Конспект НОД «Математическое путешествие в долину Шарарам» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Светлана Михайловна Жижина

Автором представлен конспект НОД по ФЭМПдля детей старшего дошкольного возраста на закрепление состава чисел в пределах 10, на умение ориентироватьсяв на листе бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskoe_puteshestvie_v_dolinu_shararam.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Конспект НОД

«Математическое путешествие в долину Шарарам»

для детей старшего дошкольного возраста

Выполнил:

воспитатель Жижина С.М.

Тема «Математическое путешествие в долину Шарарам»

(подготовительная к школе группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное – развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве. («Познавательное развитие»)
  • Закреплять представления об измерении массы предметов с помощью весов.
  • Закрепление навыков счёта, сложения и вычитания в пределах 10.
  • Закреплять представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция.
  • Развивать умение соотносить число и цифру.
  • Развивать умение достраивать до целого.
  • Развивать умение выполнять графический диктант. («Художественно – эстетическое развитие»)
  • Познакомить с понятием «сложное слово». («Речевое развитие»)
  • Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, вести с диалог с воспитателем.
  • Продолжать формировать навыки общения.
  • Развивать умение работать в команде, договариваясь между собой. («Социально-коммуникативное развитие»)
  • Развивать двигательную активность. («Физическое развитие»)
  • Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.

Методы и приемы: графический диктант, дидактическая игра, ситуативный разговор, физминутка, динамическая пауза.

                                      

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, экран, игры с комплектами карточек – картинок и цифр, фонарики, коврограф «Ларчик», графические тренажёры «Игровизор», фломастеры, листы бумаги.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза, физминутка

Игровая

Игровое упражнение, дидактическая игра

Коммуникативная

Ситуативный разговор,  ситуация общения

Познавательно - исследовательская

Игра «Сложи квадрат - 2»

 Конструктивная

Дидактическая игра «Сложи квадрат - 2»

Изобразительная

Графический диктант

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Воспитатель с детьми входят в зал, здороваются. Педагог интересуется у детей, любят ли они путешествовать, какие бывают путешествия. Предлагает детям совершить математическое путешествие в долину Шарарам.

Дети вместе с воспитателем входят в зал, встают произвольно, здороваются. отвечают на вопросы педагога. Выражают  согласие отправиться в космическое путешествие.

Деятельностный

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.    Делать выводы.

Познакомить с понятием «сложное слово».

Ситуативный разговор «Кто живёт в долине Шарарам?»

Умеют отвечать на вопросы полным ответом, вести диалог с воспитателем.  

Умеют делать выводы.

Познакомились с понятием «сложное слово».

Педагог предлагает обратить внимание на экран с изображением долины Шарарам и предлагает назвать её жителей, чем они любят заниматься. Воспитатель просит объяснить, почему жителей долины называют Смешарики.

Дети рассматривают изображение на экране. Рассказывают о жителях долины – Смешариках, их увлечениях. Объясняют, почему их называют Смешариками.

Закреплять умение ориентироваться на коврографе и «Игровизоре».

Закреплять счёт в пределах 10.

Развивавать  зрительное и слуховое восприятие, внимание, память. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Графический диктант «Самолёт» с использованием коврографа «Ларчик» и тренажёра «Игровизор» В.Воскобовича

Умеют ориентироваться на коврографе и «Игровизоре».

Знают счёт в пределах 10.

Воспитатель предлагает назвать транспортное средство для путешествия в долину Шарарам, но сделать это можно будет только выполнив графический диктант.

По выбору воспитателя один ребёнок выполняет диктант на коврографе, остальные дети встают около столов, работают с тренажёром «Игровизор».

По окончании диктанта дети говорят о том, что в путешествии они отправятся на самолёте.

Закреплять умение выполнять движения по тексту.

Развивать двигательную активность.

Физминутка «Самолёт»

Выполняют движения по тексту.

Воспитатель говорит о том, что пора «отправляться на самолёте» в гости к Смешарикам.

Дети стоят непроизвольно и выполняют упражнения физминутки:

Самолеты загудели,

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели,

(руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)

В долине Шарарам мы сели,

(руки по коленям)

К Смешарикам мы прилетели.

(качание ладошками у лица)

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Способствовать развитию

познавательного интереса.

Расширять кругозор детей.

Ситуативный разговор «В гости к Смешарикам»

Умеют ориентироваться в пространстве.

Воспитатель предлагает назвать Смешарика, к которому первому отправятся в гости. Для этого нужно определить на экране местонахождения домика, и на коврографе разместить фигурку Смешарика.

Маршрут  путешествия дети выбирают самостоятельно.

