Конспект интегрированного занятия подготовительная группа «Шахматный город»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Горшкова Евгения Михайловна

Конспект интегрированного занятия

подготовительная группа

«Шахматный город»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014_attestatsiya_zhenya_konspekt_zanyatiya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Город Шахмат».

Цель: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости посредством обучения.

Образовательные:     

  •  Учить действию построения графической модели в виде значков двух видов для установления соотношения чисел, образующегося при составлении числа 8 из двух меньших чисел.
  •  Познакомить с действием деления целого на равные части.
  •  Упражнять детей в умении использовать знание системы координат на материале типа «Шахматная  доска». Учить находить поля шахматной доски по инструкции и называть координаты любого поля.
  •  Продолжать работу над обогащением, закреплением и активизацией словаря; над уточнением понимания значения известных слов шахматной терминологии.
  •  Формировать у детей правильное понимание и употребление слов, которые обозначают направление движения графических линий.
  • Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий и применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

Развивающие : 

  •  Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
  • Стимулировать детей к созданию новых творческих идей и решений.
  • Развивать интерес к математике, возможность детей замечать математические характеристики в явлениях и предметах окружающего мира.
  •  Развивать мыслительные операции при сравнительной характеристике различных наглядных моделей.
  •  Тренировать мелкую моторику в процессе проведения графических линий пишущим инструментом.
  •  Совершенствовать развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, мыслительных операций.

Воспитательные:

  •  Воспитывать любознательность и потребность в приобретении новых знаний
  • Воспитывать организованность и дисциплинированность.
  •  Воспитывать в детях умение высказывать свои мысли уверенно, а так же слушать своих товарищей и при необходимости помогать им.

Активизация словаря: горизонталь, вертикаль, диагональ, поле, «часть», «целое», больше, меньше, поровну, лабиринт, запрещенные поля, графический диктант, названия шахматных фигур, шах, мат. 

  • Знакомство детей с элементами игры в шахматы.
  • Интерактивные игры: «Состав числа»,   «Столько, сколько», « Динозавры учат шахматы» ,  «Большое шахматное путешествие», «Шахматная школа для начинающих».
  • Рассматривание и изучение шахматных фигур и правил их хода.
  •  Графические изображения разных предметов.
  • Беседа о значении математических знаний в жизни людей.
  •  Цикл презентаций «Шахматная школа». 
  • Моделирование соотношений чисел от 2 до 7 из двух меньших.
  • Выполнение группового упражнения «Змейка» с указанием направления и позы  по инструкции в Сенсорной комнате.
  • Чтение, заучивание и составление стихотворений, сказок, загадывание загадок на шахматную тематику.  
  • Организация выставки «Все о шахматах» 
  • Создание библиотеки «Шахматная страна»
  •  Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Что изменилось?», «Шахматное лото», «Шахматное домино», «Шахматные лабиринты», «Один в поле воин», «Запретная фигура», «Что общего», «Угадай-ка», «Школа шахматных фигур». «Игра на уничтожение».
  • Настольные игры: «Цифровое лото», «Назови соседей», «Больше - меньше».

Ход занятия.

Организационный момент

Я приглашаю  вас в прекрасный город – город Шахмат, в этом городе случилась беда! Злой волшебник унес самые главные фигуры и спрятал их. Какие фигуры в шахматах самые главные? (короли) Почему?

Остальные фигуры просят вас помочь им выполнить задания волшебника и вернуть Королей. Поможем шахматам?

Что бы попасть в этот чудесный город нам необходимо занять любое поле шахматной доски и правильно назвать его адрес. (Дети выполняют задание).

Нас встречают в городе солдаты – пешки. Злой волшебник задал им сложную задачу, и они не могут ее решить, дети приглашаются за столы для выполнения задания: «Состав числа 8»

Воспитатель  предлагает  зарисовать все возможные варианты, как можно выставить на горизонталь восемь пешек двух цветов так, что бы варианты не повторялись. (Дети зарисовывают на местах, затем  предлагают свои варианты на демонстрационной доске.

