Конспект открытого занятия по математике ФЭМП Для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Федорук Екатерина Александровна

Конспект открытого занятия по математике. старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №48 Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия

по ФЭМП в старшей группе

( 5 – 6 лет)

Путешествие на воздушном шаре в страну знаний «Математика».

(Повторение пройденного материала)

                                                                                         

                                                                               Выполнила:

                                                                                                                                 Воспитатель Федорук Е.А

2023год

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.                                                                                                                           Образовательные задачи:                                                                                                               1.Закреплять названия и свойства геометрических фигур;                                                       2.Умение решать текстовые стихотворные задачи;                                                                                3.Совершенствовать навыки счета в пределах 10, закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения конкретных множеств, получать равенства из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет;                                                                                                4.Продолжать учить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему числу;                                                               5.Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги;                                                                                                                                  6.Закреплять временные представления: последовательность частей суток, дней недели;                                                                                                                           Развивающие задачи:                                                                                                                  1.Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, способность мыслить и действовать самостоятельно;                                                                                               2.Развивать умение делать простейшие выводы и обобщения;                                               3.Развивать речь;                                                                                                                Воспитательные задачи:                                                                                                  1.Воспитывать интерес к математическим занятиям;                                                                                               2. Закреплять умение общаться в процессе работы;                                                                           3. Внимательно слушать задачи, дожидаться своей очереди при ответах на вопрос;          Раздаточный материал:                                                                                                                лист белой бумаги ½ формата А4 на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка, счетные палочки на каждого ребенка, конверт с цифрами (от 1до 9) на каждого ребенка.                                                                                           Демонстрационный материал: воздушный шар, плоскостные геометрические фигуры, дид. панно «Дни недели», картинка «Волк и лиса», картинка с рыбками для лисы и волка, цифры – карточки , карточки с точками для игры, корзинка с игрушками: гуси, груши, цветок, поросенок (для задач); коробка для задания, конверт – письмо на каждое задание, картинки – задачи. Воздушный шар.                                                                                                    Оздоровительные задачи:                                                                                               дыхательная гимнастика: надуваем воздушный шар;                                                       Игровые технологии:                                                                                                                  Триз: Сформировать навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружение проблемы, воспроизведения алгоритма, предложенного взрослым.

Часть 1 Организационный момент.                                                                                                                                                                                                                                          Ход занятия:                                                                                                                                 «Приветствие»!                                                                                                                            Ребята, я очень рада вас видеть!                                                                                     Встаньте пожалуйста в круг.                                                                                    Собрались все дети в круг,                                                                                                                 Я твой друг и ты мой друг.                                                                                                 Крепко за руки возьмемся,                                                                                                                 И друг другу улыбнемся                                                                                                               «Пальчиковая гимнастика»                                                                                                    Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку.                                                                                                                   Отлично! А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти). Дружат в нашей группе девочки и мальчики.                                                                                                                               Мы с тобой подружим маленькие пальчики.                                                                                         1, 2, 3, 4, 5! Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 - Дружно мы в кругу стоим! Молодцы!

«Дид.игра»    Части суток                                                                                                                                                - Ребята, вы сегодня в детский сад пришли утром или вечером? (ответы детей)

-  Мы приходим в детский сад утром. А что мы делаем вечером? (ответы детей)

- Утро и вечер – это части суток. А какие еще части суток вы знаете? (ответы детей)

- Я предлагаю вам поиграть в игру                                                                                                            Дид.игра «Я начну, а ты продолжи».

Утро – день… (вечер – ночь)

День – вечер… (ночь – утро)

Вечер – ночь… (утро – день)

Ночь – утро… (день – вечер)

- Молодцы!