Дети стоят произвольно, рассматривают изображение на экране, выбирают Смешарика, к которому пойдут в гости. Определяют расположение домика на экране, размещают на коврографе фигурку Смешарика: «Сначала мы пойдём к Копатычу. Его домик в нижнем левом углу».

Развивать навыки «взвешивания».

Закреплять представления об измерении массы предметов с помощью весов.

Закрепление навыков счёта и сложения до 10.

Развивать память, логическое мышление, внимание.

Игра «Урожай Копатыча»

Имеют представления об измерении массы предметов с помощью весов.

Имеют навыки счёта и сложения до 10.

Воспитатель предлагает назвать Смешарика, к которому дети пойдут в гости.

Педагог от имени Копатычу приветствует детей. Говорит о том, что он собрал богатый урожай овощей и просит помочь его взвесить.

В ходе игры педагог предлагает детям определить     самый большой урожай, самый маленький, равную массу овощей.

Дети встают произвольно около столов. Каждый выбирает карточку с изображением весов с овощами и гирями, уравновешивающих весы. Дети высчитывают массу овощей, закрепляют картинку около фигурки Копатыча и выбирают подходящее число для ответа, закрепляя его рядом с картинкой.

Дети определяют     самый большой урожай, самый маленький, равную массу овощей.

Развивать умение достраивать до целого.

Закреплять представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция.

Развивать логическое мышление,

способность к анализу.

Развивать способность визуализировать цель и предвидеть результат.

Игра «Геометрика Кар Карыча» с использованием развивающей игры  «Сложи квадрат - 2» Б.Никитина

Умеют достраивать до целого.

Имеют представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция.

Воспитатель предлагает назвать Смешарика, к которому дети пойдут в гости.

Педагог от имени Кар Карыча приветствует детей. Говорит о том, что он знает всё о геометрических фигурах, просит детей назвать их. Предлагает собрать квадраты, которые разделены на несколько частей.

В ходе игры педагог помогает тем детям, которые испытывают затруднения.

Дети стоят произвольно, рассматривают изображение на экране, выбирают Смешарика, к которому пойдут в гости. Определяют расположение домика на экране, размещают на коврографе фигурку Смешарика: «Теперь мы пойдём к Кар Карычу. Его домик в центре».

Каждый ребёнок выбирает конверт с заданием и на столе собирает квадрат.

Закреплять умение читать запись примеров.

Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Развивать память, логическое мышление, внимание.

Игра «Цветочная клумба Нюши»

Умеют читать запись примеров.

Умеют решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Воспитатель предлагает назвать Смешарика, к которому дети пойдут в гости.

Педагог от имени Нюши приветствует детей. Говорит о том, что она очень любит цветы, что на её клумбе (треугольной, круглой, квадратной форме) цветы имеют свой номер. Предлагает решить примеры, разместив их рядом с цветком, номер которого соответствует его ответу.

В ходе игры педагог помогает тем детям, которые испытывают затруднения.

Дети встают произвольно около коврографа. Рассматривают изображение на экране, выбирают Смешарика, к которому пойдут в гости. Определяют расположение домика на экране, размещают на коврографе фигурку Смешарика: «Теперь мы пойдём к Нюше. Её домик в верхнем левом углу».

По выбору воспитателя ребёнок на коврографе рядом с изображением Нюши выкладывает цветными полосками велкро «клумбу», заданной геометрической формы. Закрепляет внутри «клумбы» карточки с пронумерованными цветами.

Дети подходят к столу, каждый выбирает по 3 карточки с примерами, решают примеры, закрепляют карточки около цветов с соответствующими числами.

Закреплять умение читать запись примеров.

Закреплять умение решать примеры на сложение в пределах 10.

Закреплять представления о числовом ряде.

Закреплять умение находить, называть рядом стоящие числа.

Развивать память, логическое мышление, внимание.

Игра «Футбол с Крошем»

Умеют читать запись примеров.

Умеют решать примеры на сложение в пределах 10.

Имеют представления о числовом ряде.

Умеют находить, называть рядом стоящие числа.

Воспитатель предлагает назвать Смешарика, к которому дети пойдут в гости.

Педагог от имени Кроша приветствует детей. Говорит о том, что он очень любит играть в футбол, что мячи у него математические.   Предлагает «забить» их в футбольные ворота, но прежде надо решить примеры, записанные на мячах, и расставить их по порядку.

Педагог предлагает закрепить прямой и обратный счёт, назвать рядом стоящие числа.

В ходе игры педагог помогает тем детям, которые испытывают затруднения.

Дети встают произвольно около  коврографа. Рассматривают изображение на экране, выбирают Смешарика, к которому пойдут в гости. Определяют расположение домика на экране, размещают на коврографе фигурку Смешарика: «Теперь мы пойдём к Крошу. Его домик в верхнем правом углу».

По выбору воспитателя ребёнок на коврографе рядом с изображением Кроша закрепляет картинку футбольных ворот.

Дети подходят к столу, каждый выбирает футбольный мяч, решают примеры, записанные на них, закрепляют в воротах, выкладывая по порядку от 1 до 10, рядом размещают карточки с соответствующими числами.

Дети считают от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, называют рядом стоящие числа.

 .

Снизить утомление.

Развивать двигательную активность.

Динамическая пауза с Крошем

Выполняют движения динамической паузы.

Педагог обращает внимание на экран с изображением Кроша и  предлагает вместе с ним выполнить музыкальную разминку.

Дети обращают внимание на экран с изображением Кроша и  вместе с ним выполняют музыкальную разминку.

Закреплять умение считать в пределах 10.

Закреплять умение устанавливать соответствие между числом и количеством предметов.

Закреплять навыки сравнения предметов по количеству.

Развивать внимание, воображение, пространственное мышление.

Игра «Варенье от Совуньи» с фонариком

Умеют считать в пределах 10.

Устанавливают соответствие между числом и количеством предметов.

Имеют навыки сравнения предметов по количеству.

Воспитатель предлагает назвать Смешарика, к которому дети пойдут в гости.

Педагог от имени Совуньи приветствует детей. Говорит о том, что она заготовила очень много баночек с разным вареньем, но забыла, какое варенье в какой банке. Совунья «просит» ребят посчитать баночки с каким вареньем.

Педагог предлагает сравнить, баночек какого варенья больше, меньше или поровну.

В ходе игры педагог помогает тем детям, которые испытывают затруднения.

Дети встают произвольно около коврографа. Рассматривают изображение на экране, выбирают Смешарика, к которому пойдут в гости. Определяют расположение домика на экране, размещают на коврографе фигурку Смешарика: «Теперь мы пойдём к Совунье. Её домик в нижнем правом углу».

По выбору воспитателя ребёнок на коврографе рядом с изображением Совуньи закрепляет карточки с ягодами и фруктами.

Дети подходят к столу, каждый выбирает по 5 карточек с баночками. С помощью фонарика определяют вид варенья: «Это баночка с яблочным (клубничным, персиковым, малиновым вареньем)», - и закрепляют картинку рядом изображением ягоды ли фрукта. После чего, выбранные педагогом дети, считают баночки и закрепляют рядом с ними соответствующие числа.

Дети сравнивают, баночек какого варенья больше, меньше или поровну.

Заключительный этап.

Ситуация общения «Как  мы путешествовали по долине Шарарам»

Педагог от имени Смешариков благодарит детей за помощь. Отмечает, что все они справились со всеми математическими заданиями жителей долины Шарарм и предлагает детям   ответить на вопросы:

-Какое задание было самым сложным?

-Кого из Смешариков они хотели бы встретить в этом путешествии?

-Какое математическое задание они предложили бы Смешарикам?

-Куда ещё им хотелось бы отправиться путешествовать в следующий раз?

Педагог говорит, что на память о сегодняшнем путешествии Смешарики дарят детям математические кроссворды, которые можно решать в группе.

Дети, стоя произвольно, отвечают на вопросы. Получают игру, благодарят Смешариков.

Прощание и уход

Воспитатель говорит о том, что пришло время прощаться с гостями.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная математическая викторина «Космическое путешествие на планету математических загадок» (С использованием ИКТ) Для детей старшего дошкольного возраста

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать как элемент в мероприятиях математического цикла....

Конспект индивидуального занятия "Путешествие в страну Рычалию" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В конспекте подобран материал для изолированной автоматизации звука Р, а также в слогах, словах с использованием пособий разных авторов и ИКТ...

Конспект интегрированной НОД « Путешествие к «Ласточкину гнезду » для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создать условия для ознакомления детей дошкольного возраста с Республикой Крым, с его историко-культурными достопримечательностями, путем изучения духовного наследия народов, его населяющих, зна...

Конспект квест-игры "Путешествие в волшебный лес" для детей старшего дошкольного возраста

Данный конспект может быть интересен для проведения занятия (квест-игры) вне учреждения, на прогулочных площадках детского сада. Эта квест-игра способствует сплочению детей в единую команду, форм...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по космическим просторам" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи речевого развития:развивать у детей умение употреблять в речи предлоги с существительными,развивать у детей умение использовать в речи сложноподчиненные предложения,закреплять умение детей прав...