Открытое образовательное мероприятие по Монтессори в старшей группе, по направлению «Познавательное развитие» по системе М. Монтессори .
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Носова Ольга Анатольевна

Важно предоставить детям возможность освоения первичных математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка в свободной деятельности.  Подготовить  к усвоению понятия четного и нечетного числа. Узнать названия разрядов десятичной системы. Связать названия разрядов с определенными геометрическими фигурами. Узнать структуру десятичной системы. Педагог, наблюдая за работой детей, определяет зону ближайшего развития ребенка и планирует его дальнейший маршрут в освоении математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_montessori.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по системе Монтессори

Цель: Воспитание самостоятельности при выборе материала. Развитие умственных и организационных возможностей ребенка: планировать, подготавливать распределять, согласовывать, выполнять договоренность, работать сообща с другими. Изменяя форму деятельности позволить ребёнку,  на одну и ту же учебную задачу взглянуть под другим углом зрения.

Задачи: 

Тренировать моторику и сенсорику.

Повторить множество чисел 0–9, разбитое на единицы.  Закрепить  понятие 0.

Повторить  последовательность цифр 1–10. Подготовить  к написанию цифр. 

Увидеть взаимосвязь количеств и символов, ознакомиться с метрической системой. Подготовить  к усвоению понятия четного и нечетного числа. Узнать названия разрядов десятичной системы. Связать названия разрядов с определенными геометрическими фигурами. Узнать структуру десятичной системы.

Развитие тонкой моторики. Подготовка к геометрии.

Материал

  1. Цилиндры
  2. Для упражнений с веретенами,  Ящик с цветными деревянными табличками, на которые наклеены цифры 0–9 ,  резинки ,отдельные  цифры и платок, корзина;
  3. Ящик с цветными деревянными табличками, на которыех цифры 0–9 из шершавой бумаги, прописи.
  4. Чипсы. Материал: ящик с выпиленными цифрами 1–10 и 55 кружков.
  5. Круги, геном куб 
  6. Штанги маленькие 
  7. Штанги большие
  8. Золотой Материал: набор окрашенных в золотистый цвет бусин: отдельные бусины (единицы), стержни (десятки), квадраты (сотни), кубы (тысячи). Несколько подносов.

Дети приходят на площадку Монтессори,  на ковриках разложены в беспорядке игры.

Педагог. Ребята, как вы думаете, что произошло, почему здесь такой беспорядок? Выслушать предположения детей.  (Приходили гномики, МАЛЫШИ, которые не знают правил поведения и т.д. )

Давайте вспомним,  какие правила необходимо соблюдать? Дети перечисляют правила. 

Примерные правила группы

Мы вежливы и внимательны друг к другу.

По группе ходим спокойно.

В группе разговариваем негромко.

Убираем каждый материал или игру на место.

 Бережно относимся к материалам, игрушкам, вещам в группе.

Коврик обходим — это рабочее место.

Особые формы движения

• Умение ходить красиво, грациозно, вырабатывать чувство равновесия.

• Ходьба по линии, ношение предметов.

 • Умение сохранять тишину и неподвижность (упражнение в тишине).

Хотите всё исправить,  навести порядок? Но сначала нужно договориться кто, продолжит и доведёт начатое упражнение до конца и  поставит  на место. Давайте каждый выберет себе материал, начнём по порядку.

  1. РАБОТА С ЦИЛИНДРАМИ

Что это? (цилиндры, их нужно вставить в отверстия). 2 ребёнка выполняют задание с цилиндрами.

- Из упорядоченного ряда цилиндров один вынут, остальные сдвинуты, чтобы не оставалось пустого места. Ребенок должен найти место нарушения гармонии. Затем ребенок снова ставит цилиндр на подходящее место в ряду.

-  ребенок расставляет вытащенные цилиндры, беспорядочно стоящие на столе, в равномерно убывающий или возрастающий ряд;

-  упражнения с закрытыми глазами

- ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево;

Контроль за ошибками: Ошибку можно распознать при помощи ощупывания пальцами нарушение гармонии очевидно и осязаемо.

2. ВЕРЕТЕНА (1)

Что это? (веретёна, их нужно разложить по отделениям).

Показывает на цифру 1 называет ее. Он вынимает веретено из корзины, кладет его в отделение и говорит: “Один”. Затем он указывает на цифру 2, говорит: кладет веретена по очереди  и считает при этом: “один, два”. Ребенок  упорядочивает веретена. Так он продолжает до тех пор, пока корзина не станет пустой.

—  ящик для веретен так накрывают платком, чтобы ребенок уже не мог видеть цифры на задней стенке. Ребенок раскладывает цифры перед соответствующими отделениями. Для контроля платок с ящика снимают и сравнивают красные цифры с цифрами на задней стенке ящика; если ребёнок сомневается может пересчитать веретёна.

Контроль над ошибками. Недостающие или лишние веретена. Ребенок по памяти раскладывает красные цифры и проверяет себя, убрав платок.

