"Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребёнка на дороге"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Юркина Галина Владимировна

Предлагаю вашему вниманию материал по работе с родителями, который включает в себя: 1) Роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения и работа педагога в этом направлении;  2) План мероприятий, проводимых с родителями в ДОУ по обучению детей ПДД;  3) Анкета для родителей "Я и мой ребёнок на улице";  4) Деловая игра для родителей "Знаем ли мы правила безопасного поведения на дорогах?";   5) Практические советы родителям старших дошкольников "Как лучше научить будующего школьника правилам дорожного движения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребенка на  дороге»    Юркина  Галина Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка» с. Новотроицкое Тукаевский район Республика Татарстан

        Трудно переоценить роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения на дороге. Ведь с точки зрения ребенка дошкольного возраста все, что делают мама и папа – правильно, т.к. в этом возрасте родители для него являются образцом поведения и объектом для подражания.

        Задача педагога – опираясь на эту их особенность, прививать дошкольникам навыки и умения, связанные с безопасностью дорожного движения, способствовать воспитанию у них самостоятельности, активности в применении положительного примера, формировать критическое мышление. Для этого должны выполняться, как минимум два условия:

        1.Родители должны знать и соблюдать правила дорожного движения;

        2.Для того, чтобы ребенок мог чаще видеть положительный пример, они должны постоянно уделять время занятиям, связанным с обучением правилам безопасного поведения на дорогах и умением применять их на практике.

Мероприятия, проводимые в МБДОУ детском саду «Ромашка» по данной проблеме:

        1.Родительское собрание на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста» с приглашением инспектора ГИБДД.

        2.Консультации для родителей: «Возрастные и психофизиологические особенности поведения дошкольников на дорогах», «Обучение дошкольников правилам дорожного движения, играя».

        3.Наглядная агитация для родителей: настенно-тематический материал «Знай и выполняй ПДД», «Соблюдайте ПДД, а иначе быть беде», папка-передвижка «Как научить ребенка выполнять ПДД» с конкретными рекомендациями.

        4.Выставка детских рисунков на тему: «Безопасность на дорогах – глазами детей».

        5.Конкурс семейных работ на тему: «Уважайте светофор».

        6.Приглашение родителей на открытое занятие по обучению правилам безопасному поведению на тему: «Где можно и где нельзя играть?»

        7.Привлечение родителей к подготовке и проведению экскурсий по селу и выезду в город.

        8.Привлечение родителей к подготовке и проведению развлечений «Путешествие в страну дорожных знаков», «Экскурсия по Изумрудному городу», КВНа по правилам дорожного движения.

        9.Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улице».

        10.Деловая игра для родителей «Знаем ли мы правила безопасного поведения на дорогах?»

Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улице»

        Цель: выявить уровень знаний детей и их родителей по основам безопасности на дорогах, эффективность работы в ДОУ и семье по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.  

Уважаемые родители!

        Мы вас просим заполнить нашу анкету. Вам нужно прочитать вопросы и ответить, подчеркнув «да» или «нет». Большое спасибо!

1.

Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес?

Да, нет

2.

Двигаясь с ребенком по улице, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?

Да, нет

3.

Когда идете одни по улице, соблюдаете ли вы правила дорожного движения?

Да, нет

4.

Постоянно ли учите ребенка правилам безопасного поведения на улице?

Да, нет

5.

Различает ли ваш ребенок сигналы светофора?

Да, нет

6.

Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?

Да, нет

7.

Эффективны ли занятия в детском саду по обучению детей правилам безопасного поведения на улице?

Да, нет

Деловая игра для родителей «Знаем ли мы правила безопасного поведения на дорогах?»

        Цель: Пропаганда соблюдения правил дорожного движения в семье. Формирование знаний ПДД и практических навыков поведения на дороге, транспортной культуры дошкольников и их родителей.

        Участники игры: родители старшей и подготовительной групп.

        Жюри: Заведующий ДОУ, инспектор ГИБДД, воспитатели.

        Ход игры: Ведущий делает сообщение по проблеме дорожной безопасности.

        «Формирование личности – процесс непростой и от того, что мы, взрослые, заложим в ребенка, зависит его характер, интересы, устремления.

