Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат» в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Песник Татьяна Вячеславовна

Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат»  в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_etalony_formy._kvadrat.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат»

Цель: Познакомить с геометрической фигурой квадрат. Учить различать круг и квадрат на основе существенных признаков каждой фигуры (наличие, отсутствие углов)

Ход занятия

  1. Организационная часть. (Создание эмоционального настроя, сообщение темы)

Воспитатель. Ребята, вы любите рассказывать сказки?

Дети.  Да!

Воспитатель (показываю  картинку сказки «Репка»): Дети, посмотрите эту картинку. Как называется эта сказка?

Дети.  «Репка».

Воспитатель:  Правильно. Эта сказка очень интересна. Но  сегодня она будет необычная, мы ее расскажем сами, так, как мы захотим.  Как вы думаете, будет ли наша сказка еще интересней?

Дети:  Да.

  1. Основная часть.

Воспитатель:  В нашей сказке дед посадил две репки (на доске под черными квадратами спрятаны изображения репок, сверху видны только листочки). Прошло время, репки выросли. Пришел  дед  репки тянуть. Сколько человек пришло тянуть репки, Маша?

Дети.  Один.

Воспитатель: Правильно, молодец!  Дед  тянет – потянет, вытянуть не может. Кого дед позвал на помощь, Артём?

Дети. Бабушку.

Воспитатель: Сколько теперь человек тянет репку? Скажи, Нарек?  (спрашиваю 2-3-х детей).

Дети. Два.

Воспитатель: Яна, какой по счету дедушка? , Богдан, а какая по счету бабушка? (ответы детей). Дед с бабкой тянут – потянут, вытянуть не могут. Кого позвали дедушка и бабушка на помощь, Арина?

Дети. Внучку Машеньку.

Воспитатель.  Правильно. Сколько их стало, Вова?

Дети: Три.

Воспитатель: Давайте вместе посчитаем  по порядку.  (Все считают: один человек, два, три).  Какой по счету дедушка (бабушка, внучка)?

Дети: Первый (вторая, третья).

Воспитатель:  Молодцы, дети! Дед, бабка, Маша тянут – потянут, вытянуть не могут. Кого позвали на помощь? (ответы детей).  Да, правильно! Но в нашей сказке кошка спала, а Жучка в лес убежала,  и позвали дед с бабкой и внучкой мышку. Сколько их стало? (ответы детей).  Давайте посчитаем по порядку.  Какой по счету дедушка (бабушка, внучка, мышка)?  (Спрашиваю нескольких детей)

Дети. Первый (вторая, третья, четвертая).

Воспитатель:   Правильно. Дед, бабка, внучка, мышка тянут – потянут – и вытянули репку. Теперь надо вторую репку тянуть.  Дед, бабка, внучка, мышка тянут – потянут, вытянуть  не могут.  Дети, давайте мы им  поможем.  Держимся как будто за репку и тянем (выполняют имитационные движения): и раз, и два, и три, вытянули репку! Ах, какая необычная репка! Что в ней необычного? Первая  репка  какой формы, Вилен?

Дети. Круглой.

Воспитатель: А вторая  репка, какой формы, Дарина?

Дети. Квадратной.

Воспитатель: Скажите, а бывают ли квадратные репки на самом деле?

Дети. Нет.

Воспитатель: Правильно, репа бывает круглой формы, а квадратная может вырасти только в сказке. Дети, посмотрите на доску и найдите фигуру, похожую на первую репку.  Кто пойдет к доске?  

Воспитатель: Какая она по цвету, форме? (Ответы детей) А теперь, Надя, найди  фигуру, похожую на вторую репку. Какая она по цвету, форме? (Ответы детей).  Дед, бабка, внучка, мышка вытянули репки, теперь надо домой их отнести. А репки уродились большие, тяжелые. Как же деду их домой унести? Что сделаем с круглой репкой, дети?

Дети. Покатим.

Воспитатель. А как квадратную унести? Попробуем тоже покатить, получается?

Дети.  Нет.

Воспитатель. Почему не получается квадратную репку катить, что ей мешает?

Дети. У квадратной репки есть углы, они мешают катить, а у круглой нет углов, поэтому легко катится.

Воспитатель. Квадратная репка имеет форму квадрата. Сколько углов у квадрата? Какие стороны у квадрата? Давайте посчитаем.

(Ответы детей.  Показываю  и предоставляю  право детям обследовать квадрат).

Воспитатель: Молодцы, дети! Устали, пока репки домой уносили. Давайте отдохнем. Встаньте на ножки около стульчиков.

Физминутка

Воспитатель:  Когда я покажу круг – хлопайте,  а если квадрат - топайте.

(Показываю  блоки круглой, квадратной форм разных цветов  и размера).

Воспитатель: Молодцы, садитесь. Дети,  у вас на столах лежат карточки.  Посмотрите внимательно на нарисованные предметы и  возьмите ту карточку, на которой изображен предмет квадратной формы. (Дети выполняют задание).

Воспитатель:  Дети, пока мы искали и называли предметы квадратной формы, бабушка испекла вкусное печенье. (Показываю  три квадратных и одно круглое печенье).  Посмотрите, печенья какой формы бабушка испекла больше? (Ответы детей). Правильно,  круглое уберем, оно лишнее, потому что все остальные печенья квадратные. Давайте и мы попробуем « испечь» печенье сами с помощью счетных палочек. Какой формы  будет печенье?

 Дети. Формы квадрата.

Воспитатель. Сколько  сторон  у квадрата? (Ответы детей) И сколько надо будет взять палочек?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Правильно, возьмите бумагу и давайте все вместе на ней сложим  четыре палочки так, чтобы получилось печенье:  первую палочку кладем сверху, вторую палочку - справа, третью – внизу, четвертую-слева. Какую форму имеет печенье, Матвей?

Дети. Форму квадрата.

Воспитатель. Сколько углов у квадрата? Сколько сторон? (Ответы детей).

  1. Заключительная часть.

Воспитатель:  Дети, про что мы сегодня сказку рассказывали? Что нового появилось в нашей сказке?

Дети: Квадратная репка.

Воспитатель: Сколько  было репок?  

Дети: Две.

Воспитатель: Какой формы была первая репка?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Какой формы была вторая репка?

Воспитатель: Получилось у нас рассказать знакомую сказку по-своему?

Дети.  Да.

Воспитатель:  Молодцы, дети! Вы все на занятии хорошо отвечали.  Наше занятие закончено, можете отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка».

Занятие помогает формировать связную речь у детей младшего дошкольного возраста, учит соотносить слова и действия, обогащает активный словарь детей и эмоциональную окрашенность речи...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».

Цели занятия: расширить, систематизировать и уточнить представления детей о космосе; уточнить знания о Юрии Гагарине и празднике «День космонавтики»; познакомить с понятием «Солнечная система», с её с...

Конспект занятия «Взаимодействие природных явлений и животного мира в осенний период» в старшей группе, образовательная область "Познавательное развитие" - природный мир "

Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста   посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоциональ...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов.Старшая группаТема: «Всё о космосе».Цели:Расширить, с...

Открытое занятие. Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в средней группе

Повышение уровня математических способностей дошкольниковпосредством использования игрового набора «Дары Фребеля»....