3.ЦИФРЫ ИЗ ШЕРШАВОЙ БУМАГИ (1)

Что это? (Цифры перепутались) Прописи

Обратить  внимание на то, чтобы ребенок снова провел рукой по цифре и повторил ее название. Через частое повторное проведение рукой по цифре запоминается форма и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием.

Детям, которые хотят написать цифры, нужно предоставить такую возможность.

Контроль над ошибками. Различие поверхностей из шершавой бумаги и дерева побуждает ребенка вести рукой в направлении написания цифры. Педагог контролирует ход действий и названия цифр.

4. . ЦИФРЫ И ЧИПСЫ (1)

 Что это?  Цифры и чипсы. Цифры перемешаны   предлагаем ребенку положить из друг за другом в правильном порядке. Затем предлагаем  ребенку положить под каждой цифрой соответствующее количество кружков.

 (При четных числах строится двойной ряд, при нечетных последний кружок кладется под последней парой кружков посередине.)

Предложить назвать чётные и нечётные числа. (одни можно разделить, другие нет) ели ребёнок затрудняется педагог берет карандаш и делит им кружки, лежащие под четными числами, на две равные группы. Карандаш должен лежать вертикально. Ребенок понимает, что для нечетных чисел такое деление невозможно. При этом учитель говорит: “Нечетное, четное, нечетное, четное,…”

Контроль над ошибками. Для построения последнего числа не хватает кружков или остаются лишние кружки.

5.  С МАЛЕНЬКИМИ ШТАНГАМИ

Лежат на столе в беспорядке.

- дополнить штанги до 10 (9–8-7) Подготовка к сложению

6. БОЛЬШИЕ ШТАНГИ

- штанги лежат на ковре беспорядочно, разложить в правильном порядке. Ребенок упорядочивает числовые таблички, располагая их около соответствующих штанг;

- Лабиринт

7. ГРУППОЙ УПРАЖНЕНИЯ СО ШТАНГОЙ

Дети раскладывают штанги по комнате. Берут какую-либо табличку с цифрой и ищут соответствующую штангу.

  1. ЗОЛОТОЙ МАТЕРИАЛ (деревянный)

- Педагог  смешивает все 4 предмета и говорит ребенку: “Дай мне одну единицу!”

-Затем педагог указывает на все 4 предмета и говорит ребенку: “Дай мне один десяток!”

- покажи одну сотню

- покажи одну тысячу

Важно, чтобы ребенок прочно связывал названия разрядов с геометрическими фигурами.

 -  педагог  указывает на отдельную бусину (квадрат) – это  ЕДИНИЦА,

- затем кладёт стержень из 10 бусин на стол, поручает ребенку ПЕРЕСЧИТАТЬ бусины (КВАДРАТЫ ) В СТЕРЖНЕ: “В ОДНОМ ДЕСЯТКЕ 10 ЕДИНИЦ!” 

- Он берет квадрат из 100 бусин (квадратов) и поручает ребенку С ПОМОЩЬЮ СТЕРЖНЯ ИЗ 10 бусин (КВАДРАТОВ) ОПРЕДЕЛИТЬ КОЛИЧЕСТВО ДЕСЯТКОВ В СОТНЕ: “В СОТНЕ 10 ДЕСЯТКОВ!”

-   ОПРЕДЕЛИТЬ КОЛИЧЕСТВО КВАДРАТОВ из 100 бусин (КВАДРАТОВ) В КУБЕ из 1000 бусин: “В ТЫСЯЧЕ 10 СОТЕН!” 

Ребенок узнает, что число 10 играет в десятичной системе особую роль.

Дальнейшие упражнения:

Игра в банк

Принести из банка 2, 5, 3 единицы (располагая их друг под другом)

Буквы единицы пересчитывают, такое их расположение напоминает СТЕРЖЕНЬ – ДЕСЯТОК

Аналогичные задания с  - с десятками, сотнями, тысячами. При повторном пересчитывании , десятки кладут , чтобы возникал  КВАДРАТ -СОТНЯ .

Квадраты кладут друг на друга, чтобы получился КУБ –ТЫСЧА.

  1. Составление различных множеств.

Ребенку предлагают принести несколько единиц одного разряда: “Принеси мне 4 сотни! Дай мне 7 десятков!”, и т. д. Принесенные множества ребенку нужно еще раз пересчитать.

В этом упражнении нужно приносить не более 9 единиц одного рязряда.

  1. С каждым разом упражнение усложняют. Ребенка просят составить множества из нескольких разрядов,

Принеси мне 2 тысяч и 4 сотен;

                                   5 сотен, 9 десятков и 4 единиц

                                   7 сотен и 5 единиц. 

Понятие усваивается через частое обращение с предметами и повторение их названий;

  1. Педагог образует множество из бусин того или иного разряда. Нужно, чтобы ребенок определил и назвал это множество
  2. Педагог просит  ребенка принести множество бусин н-р 10.