Молодцы, ребята, с заданием для пешек мы справились, отравимся в сад шахматного  города, здесь  растет яблоня, на ней было много яблок, которыми каждое утро приходят лакомиться шахматные кони, но сегодня ночью злой волшебник побывал в саду и собрал яблоки. Сколько коней пришло к дереву?(2), Сколько яблок осталось на яблоне?(1)

Хватит ли коням яблок? Чего больше (меньше)? На сколько? Что сделать, что бы оба коня получили яблоко.

Подвести детей к пониманию того, что яблоко нужно разделить пополам и тогда каждому коню достанется поровну. Практическое выполнения задания. (2 ребенка)

И коням мы тоже смогли помочь, отлично, отправляемся дальше к слонам, на их пути к дому злой волшебник поставил лабиринты с запретными полями, задание слонам – Пройти до дома  по лабиринту не наступая на запрещенные поля за наименьшее количество ходов. (самостоятельное выполнение задания детьми)

Какую  фигуру  заколдовал и спрятал волшебник  в доме мы сможем узнать, выполнив графический диктант.

В: 2 кл вправо, 3 кл вниз, 1 кл вправо, 3 кл вверх, 2 кл вправо, 3 кл вниз, 1 кл вправо, 3 кл вверх, 2 кл вправо,  4 кл вниз, 2 кл по диаг вниз влево, 8 кл вниз, 3 кл по диагонали вправо вниз, 2 кл вниз, 10 кл влево, 2 кл вверх, 3 кл по диаг вправо вверх, 8 кл вверх, 2 кл по диагонали влево вверх, 4 кл вверх.  

Дети выполняют зарисовку фигуры по инструкции – получилась  Ладья

Каким фигурам мы уже смогли помочь? (Дети перечисляют)

Кому еще нужна помощь? Ферзю.

Нам нужно пройти за самой сильной фигурой змейкой в колонне держа друг друга за пояс, повторяя правила хода ферзя.

Физминутка "Змейка"  

Дети строятся в колонну, держа друг друга за пояс. Воспитатель указывает направление движения: "по диагонали!" «по горизонтали!» «по вертикали» .

Молодцы, ребята, Все задания выполнены, Волшебник потерял свою силу и короли вернулись в игру. Звучат фанфары Появляются короли, благодарят детей за хорошую работу и помощь подводят итог и предлагают  сыграть в шахматы.

Д/игра «Мат в один ход»

Дети садятся за шахматные доски, расставляют шахматные  фигуры по образцу и  индивидуальное решение шахматной задачи «Мат в один ход» на шахматной доске.

Итог на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Половодье в Простоквашино» Конспект интегрированного занятия (подготовительная группа)

конспект непосредственно бразовательной деятельности в русле экспериментально исследовательской работы детей подготовительного возраста...

Конспект интегрированного занятия по конструированию "Мой город" средняя группа

Конспект интегрированного занятия  по конструированию « Мой город» для детей  среднего дошкольного возраста.Цель: закрепить представления о родном городе.Задачи:Образовательная:- уточнить и ...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Город настроения" для детей старшей группы

обучающие занятие, развивает мышление, учит детей строить сложноподчиненные предложения, активизируется словарь детей....

Конспект интегрированного занятия в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет «Мой город, моя страна»

Занятие направленно на продолжение знакомства детей с родным городом Санкт Петербургом....

Конспект интегрированного занятия подготовительной группе для детей с ЗПР «Интеллектуально – развивающая игра. «Цветик-семицветик»»

Конспект интегрированного занятия подготовительной группе для детей с ЗПР «Интеллектуально – развивающая игра. «Цветик-семицветик»» Тема: "Домашние и перелетные...

конспект интегрированного занятия подготовительной группы "Цветик-Семицветик"

Создание условия для обобщения знаний полученных в течении года.Закрепить дружеские отношения между детьми....

Конспект интегрированного занятия подготовительной группе «Русская матрешка» с использование нетрадиционной техники рисования пластилинография

Конспект интегрированного занятия  подготовительной группе «Русская матрешка» с использование нетрадиционной техники рисования пластилинография...