Как много ему предстоит узнать и испытать! Вот и стремимся мы передать своему маленькому человечку то, чему научились сами, то, что помогло нам выжить.

Наша  жизнь – штука сложная и многие родители сталкиваются с горем, страшнее которого уже ничего нет. Когда в ДТП гибнет ребенок – это наша вина, вина взрослых: не научили, не досмотрели, не уберегли!

Бесспорно, каждый родитель старается научить свое чадо элементарным правилам безопасности, но детская беспечность и обилие отрицательных примеров зачастую сводят на нет все усилия. Вот и встает перед нами задача – научить правилам дорожного движения так, чтобы наши дети – юные участники дорожного движения осознавали подстерегающие их опасности и могли вовремя предотвратить ДТП.

А чтобы научить ребенка, надо самим знать и выполнять правила дорожного движения. Для этого я приглашаю всех родителей принять участие в нашей викторине».

Задания и вопросы викторины:

(на вопросы а) отвечают родители старшей группы,                            

                        б) отвечают родители подготовительной группы.)                    

1.а) Назовите определение – часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, домами и учреждениями (улица).

   б) Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (дорога).

2.а) Что такое проезжая часть?

    б) Что такое тротуар?

3.а) Где вы разрешаете играть своему ребенку и почему?

    б) Как вы переходите дорогу с ребенком и почему?

4.а) Где катается ваш ребенок на велосипеде и почему?

    б) Как перевозите ребенка в автомобиле и почему?

5.а) Для чего нужен светофор и что обозначают его сигналы?

    б) Какие бывают пешеходные переходы и где нужно переходить дорогу, если таковые отсутствуют?

6.а) Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете и выполняете?

   б) Какие правила для пешеходов вы знаете и выполняете?

7. А сейчас мы с вами вспомним детство и поиграем в игру «Дорожные знаки»: нужно правильно соединить пазлы с изображением дорожных знаков и дорожных ситуаций.

В конце викторины жюри подводит итоги и делает вывод о необходимости знания и выполнения ПДД самим, а также обучения этому своих детей.

Всем родителям вручаются памятки с рекомендациями.

Советы родителям старших дошкольников:

Уважаемые мамы и папы!

Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего  ребенка, продолжайте  помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на  улице, осторожным и осмотрительным.

На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.)

Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила:

- ходить по тротуару следует  с правой стороны;

- прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно  посмотрев в обе стороны;

- переходить дорогу полагается  только шагом;

- необходимо подчиняться сигналу светофора;

- в транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого или поручень, чтобы не упасть;

-  нельзя высовываться из окна автобуса, высовывать руки;

- входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;

-  играть можно только во дворе.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обсуждайте увиденное с ребенком. Пусть он по пути домой споет вам песню или расскажет стихотворение, а потом нарисует то, что видел. Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о прочитанном.

Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!    

Используемая литература:

Агафонова К.В. «Дети и дорожное движение» - Москва, Просвещение,

Клочанов Н.И.  «Дорога, ребенок, безопасность» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004                                   Белугин М.Г., Ишкиязов А.С., Минниханов Р.А., Сахаров А.Н., Халиуллина Л.И. «Организация  и проведение мероприятий по профилактике ДДТТ  в РТ» - Казань, 2006

Минниханов Р.Н., Халиуллин И.А. «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» - Казань: Центр развития образования Поволжья, 1995

Мухаметзянова Г.В. «Азбука дорожной науки» - Казань: Элодея, 1

Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом» - Санкт-Петербург: Издательский Дом

 Халиуллин И.А., Шуралев С.Т., Фоманова О.Д. «Научно – методические материалы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в детских дошкольных учреждениях» - Казань: Институт среднего специального образования РАО, 1994                                                                                                                                            

Минниханов Р.А., Сахаров А.Н., Халиуллина Л.И. «Работа ДОУ в РТ по профилактике ДДТТ» - Казань 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА

Статья посвящена проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах города...

Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкальных способностей ребёнка

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной леятельности будет сформировано эстетическое сознание, это не пройдёт бесследно для последующего р...

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА

Семья и детский сад – два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для общего развития личности ребенка обязательно их взаимодействие. Влияние детства во мн...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...


 

Комментарии

Смирнова Елена  Владимировна

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ваша методическая разработка наглядный пример этому. МОЛОДЕЦ!!!!