Приглашение в путешествие                                                                                              Ребята! сегодня утром, когда я шла в детский сад ко мне подлетела синичка и сообщила, что злая королева заколдовала «страну знаний - математику». И теперь никто не сможет ничего посчитать и сосчитать.                                                                                     - Я предлагаю отправиться на помощь и расколдовать страну знаний.                                           Ребята, вы согласны помочь?                                                                                                             А, отправимся мы с вами в путь, на воздушном шаре! Но!- это не простой шар, а волшебный!                                                                                                                                                  - Для того чтобы на нём совершить полет, нужно знать математику. Вы сообразительные, внимательные, многому уже научились и сможете отправиться в путешествие!                                                                                                                                               2.Эксперементальная часть.                                                                                                   (Атрибут: Шар воздушный.  (коробка, мешочки с песком (маленькие)).                            (приглашаю детей встать в круг) (Небольшой рассказ о воздушном шаре).                       Как он взлетает!                                                                                                                                                           -Воздушный шар-великое творение человечества. Ещё его называют тепловой аэростат. Самое главное у аэростата – это газовая горелка.(посмотрите! При помощи огня нагревается воздух и шар поднимается.                                                                           Но! у нас не так всё просто. Злая колдунья всё вокруг заколдовала и чтобы нам подняться в воздух                                                                                                                                                                                                                                                                       Нам необходимо не только произнести волшебные слова, но и отвязать наши мешочки с песком.                                                                                                                                        Я, знаю волшебные слова, которые помогут нам совершить наш полёт.                              Мы на шарике летим, В страну знаний мы спешим.                                                                   Будем всюду приземляться                                                                                                                    И, с заданием справляться.                                                                                                      Ура летим!!! (звучит фоновая музыка)                                                                                                                                       3. Основная часть                                                                                                                                                     -Ребята, я вижу лужайку и что-то там на ней стоит. Давайте сделаем остановку и посмотрим.

- Посмотрите какой-то ларец. Давайте его откроем? (открываю) Не открывается.

– Ребята, здесь рядом лежит письмо. Прочитаем от кого оно.

(читаю письмо от Царицы Математики)

- «Ларец не открывайте, а что в нём вы угадайте?»

- Слушайте внимательно:                                                                                                               Загадки от царицы математики (с использованием атрибута)

1.Прикатилось……..  (атрибут колесо)

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура,

Лишь на…….. фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну конечно это…(круг)

Почему вы думаете, что это круг? (нет углов)

2.Если стороны равны                                                                                                                       И углы его прямы,                                                                                                                                А сторон, углов 4,                                                                                                                              Что с тобой мы начертили? 

(квадрат)

Почему вы думаете, что это квадрат? (все стороны равны)

3.Что сравнить, ребята, можно    (альбом и конверт) картинка

С одеялом и ковром?

Что похоже на……….?

Вы подумайте, скажите

Только помнить вы должны

Стороны фигуры этой

Противоположные равны. (прямоугольник)

Почему вы думаете, что это прямоугольник? (Две длинные стороны, две короткие)

4.Словно острие стрелы                                                                                                                       И ………для праздника                                                                                                                      У него три стороны                                                                                                                              Как зовут проказника? (треугольник)

Почему вы так решили? (Три стороны)

5. Он похожий на …….(картинка яйцо)
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность - 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).                                                                                                                     Показ картинки всех геометрических фигур                                                                                         - Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Что это?  (Геометрические фигуры.)

- С первым заданием мы справились, но здесь еще лежит карточка с фигурами и к ней задание:                                                                                                                              Нарисованный рисунок
Может много рассказать,
Надо главное запомнить,
И секрет его понять.

Задание «Нарисуй также». Ориентировка на листе бумаги:                                                     В верхнем левом углу – зеленый квадрат, в нижнем левом углу – красный круг, в правом верхнем углу – синий треугольник, в правом нижнем углу – желтый прямоугольник, в середине листа – оранжевый овал.

- И с этим заданием мы справились!

