«Организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами экспериментирования» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Самсонова Наталья Анатольевна

Развитие математических способностей у детей, воспитание стремления оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект по ФЭМП53 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: GERB-BW

Департамент образования Администрации города Тюмени

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 135 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 135 города Тюмени)

Конспект  ФЭМП с элементами экспериментирования

«Путешествие в страну сказок»

Подготовительная группа.

                                                                            Воспитатель: Самсонова Н.А.

                                                        2023 г.

                                         

«Организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами экспериментирования»

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»

Цель: Развитие математических способностей у детей, воспитание стремления оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.

Программные задачи:

• Продолжать учить детей измерять объем с помощью условной мерки.

• Совершенствовать умение детей делать выводы на основе эксперимента

 • Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах через      проведение опыта

• Развивать двигательную активность

• Закрепить знания детей о свойствах магнита

• Развивать логическое мышление, внимание, память.

• Активизировать словарь детей.

Оборудование:

 стаканчики, кувшин с меркой 1 литр, вода, магнит, металлические предметы, соль, стаканчик с выпаренной солью , схемы проведения опытов, игра «Найди пропущенную цифру», ширма, колодец,  куклы – лягушка, Василиса Премудрая, Незнайка, Емеля, фонограмма с записью кваканья лягушек, музыки (во время рисования)

                                           Ход занятия:

Воспитатель: Много сказок есть на свете.

Сказки очень любят дети

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

Ребята, а вы бы хотели побывать в сказках?

(ответы детей)

Тогда я предлагаю вам отправиться вместе в сказочное путешествие, к тому же сегодня я получила письмо от Красной Шапочки, она просит нас помочь ей, вот послушайте, пожалуйста.

Письмо от Красной Шапочки: «Дорогие ребята, я пошла навещать свою любимую бабушку, а по дороге мне встретился злой волк. Я переживаю за свою бабушку и хочу добраться до нее как можно быстрее, но не знаю по какой дорожке мне нужно идти, очень надеюсь на вас, помогите!»

Воспитатель: Ну что, ребята, не боитесь, ведь там нас ждут приключения, волшебные превращения, трудные задания.

(ответы детей)

Ребята, но попасть в страну сказок мы сможем в том случае, если правильно ответим на следующие вопросы.

*Сколько пальцев на одной руке?

*Сколько углов у треугольника?

*Сколько раз в году бывает день рождения?

*Сколько носов у трех котов?

*Сколько ушей у двух мышей?

*Как назвать одним словом треугольник, квадрат, овал, прямоугольник?

А поможет нам в пути дружба.

Итак, 1, 2, 3 –дружба в сказку нас веди!

(звучит музыкальный инструмент - треугольник)

Посмотрите, на кочках написаны цифры, но они растут не по порядку. Нам нужно идти по кочкам, считая по порядку от 1 до 10.

Дети выполняют задание и останавливаются около озера (тазик с водой) с лягушкой.

Сказка «Царевна-лягушка»

Воспитатель: Посмотрите, какая грустная Царевна-лягушка нас здесь встречает.

Она никак не может превратиться в царевну, потому что вода в озере мёртвая. Баба Яга подсказала ей, что если вода в озере станет живая, то она превратится в царевну. И даже подарила ей кувшин с живой водой. Но секрет в том, что нужно отлить из этого кувшина в озеро всего лишь 2 литра воды. А как отмерить эти 2 литра, никто не знает. Поможем лягушке? Тогда расскажите ей, как можно отмерить воду.

Дети рассказывают, что количество воды измеряется литрами – для этого используют мерный стакан.(кувшин с отмеренной меткой 1 литр и стаканы одноразовые )

Воспитатель: ребята, а как нам не сбиться со счёта, не забыть, сколько литров мы уже налили.

Дети: откладывать по одной фишке на каждый литр воды.

(Дети с воспитателем отмеряют 2 литра воды с помощью мерного стакана, при работе пользуются условными метками (2 фишки).)

(Лягушка превращается в царевну.)

Сказка «По щучьему велению…»

Воспитатель.

Этот сказочный герой

Поймал в проруби зимой

Рыбу говорящую.

Стоит лишь сказать слова.

Происходят чудеса:

Вёдра воду носят,

Сани дрова возят,

Сам герой на печи

К царю в гости ездит

Кто это? (Емеля).

Ребята, давайте его позовём.

(Дети зовут, воспитатель одевает перчаточную куклу Емелю.)

Емеля. Кто это меня зовёт, летом отдыхать мешает?

Воспитатель. Да какое же сейчас лето?

Емеля. Как какое лето? Трещит мороз, все на санках катаются.

Воспитатель. Емеля, ты все времена года перепутал. Ребята, давайте расскажем Емеле, сколько всего времен года

(Дети рассказывают, сколько всего времен года)

Воспитатель. Емеля, ребята знают зимние месяцы, вот послушай.

(декабрь, январь, февраль)

Воспитатель. Емеля, а еще ребятки знают все дни недели.

(Вопросы воспитателя: Сколько всего дней в неделе? Сколько выходных (рабочих)дней в неделе? Назовите дни недели по порядку. Какой день первый, третий ….? Какой день сегодня? А вчера? А позавчера? А завтра? Послезавтра?.)

Емеля. Да неуж-то вы умнее меня? Я сейчас это проверю.

Игра «Найди  пропущенную цифру»

Дети прощаются с Емелей и идут дальше.

Сказка «Теремок»

Стучат, но там никого нет.

Воспитатель. В этом теремке живут мышка, зайчик, медведь, лиса. Но они поссорились, так как не смогли решить, кому достанется одно яблоко – каждый хотел его съесть.

(Воспитатель предлагает подумать, как быть в этой ситуации.)

Дети говорят, что яблоко нужно разделить на всех, разрезав его ножом. Воспитатель режет яблоко пополам. Выясняет с детьми, что получилось две половины, а что бы было 4 нужно разрезать ещё раз каждую половину. Воспитатель разрезает, дети пересчитывают.

(На доске - одно целое яблоко, 2 половинки, 4 половинки. Выяснить, что больше , а что меньше)

Сказка «Василиса прекрасная»

Ой, ребята, смотрите, колодец. Это мы попали в сказку «Василиса прекасная». Здесь письмо. Давайте посмотрим от кого.

Это письмо от Ивана-царевича:

«Мою невесту Василису похитил и держит в темнице морской царь. Я хочу ее вызволить, но для этого нужен меч – Кладинец , который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет»

Воспитатель.

• Ребята, как помочь Ивану-царевичу?

(Дети выдвигают возможные гипотезы).

• Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый).

• Какими способами можно осуществить это действие (достать оружие?

(Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).

• Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?

(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).

• Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)

(Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.)

Сказка «Незнайка в Цветочном городе»

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали? Правильно, мы в Цветочном городе, а вот и Незнайка.

Незнайка (кукла)

«В Цветочном городе закончилась соль, и я решил привезти ее из другого города. Путь был неблизким. Погрузил я 2 мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом в брод. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые.

Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему?»

(дети выдвигают гипотезы).

Эксперимент: возьмите ложку с солью, и опустите ее в воду.

• Что вы заметили? (соль исчезла)

• Значит, в воде ее нет? (ответы)

• Попробуйте воду на вкус. Какая она? (соленая)

• Какой вывод можно сделать?

(Соль осталась, не исчезла, она растворилась)

• Как вы думаете, что получится, если нагреть соленую воду?

(«вода будет кипеть»«нагреваться»«появится соль»«ничего не изменится»)

Давайте проверим опытным путем.

Эксперимент: на прошлой неделе мы с вами проводили опыт с солью. Мы растворили соль в воде и поставили в тёплое место, что же получилось, мы сейчас проверим. ( Вода испарилась, а соль осталась в стаканчике)

Итак,  сделаем вывод:

Соль белая, она состоит из кристаллов, не имеет запаха, на вкус соль соленая, растворяется в воде, но не исчезает, ее можно получить снова (если нагреть)

Незнайка благодарит и уходит.

Сказка «Красная шапочка»

 Появляется кукла Красная шапочка

«Дорогие мои друзья, я рада вас видеть, вы поможете мне выбрать самую короткую дорожку?»

(Измерение длины дорожек разного цвета)

Красная шапочка. Спасибо большое, я хотела подарить бабушке красивый букет, но времени совсем мало, нужно спешить.

Воспитатель. Красная шапочка, остановись на минутку, дети помогут собрать букет для твоей бабушки.

Продуктивная деятельность – рисование «Букет для бабушки» (нетрадиционное рисование – примакивание мятой бумагой)

(дети дарят букет Красной Шапочке)

Воспитатель. Вот какие вы дружные да умелые, поэтому и смогли справиться со всеми заданиями в сказочной стране. Надеюсь, что и в жизни вы всегда будете всем помогать.

А что было особенно интересным в этом путешествии? Что было выполнить трудно? А что удалось легко?

Ребята, посмотрите, а что это за мешочек? Да это подарки для вас от жителей сказочной страны в благодарность за вашу помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну Математика

Задачи:Закреплять названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат.) Совершенствовать умение определять и называть цвет предметов. Упражнять в счёте в пределах 5. Учить выкладывать цепо...

Открытый показ образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну Всезнанию»

Итоговый досуг в конце года - отличный способ закрепить и уточнить знания детей по разным темам, сделав это в игровой форме. Дети выполняют задания и получают положительные эмоции....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель:- Организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление знаний о геометрических фигурах, умения находить и опознавать геометрические фигуры, обосновывать свой выбор.-Способс...