лепка) на тему " Хлеб всему голова" младшая группа...

Техкарта "Мой любимый сказочный герой"

Технологическая карта "Мой любимый сказочный герой"...

Техкарта "Занимаюсь спортом я как и вся моя семья"

Техкарта по физическому развитию ....

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...