 Ребенок отсчитывает 10 бусин  заменяет их одним десятком.

 Он должен по возможности самостоятельно найти способ решения задачи

Контроль над ошибками для этого упражнения:

· всех имеющихся бусин должно быть достаточно;

· учитель предлагает ребенку из представленного набора предметов из бусин (отдельных бусин, стержней, квадратов, куба) выбрать определенные множества;

· учитель указывает на множество, ребенок должен его назвать;

· замена на следующий разряд.

- Педагог дает ребенку большое множество бусин одного разряда, например, 20 отдельных бусин. Ребенок отсчитывает по 10 бусин и каждый раз заменяет их одним десятком. Упражнение продолжается на других предметах. Иногда ребенку приходится отнимать единицы разных разрядов, прежде чем он сможет отдать учителю требуемое множество

УСТНЫЙ УРОК. ЧЕТНЫЙ — НЕЧЕТНЫЙ.

Цифры и кружки лежат на столе в описанном выше порядке. Кружки, лежащие под некоторым четным числом, например, 4, раздают: “Один тебе, один мне”. Учитель спрашивает: “Сколько кружков у тебя? Сколько кружков у меня?” Ребенок отвечает: “У каждого по два!” Учитель говорит: “Значит, у каждого поровну. 4 — четное число!” Цифру 4 и соответствующие ей кружки кладут в первоначальном порядке с одной стороны стола.

Теперь раздают кружки, лежащие под нечетным числом, например, 5. Ребенок узнает, что при таком распределении каждый получит разное количество кружков. 5 — нечетное число. Цифру 5 и кружки кладут с другой стороны стола. Так же исследуют и упорядочивают все остальные числа. Ребенок читает вслух четные и нечетные числа. Затем он снова раскладывает все цифры и кружки в том же порядке, как они лежали в начале упражнения. Учитель берет карандаш и делит им кружки, лежащие под четными числами, на две равные группы. Карандаш должен лежать вертикально. Ребенок понимает, что для нечетных чисел такое деление невозможно. При этом учитель говорит: “Нечетное, четное, нечетное, четное,…”

ЗОЛЛОТОЙ МАИЕРИАЛ

Поднос с 10 отдельными бусинами, 10 стержнями по 10 бусин 10 квадратами по 100 бусин, 1 кубом по 1000 бусин. Введение можно осуществить тогда, когда ребенок уже знает множества из 10 предметов и умеет считать до 10. Учитель с ребенком приносит поднос на стол. Он берет одну отдельную бусину, стержень из 10 бусин, квадрат из 100 бусин и куб из 1000 бусин и кладет их перед ребенком. В форме трехступенчатого урока он вводит названия разрядов. Дает ребенку бусину и говорит: “Это десяток!” Таким же образом он поступает с сотней и тысячей. Важно, чтобы ребенок прочно связывал названия разрядов с геометрическими фигурами.

Затем он смешивает все 4 предмета и говорит ребенку: “Дай мне один!” и т. д. Затем учитель указывает на все 4 предмета и говорит ребенку: “Дай мне один!” и т. д. Затем учитель указывает на отдельную бусину, затем стержень из 10 бусин на стол. Он поручает ребенку пересчитать бусины в стержне: “В одном десятке 10 единиц!” Он берет квадрат из 100 бусин и поручает ребенку с помощью стержня из 10 бусин определить количество десятков в сотне: “В сотне 10 десятков!” Затем он поручает определить количество квадратов из 100 бусин в кубе из 1000 бусин: “В тысяче 10 сотен!” Ребенок узнает, что число 10 играет в десятичной системе особую роль.

Ребенок любит повторения и прекращает занятия тогда, когда его потребность удовлетворена.

Принцип“от простого к сложному”. Для каждой сферы чувств имеются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не насладиться им и не перейдет на следующую ступень трудности.

Наряду с вертикальным членением Монтессори-материалов (различные степени сложности) имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом, проблема осознается глубже и открываются ее новые грани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" на тему "Любопытные козлики"

Любопытные козлики.Цель: познакомить детей с редкими животными - горными козлами (те- эри, чунма-кыс, анай) сравнивая с домашним животным – козой.Образовательная задача: познакомить и расширить ...

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"

«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с  редким животным-яком, который занесен в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по направлению «Познавательно развитие» (Петербурговедение), по теме: «Стрелка Васильевского острова»

Цель: Познакомить детей с новой достопримечательностью Санкт-Петербурга – Стрелкой Васильевского острова, историей её появления....

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект занятия в старшей группе общеразвивающей направленности Познавательное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Я гражданин России»

Познавательное  мероприятие  по нравственно-патриотическому воспитанию детей  «Я гражданин  России» Цель: развить чувства любви, гордости и патриот...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».

Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2.  Формировать ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Пять ключей»

Цель:  обобщение и закрепление знаний у детей через организацию различных видов деятельности.Задачи:Образовательные:закреплять знания о частях суток, временах года;продолжать формировать умение к...