Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Морская история"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Занятие по формированию элементарных математических представлений составлено с учётом особенностей конкретной группы детей. В нём созданы ситуации содружества, содеятельности обеспечивающие всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе. Создаёт предпосылки для формирования правильного миропонимания, обеспечивает общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Помогает дошкольникам овладеть способами и приёмами познания и применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

№1 «Колобок»

«Морская история,,

Воспитатель: Зиберова Т.В.


Программное содержание:

  • Учитывая особенности конкретной группы детей создать ситуации содружества, содеятельности обеспечить всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

  • Создать предпосылки для формирования правильного миропонимания, обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

  • Помочь дошкольникам овладеть способами и приёмами познания, и менять полученные знания в самостоятельной деятельности.

  • Закреплять умение составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать внимание, память, логическое мышление. Закреплять умение раскладывать число на меньшее и составлять из меньших чисел большее число в пределах 10. Совершенствовать навыки счёта в пределах 20. Закреплять представление о последовательности дней недели. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Упражнять в умении измерять длину предметов с помощью условной меры.

Оборудование:

  • Набор цифр от 1 до 7

  • Головные уборы капитана и торговца

  • Карта

  • Контейнеры с заданиями

  • Цветные ленты трёх размеров по количеству детей

  • Карточки-схемы для придумывания задач

  • Картонные монеты разного достоинства

  • Предметы на морскую тематику

  • Силуэты бутылок из бумаги в клетку

  • Карандаши


Ход:

Воспитатель: Недавно я прочла книгу о морских приключениях отважных пиратов. Они попадали в различные переделки: вступали в бой с гигантским осьминогом, им пришлось выживать на необитаемом острове, спасаться от акул. Я подумала, какая опасная, но интересная жизнь пиратов. И тогда я решила придумать для вас интересную морскую историю с испытаниями. Вы готовы испытать себя? Но так, как вам скоро идти в школу испытания для вас я подготовила математические. Ведь вы уже много знаете и умеете в математике. Если вы согласны, слушайте историю. Рассказывать я её буду от лица доблестного бравого пирата-капитана корабля «Жемчужина», которым я временно буду являться.»

Воспитатель надевает пиратский головной убор и превращается в капитана.

Капитан: «Но какой же капитан без команды? Где же мне взять себе команду?»

Дети предлагают себя в качестве команды.

Капитан: «Отлично! Вспомните, друзья мои, плыли мы как-то вдоль берегов Африки и вдруг налетел страшный шторм. Сильный ветер подхватил мою навигационную карту и долго кружил её над кораблём. Когда ветер стих, я нашёл свою карту, но несколько частей карты исчезли. Нам очень нужна эта карта целиком, так как только с ней мы можем проплыть сложнейший участок океана с рифами и скалами. Без карты нас ждёт неминуемая гибель. Вот, посмотрите, что осталось от карты.»

Дети обращают внимание на карту. Ребята с воспитателем обсуждают ситуацию.

Сохранилась только одна шестая часть карты, а пять шестых частей пропали.

На их месте появились примеры на сложение и вычитание. Дети предполагают,

что, наверное, их надо решить. Решают примеры.

Капитан: «Нет, ничего не происходит. Ой, я совсем забыл, когда я нашёл карту, рядом была вот эта корзина с загадочными яйцами.»

На контейнерах написаны цифры. Дети находят связь между примерами на сложение и вычитание и цифрами на яйцах. Эти цифры являются ответами на примеры.

Капитан: «В таком случае решаем первый пример.»

Дети решают пример, находят цифру-ответ и вскрывают яйцо. Достают содержимое, это листок бумаги с надписью «Пёстрые ленты».

Капитан: Что бы значила эта надпись?

Дети решают найти в группе цветные ленты. Вместе с лентами они находят схему-задание.

Капитан: «Ребята, это письмо от моего друга капитана Джека Воробья. Он писать не умеет и нарисовал свою просьбу. Сразу не догадаешься, что бы это значило. Чего он хочет?»

Рассмотрев схему, ребята догадываются, что им надо измерить длину стола, при помощи найденных лент.

Капитан: «Ну конечно! Дело в том, что мой друг хочет построить для своей кают-компании новые столы, именно такой длины. Ему нужно заготовить доски такого размера для строительства и эту длину нам надо узнать и передать ему.»

Каждый ребёнок берёт одну из лент и приступает к измерению длины стола.

У кого то длина составляет две меры, у кого то – три, четыре.

Капитан: «Запомнили, сколько раз мера уложилась в длине стола? Кажется, начинается шторм!»

Воспитатель готовит три обруча.

Капитан: «У меня есть спасательные круги! В первый круг прыгают матросы, у кого длина стола составила две меры. Во второй круг прыгают те, чья длина стола составила три меры. А в третий круг прыгают те, чья длина стола составила четыре меры.»

Дети прыгают в обручи, а капитан проверяет правильность выполнения задания.

Капитан: «Привяжите свои ленты к кругам. Мы отправим эти круги с лентами-мерами Джеку Воробью и он без труда построит столы нужного размера, используя нужные меры ... Шторм стих, и я предлагаю вернутся к столам и поискать одну из недостающих частей карты. Мы справились с заданием, а значит и награда должна быть где-то здесь!»

Дети находят часть карты под крышкой одного из столов и приклеивают в нужное место на карту. Вместе с капитаном дети определяют, что у них уже есть две шестые части карты, но не достаёт ещё четыре.

