Если ребенок не говорит
статья по теме

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Статья содержит игровые упражнения в помощь родителям. (Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.,1997)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebenok_ne_govorit.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок не говорит.

Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их и так достаточно. Сможете ли Вы справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.

А что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребенка застает их врасплох. Кроме того, специалисты наблюдают сложные межличностные отношения в семьях, где воспитываются дети с такой патологией. Часто родители неадекватно относятся к речевым и двигательным дефектам малыша: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая свое общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребенка. Ни тот, ни другой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально оценить его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым нежеланием говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с врачом и логопедом - дефектологом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах воспитания и обучения больного ребенка, познакомят с системой его реабилитации.

Игровые задания, направленные на различение предметов по величине (большой - маленький), понимание инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Задание1. Предлагаемые инструкции и вопросы:

Взрослый последовательно показывает картинки, называет их: «Большой дом. Маленький домик».

Где большой дом? Где маленький домик? Покажи.

Закрой дом. Закрой домик.

Закрыв листом бумаги одну картинку (дом), взрослый рассматривает с ребенком вторую картинку - домик:

Это дом? Это домик? (Побуждает ребенка к произнесению слов «нет», «да»).

Проводи матрешку в дом, а куколку - в домик.

Проводи большую матрешку в дом, а маленькую матрешку - в домик.

Задание2. Предлагаемые инструкции и вопросы:

Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.

Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:

Спрячь поезд (молоток, часы).

Проводи куколку (или любую другую мелкую игрушку) к часам (молотку, поезду).

Сделай дорожку к поезду (молотку, часам). (Вызов звукоподражаний).

- Что спрятала? (одна картинка закрыта листом бумаги).

- Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).

- На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд? («Ту - ту»),

Чем гвозди забиваем? Покажи. Как стучит молоток? («Тук - тук»).

Что тикает? Как? («Тик-так»).

Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными движениями и побуждая ребенка к аналогичным действиям:

тук - тук

движения кулаком сверху вниз

ту - ту

руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед - назад

тик - так

руки на бедрах, наклоны туловища в стороны, или наклоны головы попеременно к правому илевому плечу

Задание 3. Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний:

ТУ-ТУ

Вот поезд наш едет, колеса стучат:
Ту - ту, ту - ту, ту - ту!
А в поезде этом ребята сидят.
Ту - ту, ту - ту, ту - ту!

ТУК-ТУК

Строим, строим новый дом:
Тук - тук молотком.

ТИК-ТАК

Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.

Различение действий: Толя сидит, Тата идет, Тома лежит.

 Задание 1. Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.      Взрослый последовательно показывает каждую картинку, называет объект и его действие.

Это Тата. Тата идет.

Это Толя. Толя сидит.

Это Тома. Тома лежит.

2.      Покажи мальчика, который сидит. Как его зовут?

Покажи девочку, которая идет. Как ее зовут?

Покажи девочку, которая сидит. Как ее зовут?

Спрячь Тому (Толю, Тату). Кого спрятала?

3.      - Дай Томе конфетку. (Побуждать к произнесению фразы: «На, Тома!»).

Дай Толе печенье.

Дай Тате яблочко.

- Кто ушел? (Одна - две картинки закрываются листом бумаги).

- Посчитай ребяток (пересчет с использованием речевого образца или совмещенных со взрослым действий).

- Проводи пальчик к Томе (Тате, Толе).

- Сделай дорожку к Толе (Томе, Тате).

Задание 2. Предлагаемые инструкции и вопросы:

Взрослый последовательно показывает картинки, называет слово и звукоподражание.

- Спрячь гулю (гуся, лошадь).

- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

- Кто кричит: «Га-га!» ( «гуля-гуля», «гоп»)?

У кого есть хвост и грива? -У кого есть крылья и клюв?

Кто летает?

Кто бежит?

Задание 3. Взрослый предлагает малышу подложить к каждой картинке заданное количество мозаик или кружочков. Нажимая на каждую мозаику (кружочек), ребенок проговаривает звукоподражания (сопряженно, отраженно или спонтанно). В случае затруднения можно использовать совмещенные действия (взрослый действует руками ребенка).

- Гусь идет в гости к лошади. Проводи его пальчиком.

(Аналогичные движения осуществляются от лошади к голубю, от голубя к гусю и наоборот).

- Угости лошадь печеньем, а голубя - хлебушком. (Побуждать ребенка произносить фразу: «Гуля, на!»)

- Дай гусю красную мисочку (от цветных вкладышей), а голубю - желтую. (Предлагаемая фраза: «Га - га, на! Гуля, на!»)

- Попроси у гуся мисочку: «Дай, га-га!»

- Попроси у голубя мисочку: «Гуля, дай!»!

Задание 4. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:

ГА-ГА

Гуси - гуси! Га - га - га. Есть хотите? Да, да, да.

Белые гуси вышли на луга. Крикнули гуси: Га - га - га!

ГУЛЯ-ГУЛЯ

Прилетели гули, гули - голубочки: Гуля - гуля - гуля. На головку сели моей дочке: Гуля - гуля - гуля.

 

ГОП-ГОП

Гоп - гоп ! Конь живой
И с хвостом, и с гривой...
Он качает головой,
Вот какой красивый! Гоп - гоп - гоп!

 

Задание 5. Взрослый последовательно показывает картинки, рассматривает их вместе с ребенком, дает название и звукоподражание.

- Спрячь курочку (кукушку, ворону).

- Кто улетел? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

Взрослый побуждает ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний.

- Кто кричит: «Ку-ку!» Покажи. (Аналогичные вопросы со звукоподражаниями «ко-ко», «кар-кар»).

- Как кричит ворона (кукушка, курочка)?

- Угадай, кто позвал: «Кар - кар!» (ку - ку, ко - ко).

- Дай вороне одну ягодку (мозаику), курочке - две, кукушке - три. (Побуждать к произнесению фразы: «На, ко-ко!»).

- Проводи курочку к вороне (кукушку к курочке, ворону к кукушке и пр.) Ребенок проводит рукой (пальцем) в заданном направлении от картинки к картинке.

Построй дорожку (в заданном направлении).

Задание 6. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

кар - кар

движения туловищем вперед с наклонами головы

ку-ку

пальцы собраны в щепоть, движения руки сверху вниз

ко - ко

пальцы руки прижаты друг к другу, указательный палец соединяется с большим

 

Задание 7. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:

КУ-КУ

Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Ку - ку, ку - ку.

Две кукушки, две болтушки
Повстречались на опушке,
Сели рядом на суку
И кричат: «Ку - ку, ку - ку!»

ко-ко

Куры крыльями махали:
Ко - ко, ко - ко!
Куры клювами стучали: Ко - ко, коко!

Курочка прыг на крыльцо,
Она снесла тебе яйцо:
Ко-ко - ко, ко-ко - ко!

Задание 8. Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.      Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражаний.

Это сова. Она кричит: «Ух - ух - ух!»

Это девочка. Она увидела сову и смеется: «Ха - ха - ха!»

Девочка увидела сову и испугалась: «Ох - ох - ох!»

Особое внимание уделяется пониманию эмоций детей, изображенных на картинках (смеется, плачет).

2.      - Покажи сову (девочку, которая смеется, плачет).

- Спрячь девочку, которая смеется (плачет), сову (побуждать к произвольному звукоподражанию).

3.      Взрослый предлагает дать имена девочкам (использовать отработанные слова Тата, Тома, Ляля и др.).

- Угости Тату На, Тата....

4.      - Как смеется Ляля?

Как плачет Тата?

Как кричит сова?

5.      - Построй дорожку (в заданном направлении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...

Если ребенок не говорит...

Консультация  для  родителей,  воспитателей....

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты произноше...