Консультация для воспитателей «Создания педагогических условий для самореализации личности детей с неординарными умственными способностями»
консультация по математике

Галушина Надежда Михайловна

Главной задачей образования является поддержка и развитие одаренных детей. В данной статье сдержится информация о теоретических аспектах детская одаренность. Создания педагогических условий для самореализации личности детей с неординарными умственными способностями. Рассматриваются вопросы практического применения и результативности используемых методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Создания педагогических условий для самореализации личности детей с неординарными умственными способностями»

Вопросы развития личности детей с неординарными умственными способностями волновали с древних времен. Мыслительные возможности людей от рождения отличаются. Различие наблюдается не только в складе ума, но и в нраве и характере. Талантливые дети рождаются с замкнутым характером, что наносит влияние на личность. Внутренние конфликты, неумение адаптироваться в социальной среде создают многочисленные комплексы, что подчас мешает реализации таланта. Ошибочное мнение, что одаренный ребенок сам себе продвинет дорогу. Не всегда так получается. Трудности могут искалечить психику. Важно прививать моральные аспекты, чтобы из таланта не вырос злой гений. Именно от дошкольного воспитания зависит, сможет ли молодой талант пробить дорогу в этом сложном мире.

Для себя я поставила цель: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

 Реализация цели включает следующие задачи:

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе решения задач;
  • совершенствовать практические навыки решения разных заданий;
  • привить вкус к самостоятельной работе;
  • поддержать любознательность ребят;
  • способствовать развитию логического мышления.

Найти к каждому индивидуальный подход составляет непростую задачу.  Для этого в своей группе вместе с педагогом-психологом реализовали работу с одаренными детьми.  Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на занятиях в игре.

Основная часть

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.  Я работаю в группе общеразвивающей направленности в возрасте от  4 до 5 лет. Свою работу с одарёнными детьми вместе с педагогом психологом  начали с диагностики характерологических особенностей личности своих воспитанников  и свойств их нервной системы. Изучив результаты диагностики, составили краткий «портрет» каждого своего воспитанника. Это позволило предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.  Мы разработали  модель для самореализации одаренных детей, которая представлена блоками: личностный, мотивационный,  деятельный.

Личностный блок представляет собой внутренний дар ребенка, который составляет его сущность. Это врожденные способности, свойственный данному индивидууму.

Мотивационный. Мотивация служит большим стимулом в деле самоутверждения личности.

Деятельностный блок обеспечивает практическое применение способностей в реальной жизни. Это достигается путем предоставления возможностей для реализации таланта.

Со своей напарницей постарались создать в группе благоприятные условия, чтобы ребенок мог пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя общеобразовательную общеразвивающую программу естественнонаучной направленности «Заниматика», учитывающие как личностные, так и возрастные особенности одаренных детей;

•введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития, совместно с педагогом-психологом Николаевой О.Н.;

• использование в работе различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

• участие детей в различных мероприятиях детского творчества;

• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

Развитие одаренных детей происходит в форме:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) стимулирование самостоятельности и независимости одаренных дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

7) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний

8)    вовлечение одаренных детей в работу дополнительных кружков ДОУ «Заниматика», «Почемучка», «Логика», «Квилинг»;

9) вовлечение одаренных детей для участия в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх;

10) вовлечение одарённых детей в проектную деятельность, к  участию в  муниципальных, областных и Всероссийских конкурсах «Юный исследователь», «Зеленая планета», «Марш парков», «Рассударики» и т.д., выставках и др.

11) сотрудничество  с семьями по вопросам развития одаренности их детей;

12) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды.

Работа с одаренными детьми – это стремление развивать дошкольников не только на занятиях, но и как можно больше в сюжетно-ролевых и дидактических играх, так как данная категория детей нуждается в постоянном развитии своих способностей. Это так же и стремление помогать дошкольникам реализовывать свое дарование.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

В создание комфортной развивающей среды помогают игрушки и пособия, которые есть у нас в группе. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон. Все предметы доступны для детей. В качестве таких центров выступают:  уголок для ролевых игр,  книжный уголок, зона для настольно печатных игр,  уголок природы, спортивный уголок, уголок для игр с песком, игровой уголок, уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной.

Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.

Выводы:

Работа и развитие выявленных одаренных детей  с неординарными умственными способностями  в  созданных нами условиях, как показывает практика,  дает хорошие результаты.  Воспитанники растут в естественной среде, общаются с родителями, со сверстниками. Обретают самоуверенность, способность анализировать свою деятельность. Они уже знают, что хотят, и как этого можно добиться.  В ходе совместной деятельности дети раскрепощаются, исчезают зажимы и блоки, что повышает результативность в воспитании. Они реально оценивают свои возможности, не сравнивают себя ни с кем, стабилизируется эмоциональная сфера. Хороший эмоциональный настрой способствует формированию личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»

Мои консультации для родителей помогут им развивать творческие способности детей дома....

Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»

Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...

Создание педагогических условий для самореализации личности одаренных и талантливых детей

В данной статье сдержится информация о теоретических аспектах детская одаренность. Создания педагогических условий для самореализации личности детей с неординарными умственными способностями. Рассматр...

Консультация для воспитателей : "Значение сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием для развития умственных способностей детей".

В данном материале представлены конкретные сюжетно-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности детей с общим недоразвитием речи

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность ну...

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей к ДОУ»

Начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Некоторые дети ведут себя спокойно, а другие – неутешно плачут, как т...

Консультация для воспитателей. «Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей. «Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста»Современный образ ...