Капитан: «Решаем следующий пример!»

Дети, действуя по аналогии вскрывают яйцо с подсказкой «Задача».

Ребята находят в группе конверт с надписью «Задача». В конверте находятся

карточки-схемы с изображением морских животных и математическими знаками + и - .

Дети догадываются, что им надо придумать арифметические задачи по схемам.

Работают группами (девочки и мальчики). По очереди решают придуманные задачи.

Последняя карточка достаётся капитану.

Капитан: «А это что за задача?»

На карточке изображён схематический план групповой комнаты с пометкой крестом в одном месте. Дети по плану находят очередную часть карты. Теперь у них есть три шестых карты.

Дети вскрывают следующее яйцо. Читают «покупка».

Капитан: «Где мы можем что-то купить у нас в группе?»

Ребята идут к игровому центру «магазин». На прилавке лежат различные вещи с ценниками.

Капитан: «Матросы, нам для морского похода кое-что необходимо приобрести. Задание такое: делитесь на пары и берите монеты. Каждой паре нужно купить одну вещь. Ну, а я, временно превращусь в торговца лавки!»

Воспитатель меняет головной убор, дети покупают предметы, рассчитываясь имеющимися у них монетами разного достоинства. Торговец вместе с детьми проверяет правильность расчёта. Воспитатель вновь надевает головной убор пирата.

Капитан: «Мы справились с заданием, и за это торговец подарил нам вот эту бутылку, которую он поднял со дна моря. Посмотрим, что в ней?»

Дети находят очередную часть карты. Теперь у них четыре шестых части карты.

Дети решают очередную подсказку «карандаш».

Капитан: «Ребята, чем мы обычно пишем у нас в группе?»

Дети предлагают варианты и находят место в группе, где хранятся карандаши, ручки для занятий и игр. Там же они находят силуэты бутылок, вырезанные из бумаги в клетку.

Капитан: «А вот и следующее задание, на этих бутылках зашифровано послание, но узнать мы его сможем, только если правильно выполним слуховой диктант «рисования по клеточкам».

Капитан диктует пошаговую схему рисунка. У детей получается слово SOS.

Капитан: «Что у нас получилось? Что значит это слово на всех языках?»

Ответы детей.

Капитан: «А знаете, как звучит этот сигнал?»

Воспитатель простукивает сигнал SOS азбукой Морзе: (... --- ...)

Дети пытаются повторить за воспитателем.

Капитан: «На этой бутылке написано «вода». Это подсказка, где надо искать часть карты!»

Дети рассуждают, где в группе можно найти воду. Находят у кулера с водой очередную

часть карты. Теперь у ребят есть пять шестых частей карты.

Дети решают последний пример и находят подсказку в яйце «живая неделя».

Капитан: «А я знаю, что это. Это название одной очень интересной игры. Хотите поиграть? Некоторые считают пиратов глупыми неучами, которые только и умеют бороздить просторы океана. Мы сейчас всем докажем, что это не так.

Проводится игра «живая неделя».

У детей карточки с цифрами. Капитан уточняет, какая цифра, какой день недели обозначает. Капитан читает стихотворение, и по мере называния дней недели,

дети строят неделю. Остальные дети и капитан проверяют правильность

выполнения задания.

Жаль, всего семь дней в неделе -

Дел навалом y Емели:

В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи

Протирает кирпичи.

Не скyчает и во ВТОРНИК -

Он плетёт слонy намордник.

Языком молотит в СРЕДУ

И баклyши бьёт соседy.

После дождичка в ЧЕТВЕРГ

Он пyскает фейерверк.

ПЯТНИЦА - тяжёлый день:

Тень наводит на плетень.

И СУББОТА не сyббота:

У него на мyх охота.

Но седьмой настанет день -

Сдвинет шапкy набекрень.

Потомy что ВОСКРЕСЕНЬЕ -

Это праздник и веселье:

И, yлёгшись на печи,

Ест Емеля калачи!

В общем, трyдно жить Емеле.

Было б восемь дней в неделе -

Вот тогда бы он yспел

Сделать много важных дел!

(А. Усачёв)

Капитан: «Мы справились! Где у нас в группе можно встретить все дни недели сразу?»

Дети вспоминают о календаре природы и идут к нему, где находят очередную часть карты. Ребята с капитаном собирают всю карту целиком.

Капитан: «Из частей мы собрали целое. Наша карта полная. Теперь, если бы мы с вами отправились в морское путешествие, то с лёгкостью прошли бы этот опасный участок среди скал и рифов и бросили бы якорь у родных берегов в порту. Кстати, о якоре, я совсем забыла, с якорем приключилась беда, якорная цепь порвалась. Без якоря кораблю никак нельзя. Поможете починить?

Дети вместе с капитаном чинят якорную цепь. Необходимо собрать звенья цепи в правильном порядке. Числовой ряд от 1 до 20.

Капитан: «И опять мы справились!»

Воспитатель снимает головной убор пирата.

Воспитатель: «Вот наша игра закончилась! Как трудно быть капитаном корабля, но с такой командой ничего не страшно. Вам понравились наши труднейшие испытания? Мы справились и собрали всю карту! Но, этого бы не произошло, если бы вы не были такими дружными и не знали бы так хорошо математику! А карта может вам пригодится для весёлой и увлекательной игры в мореплавателей.»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"

Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».

Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...

«Математические приключения». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 7 "Улыбка".

Цель: формировать у детей элементарные математические представления.Задачи:- Образовательные:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ...