ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
статья (подготовительная группа) по теме

 

 Развитие здорового ребенка всегда являлось приоритетной задачей дошкольных учреждений. Наряду с этим общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной сферы. Часто речевые расстройства сопровождаются нарушениями речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, в спокойном состоянии имеет существенное отличие от физиологического/ физиологическое- фазы – вдох – выдох – пауза; Речевое – вдох – пауза – выдох/. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи

    Нарушение дыхательной функции наблюдается у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушениями проходимости носовой полости вследствие полипов, аденоидов, хронических ринитов. Таким образов, дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания. Работа по развитию речевого дыхания должна проводиться в общепринятой последовательности согласно следующим разделам:

  1.Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

   2.Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.

   3. Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале слогов.

    4. Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений, фраз.

    Работу в этом направлении хорошо проводить, используя игры и упражнения, проводящиеся в сухом бассейне и с мячами – гигантами.  Это позволяет формировать длительный, сильный, направленный выдох. В наших условиях мы используем игры: «Фокус», «Султанчики», «Надуваем паруса», «Насос». «Паровоз» и др.

        Для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук. Так у детей с речевыми нарушениями при использовании упражнений, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, пальчиковой гимнастики заметно увеличивается объем памяти, внимание становится более устойчивым. Повышается его концентрация, активно развивается творческое воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость пальцев рук. С этой целью на занятиях широко используется разнообразный дидактический материал: «Волшебные мешочки»,»Выложи узор», «Накрути пробку», счетные палочки и др. Детям нашей группы мы предлагаем разнообразные занятия для развития мелкой моторики: застегивание пуговиц, игры – шнуровки, обводка, штриховка, раскраски, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением .Всем хорошо известно выражение:»Пальцы учат говорить». Оказывается, что области коры головного мозга, отвечающие за движением органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

      В практике работы с детьми с нарушением речи прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук. Развивая мелкую моторику, нельзя забывать о развитии тактильных ощущений пальцев рук, которые являются источников мощной импульсации в кору головного мозга, что положительно влияет на развитие речи. Для этой цели мы используем игры с шариками, пособия, выполненные из ткани различной фактуры, из других материалов: наждак, перышки и т.д.

     Прекрасным инструментом в коррекционной работе является использование мяча в играх, поскольку эти игры:

    - отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта;

    - освобождают детей от утомительной, неестественной для возраста неподвижности во время занятий;

      - помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;

       - развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

       - активизируют внимание;

        - развивают и нормализируют эмоционально- волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных  детей;

         - развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

         - развивая мышечную силу, стимулируют работу важнейших органов – легкие и сердце, повышают обмен веществ.

         Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются незаменимым средством физического воспитания детей логопедической группы. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения: ходьба, бег, метание, прыжки и т.д. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей.

         Неоценима роль игр и упражнений для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, дыхания, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов, а вследствие всего вышеперечисленного – для развития речи. Используются подвижные игры: «Бегом по дорожке», «Прыг-скок по тропинке», «Найди пару», «Два Мороза», «Гори ,гори ясно», «Гуси- лебеди», «Самолеты», «Совушка»,  «Медведь», «Тик- тук-так», «Ловишки», «Добеги до дерева», «Садовник» и др.

        Использование песочной терапии в логопедической работе является важным и эффективным методом. Игра с песком- естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира и дает положительные результаты:

       - удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

       -оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, творческих способностей детей;

       - песочная игротерапия вызывает положительные эмоции / радость, удивление/, снижает негативные проявления / страх, агрессию/ и уменьшает проявление отрицательных эмоций/ злость ,гнев, обида/;

        - песочная терапия делает детей добрее;

        - но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

      Для создания здоровьесберегающей среды для детей с нарушением речи необходимо использовать музыку. Музыка – как сказочная вода: может быть живой или мертвой. Она способна вдохновлять на подвиги или вызывать депрессии. С помощью музыки можно передавать свое эмоциональное состояние, улучшать рост растений, лечить. Эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, грусть- 20 вдохов, страх- 60 вдохов, гнев- 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыку, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.

      В нашем детском саду музыка сопровождает детей почти весь день: во время утренней гимнастики, на музыкальных и физкультурных занятиях, на праздниках и развлечениях, во время занятий. В повседневной жизни дети слушают детские песни, классическую и релаксирующую музыку. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения, у них формируется способность ценить красоту в жизни.

    Поэтому создание здоровьесберегающей среды для детей с нарушением речи- это целый комплекс различных методов, которые в совокупности дают положительный результат в обучении и воспитании детей, для сохранения и укрепления их здоровья.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»

Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...

Здоровьесберегающие /коррекционные технологии в группе для детей с нарушениями речи

Использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий на логопедических занятиях в группе для детей с нарушениями речи...

Создание эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи в ДОУ.

Данный материал  рассматривает основные направления  создания  эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи..  Эффективная образовательная среда в соответствии с ...

Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи

laquo;Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи»   В современном развитии дошкольного образования образовательная среда учреждения выступает в качестве...

"Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи"

laquo;Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи»Уровень речевого развития воспитанников определяет возможность получения ими образования, помогает актуализироват...