Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (математическое развитие)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Васина Елена Евгеньевна

Тема: «Число 0. Цифра 0.»                                              

 Цель: формирование представления о числе и цифре 0.

 Задачи:

Образовательные:

- познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

 - продолжать закреплять у детей счет в пределах 10.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu_2.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию (математическое развитие)

подготовила: Васина Елена Евгеньевна, воспитатель

город Тамбов

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

по познавательному развитию (математическое  развитие)

Тема: «Число 0. Цифра 0.»                                              

 Цель: формирование представления о числе и цифре 0.

 Задачи: 

Образовательные:

- познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

 - продолжать закреплять у детей счет в пределах 10.

Развивающие:

- развивать  умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством;

- развивать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к математическим занятиям;

- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

Материалы к занятию: 

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).

Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).

Карточки с разным количеством геометрических тел.

Карточки с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка).

Карточка без точек (на каждого ребенка).

Набор цифр от 0 до 9.

Применение ИКТ: слайды картинки для игры «Покорми зверей»»

Ход ООД

  1. Введение в ситуацию.

- Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу? (ответы детей)

- А что вы там делали? (ответы детей)

- Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? (ответы детей)

- Ребята, к нам за помощью обратился егерь. Кто такой егерь? (ответы детей)

- У егеря осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь егерю? (ответы детей)

- Сможете? (ответы детей)

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Покупка билетов»

- А как мы можем добраться до леса? (ответы детей)

(Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке).

- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (ответы детей)

- Нужно купить билет.

- Электричка набирает скорость.

(Дети топают ногами быстрее.)

- Электричка приближается к станции.

(Дети замедляют топот.)

- Электричка остановилась.

(Дети перестают топать).

- Вот мы и приехали в лес.

2.2 Игра «Домики для птичек»

- Ребята, смотрите как красиво в лесу! Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, вдохните этот прохладный свежий воздух.

- На мой телефон пришло СМС-сообщение. Это сообщение от егеря. Он извиняется, что не может встретить нас. Но вот, что он пишет в сообщении:

- Некоторые птицы собираются в стаи, чтобы улететь в теплые края. Нужно посчитать, сколько птиц собралось в каждую стаю и подписать их количество.

- Как называются птицы, которые улетают зимовать в тёплые края? (ответы детей)

- Это перелетные птицы.

- Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)

- Как называются птицы, которые остаются на зиму и не улетают? (ответы детей)

- Они называются зимующими.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Готовы посчитать птиц в каждой стае? (ответы детей)

- Я приглашаю вас подойти к столам.

(Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки, на которых нарисованы птички-точки.)

- Как вы будете подписывать стаи? (ответы детей)

(Пересчитаем, сколько птичек собралось в стаю, и внизу карточки поставим цифру, соответствующую количеству птиц).

(Дети выполняют задание.)

3. Затруднение в ситуации

- Ребята, еще одна стая птиц осталась неподписанная.

(Воспитатель выкладывает перед каждым ребенком пустую карточку.)

- Ребята, сколько птичек собралось в эту стаю? (ответы детей)

- Ни сколько, ни одной.

- Когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят: ноль или равно нулю.

- Сколько птичек собралось в эту стаю?

(Ответы детей: Ноль птичек, количество птичек равно нулю.)

- Предлагаю написать нужную цифру на этой стае.

(Дети в затруднении.)

- Смогли мы помочь егерю и подписать все стаи?

(Ответы детей: Не смогли)

- Почему не смогли?

(Ответы детей: Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

- Значит, что нам нужно узнать? Что нужно сделать?

(Ответы детей: Познакомиться с новым числом. Узнать, как пишется число ноль).

4. Открытие нового знания.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

(Ответы детей: Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

(Дети предлагают придумать самостоятельно цифру.)

- Ребята, придумывать цифру – это очень не простое дело. Я приглашаю вас прогуляться по лесу.

(Дети гуляют под звуки природы, пение птиц)

- Смотрите, ребята, сколько грибов и орехов кругом! Давайте пособираем их на зиму зверям.

- Кого угостим грибами? (ответы детей)

- Кто ест орехи? (ответы детей)

- Срывайте и складывайте их в мешок.

- Погуляли, отдохнули, собрали угощение для зверей на зиму.

- Ой, а мешок-то наш пустой оказался! Как такое могло случиться? (ответы детей)

- Наверное, в нашем мешке дырка.

- Сколько грибов мы принесли в дырявом мешке?

(Ответы детей: ноль грибов).

- Сколько орехов мы принесли в дырявом мешке?

(Ответы детей: ноль орехов).

- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке?

(Дети показывают пальцами дырку).

- А пусть это и станет обозначением цифры ноль.

- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0.

(Дети пробуют нарисовать символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)

- Получилось? А теперь проверим себя.

(Воспитатель вывешивает карточку с цифрой 0. Дети сравнивают свой рисунок с цифрой 0).

- Похоже? (ответы детей)

- Цифра вроде буква 0,

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

- А теперь мы можем подписать оставшуюся карточку? (ответы детей)

- Возьмите карточку, на которой написана цифра ноль, и положите на оставшуюся карточку стаи)

- Ребята, что обозначает эта цифра?

(Ответы детей: Ни одного. Отсутствие предметов.)

Вывод:цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

(Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что егерь благодарит их).

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1 Игра «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч.3, №1, с.13)

Ребята, рассмотрите картинку.

- Пришло новое сообщение от егеря. Он просит собрать в мешок (который уже зашили) корм для животных.

- Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев (треугольники).

- Потом кубики соли для лосей и оленей (квадратики).

- И, наконец, орешки для белочки (круги).

- Обведите одной линией отдельно треугольники, круги, квадраты.

- Сосчитайте сначала морковку (треугольники) и соедините с соответствующим числом. Сложили в свой мешок.

- Затем таким же образом поступите с кубиками соли (квадратами) и орешками (кругами).

- И их сложили мы в свой мешок.

- Сколько морковок осталось?

(Ответы детей: Ни одной, ноль).

- Сколько кубиков соли осталось?

(Ответы детей: ни одного, ноль).

- Сколько орешков осталось?

(Ответы детей: ни одного, ноль).

- Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0?

(Ответы детей: Что не осталось ни одного предмета).

- Как вы думаете, сто больше один или ноль? (ответы детей)

- Где должен стоять ноль в числовом ряду? (ответы детей)

- Давайте назовём по порядку все цифры от 0 до 9. (ответы детей)

(Можно расположить по порядку карточки с цифрами.)

6. Итог. Рефлексия.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (ответы детей)

- Кому нам удалось помочь? (ответы детей)

- Как мы помогли егерю? (ответы детей)

- Что делали? (Ответы детей: мы подписали стаи птичек, сложить в мешки корм для зверей, и т.д..)

- Какое новое знание нам помогло это сделать? (Ответы детей: мы узнали как записывается число 0).

- Ребята, где это знание может пригодиться? Что пока не получилось? Как справились с затруднениями? - Молодцы, что вы это заметили! Вы справились с очень трудными заданиями. Значит, все получится! А сейчас с помощью геометрических фигур оцените свою работу : треугольник – вы справились со всеми заданиями, квадрат – вы ошибались  при выполнение заданий, но сами находили свои ошибки и исправляли, круг – те кому показалось, что он  не справился с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Моя малая родина - Комсомольск-на-Амуре»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей старшего  дошкольного возраста по познавательному развитию ...

План – конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок»

Материал представляет собой занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием АМО. Целью прповедения данного мероприятия является формирование интереса у детей к детским книгам и сказкам...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....