Ну, что ребята! Как вам наше приключение? (ответы детей)                                                                  Ну, что летим дальше!    (повторяем дружно)                                                                                                                   Мы на шарике летим, В страну знаний мы спешим.                                                                   Будем всюду приземляться                                                                                                                    И, с заданием справляться.                                                                                                                                                                                         -Интересно! Какое испытание нас ждёт на этот раз?                                                               Ребята, посмотрите! Радуга, а на ней сидят радужные птички! Давайте приземлимся. Посмотрите, для нас лежит письмо, а в нем -  загадка:

Д/Игра «Дни недели»                                                                                                                      Птичек ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят птички друг за другом
Попрощается последняя,
Появляется передняя.
Что же это за птички?
(Дни недели)                                                                                          - Ребята, а сколько птичек в этой стайке? (ответы детей) Давайте вспомним с вами. Как называются дни недели?                                                                                                          Но! Что-то тут не так. Посмотрите? В правильном ли порядке стоят птички?(ответы детей)                                                                                                                                      (Воспитатель задаёт наводящие вопросы? Меняет птичек местами и т.д)

- Мы снова справились с заданием. Молодцы ребята!                                                          Летим дальше?                                                

Мы на шарике летим,

В страну знаний мы спешим.

Будем всюду приземляться

И с заданием справляться.

Весёлые задания (работа со счётными палочками)                                                                         - Смотрите, на полянке сидят волк и лиса. Они спорят, кто больше поймал рыбок. Давайте спустимся к ним, поможем, рассудим, кто же больше из них поймал рыбы. (Картинки с изображением волка и лисы.) Дети работают со счетными палочками и карточками цифрами).

 - Ребята, давайте посчитаем, сколько рыбок поймал волк? (ответы детей)

- Правильно 8. Достаем такое количество счетных палочек, выкладываем их.

- А сколько рыбок поймала лиса? (ответы детей) 

- Лиса поймала 9 рыбок. Достаем такое количество счетных палочек, выкладываем их.

- Из конвертиков достаем цифры, которые показывают количество рыбок волка и лисы.

- Кто поймал больше рыбок волк или лиса? (ответы детей)

- На сколько?

- Как сделать поровну? (ответы детей) 

- Правильно, можно убрать одну рыбку у лисы или добавить волку одну рыбку.

- И с этими заданиями мы справились, помогли волку и лисе решить их спор.

-Молодцы! Летим дальше. (Дети повторяют волшебные слова).                                               Мы на шарике летим,                                                                                                                         В страну знаний мы спешим.                                                                                           Будем всюду приземляться,                                                                                                               И с заданием справляться.                                                                                                                        Задачи. Устный счёт                                                                                                                           - Посмотрите, тут корзиночка стоит, что-то там внутри лежит. Смотрите здесь игрушки! Откуда они здесь появились? Их заколдовала злая колдунья. Чтобы их расколдовать нужно решить задачки, которые они принесли с собой. Давайте решим задачки и расколдуем игрушки, чтобы после занятия можно было поиграть с ними. (Ответ, дети выкладывают цифрой на столе, 6, и.т.д)

1.Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

2.Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша

А сколько же осталось?

3.Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

4.Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

- И с этими задачками мы отлично справились.

4 Часть Заключительная                                                                                                                       - Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

Вы все сегодня старались, выполняли задания, решали задачки. Молодцы! Вы, справились со всеми заданиями и расколдовали «страну знаний». А давайте ещё раз вспомним на каких полянках мы побывали и что делали. (ответы детей). Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в наш детский сад, в нашу любимую группу.                                                                                                                                Призы детям!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по художественной литературе для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Тема «Литературная викторина. В гостях у сказки»

Цель: сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.Задачи: 1.Закрепить знания по содержанию...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»

Развитие речи посредством изучения правил безопасности жизнедеятельности....

Конспект открытого занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Движения для здоровья»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376321","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Способствовать укреплению здоровья детей, воспитанию у детей потребности в занятиях физичес...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Любимые герои сказок и мультфильмов»

Создать условие для развития всех компонентов устной речи детей ,на примере любимых сказок и мультфильмов....

Конспект открытого занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста по теме "Мой организм"

Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и будет интересен инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных учреждений....

Конспект открытого занятия по экологическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы - друзья природы»

Конспект занятия по экологичекому воспитанию разработан с целью закрепления и систематизации знаний  детей о многообразии природы,о бережном и заботливом отношении к ней....