Тренинг "Как установить контакт с ребенком"
материал по теме

Ленько Людмила Ивановна

Тренинг можно проводить с воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, и с родителями. Здесь описан теоретический материал и даны игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ustanovit_kontakt_s_rebenkom.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Пушкинского  района Санкт-Петербурга

     Тренинг «Как установить контакт с ребенком»

Составила:

старший воспитатель

Ленько Л.И.

Цель: развитие коммуникативных способностей, осознание привычных способов общения, анализ ошибок межличностного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста..

   Ход тренинга:

Упражнение “Поздороваться разными способами”.   по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия разный (за руку, локтем, носом и т.д.)

Упражнение «Доброе тепло»

Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

                                Чтобы установить контакт с ребенком нужно :

1. Безусловное принятие – значит любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Условное принятие, когда  вы его любите только если…     Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить. (Я живу с мужем, так как он деньги приносит).

У вас часто на 1 месте Настрой на воспитание. Часто бывает сначала дисциплина, а потом добрые отношения. Иначе я его испорчу. Как же я буду обнимать, если он не убрал игрушки.  (Строил из кубиков – мама пришла)

Чем чаще вы раздражаетесь на ребенка, одергиваете, критикуете, каким тоном вы разговариваете. тем быстрее  дети приходят к обобщению: «Меня не любят».  Чувствуют себя плохим, несчастливым. «Меня не принимают».

Вы тоже переживаете.  « Иду домой как на поле битвы» Но начинать надо с себя, т. к. у вас больше знаний, способности контролировать себя.

Ошибка: дисциплина не до, а после установление добрых отношений, и только на базе их.

Упражнение - Закройте глаза, представьте друга, ваши отношения к нему, как вы рады ему, как он вам дорог  – и так относитесь к ребенку.

У ребенка (взрослого) есть потребность в любви, нужности   другому.

Домашнее задание: Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка (Посчитайте сколько раз в день вы обратились с положительным высказыванием, сколько с упреками, замечаниями. Если отрицательных больше или одинаково – задумайтесь)

 

Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Важно уметь выражать свои чувства, но порой мы говорим много плохого, и боимся говорить комплименты друг другу. В парах повернитесь друг к другу лицом и скажите комплименты, приветливые фразы.

Важно: (на доске) Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.  4 объятия в день необходимы каждому просто для выживания,  8 – для хорошего самочувствия  (Утро, ночь не считается)

Использовать в повседневном общении приветливые фразы. НапримерМне хорошо с тобой.Я рада тебя видеть.Хорошо, что ты пришел.Мне нравиться, как ты …Я по тебе соскучилась.Давай (посидим, поделаем…) вместе.Ты, конечно, справишься.Как хорошо, что ты у нас есть.Ты мой хороший  Я люблю когда ты дома Мне хорошо, когда мы вместе.

2. Надо знать их возрастные особенности. Мы часто требуем от них то, что они не могут сделать, мы хотим, чтобы они были лучше нас.  А нужно ли это им?

- Возраст почемучек. Они все хотят знать, хотят петь, танцевать… Может наступить переутомление. Информация накапливается и не разложена по полочкам. (Как аквариум) – нет системы. Если нет эмоционального отклика, если деятельность скучна, то эти знания не выстраиваются в систему, а разрозненные и их трудно извлечь из памяти – не ясно, где их искать., а эмоциональной метки нету, ребенок был равнодушен при обучении, ему было не интересно. Возникает потеря интереса к познанию (Это часто бывает у детей со слабым здоровьем, слабой нервной системой).

- Приучать не пасовать перед трудностями, не бояться сделать ошибку. Девиз – не ошибается тот, кто ничего не делает! Все можно исправить! Обратить внимания на слова Не могу! А у меня правильно! Не получится! 

Страх сделать ошибку может закрепиться и привести к неуверенности в своих силах.

Мы взрослые знаем , как надо, знает правильный ответ и становится как бы носителем истины. Ее он и пытается передать детям.. Детям для нормального психического развития, , как воздух, нужен поиск, поисковая деятельность, в том числе и при усвое нии знаний.

для развития внимания у детей, для уменьшения ошибок необходимо каждый день по 5 минут выполнять следующее упражнение . Упражнение «Заполнение корректурных проб» -

- Маленькие дети не бывают ленивыми. Лень - это непричина, а следствие неуспехов. Это защита организма, который не справляется с  непосильной нагрузкой. Ему трудно и он уходит от нашего обучающего воздействия. Нужно выяснить почему трудно и помочь преодолеть эту трудность.

- Дети могут сами регулировать свое поведение и 25 мин заниматься какой-то деятельностью. Но помните – неподвижный ребенок не обучается. Когда получает информацию, чтобы она лучше усвоилась нужны движения (готовимся к экзаменам - грызем яблоки). Встать под музыку попрыгать. Если что-то не получается походить. Дошкольники правополушарные – нужно сажать их на занятия полукругом- тогда до 80% информации лучше усваивается. Доска светлая, а мел темный. Мешает неудобная одежда, банты на голове. Нужен музыкальный фон.  

- Развивается самостоятельность, ответственность: нужны постоянные поручения, которые он должен выполнять (не слуга 2господ). Нельзя брать его проблемы на себя, можно их обсуждать, если просит о помощи (что-то новое) делаем вместе, после освоения – сам.

Если ребенок попадает в комфортные условия и от него не требуют никаких усилий ( новые русские) он не развивается. (памперсы) – для развития нужен дискомфорт, стресс .

НО страшна «выученная беспомощность». Если 1,2,3 раза ребенок не смог выполнить задание, то он уже  и не ищет решения. (ты все равно не сможешь сделать)

Мы любим тех, кого можем научить. Но иногда не можем научить из-за недостатка наших знаний или из-за особенностей и терпения. Однако даже просто смена установки взрослого на ре бенка, т.е. понимание того факта, что этот ребенок спо собен хорошо учиться, может помочь взрослому   поискать и интуитивно найти ключики к обучению этого конкрет ного ребенка.

Очень показателен здесь так называемый «эффект Пиг малиона». Он выглядит следующим образом: в класс при шли психологи и попросили учителя дать им список двоеч ников. Они долго обследовали всех этих детей и выделили группу ребят, которые, по их словам, «пойдут», так как у них есть все предпосылки, чтобы прекрасно учиться. Про остальных же неуспевающих детей сказали, что пока труд но понять, в чем дело, и обещали через полгода посмотреть их снова и дать рекомендации.

Спустя полгода они снова обследовали тех же детей по списку. Что же они увидели? Мало того, что те, про кото рых они сказали «пойдут», значительно улучшили свои отметки. Стали гораздо более высокими объективные пока затели их памяти, внимания, разных типов мышления. У тех детей, про которых ничего сказано не было, успевае мость так и осталась очень низкой.

Но все дело в том, что это был специальный экспери мент: двоечников разделили на две группы («пойдут»-«не пойдут») совершенно произвольно, независимо от показа телей психологического тестирования. Они практически ничем не отличались друг от друга. Но учитель, веря, что часть детей можно научить, так перестроил свое отноше ние к ним и, видимо, методику их обучения, что они не только стали понимать его объяснения и лучше учиться, но у них начали бурно развиваться некоторые психические функции, необходимые для успешного обучения.

Значит, учитель, ставя ребенку двойки, загоняет себя и его в порочный круг: раз я тебя не научил, значит, ставлю тебе двойку, а раз ты двоечник (или троечник), значит, не способен учиться. В этом смысле отметка — страшная вещь.

Мы взрослые  требуют от него только пятерок, в крайнем случае пятерки с четверками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя чуть ли не преступником».                              (Что в школе?????)

 

 Дети наравне со взрослыми  обсуждают, что им купить, куда сходить, кто за что будет отвечать. Часто их лишают самостоятельности они привыкают к обслуживанию. Не развивают свою точку зрения

- Я делаю так как говорит мама

- как М.И. – учительница

- так делают все (Все пьют, все курят)

Пока не будет «Я сам так считаю» - личности нет. (Плохо если все время в школе занято учебой – личность не развивается «3» - это удовлетворительно – новые русские – творческие способные общаться, изворачиваться.)

Упражнение “Мне нравится в тебе”. Каждый по очереди по кругу  называет, что ему нравится в этом человеке  (глаза, прическа, лицо, руки и т.д.)  «Мама ты  люби меня таким какой я есть и я стану еще лучше» Пришвин.

-  Трудовая деятельность развивается до 10 лет

Если просят помочь – значит не все потеряно, а то будет лежать на диване и не хочет ничего делать.

Обязательно должны доводить начатое дело до конца – нужно добиваться результата. Если на него не обращать внимание, то ребенок привыкнет к тому, что можно бросить что делал и уйти. Лучше пусть немного сделать но до конца и обязательно хвалим за старания, усилия (нам важен результат, детям процесс работы, усилия, которые они приложили – не понимаем друг друга - конфликт), а потом говорим, что надо доделать.

8) Предметная деятельность развивается до 3 лет и с 7 до 11 –потом криворукие, все валится из рук, портфель не могут собрать. У мальчиков мелкая моторика на 1,5 года отстает в развитии от девочек – а мы заставляем писать прописи.  В школе их переучивают – стресс. Должны есть вилкой, резать ножом, вырезать ножницами.  

9) До 10 лет даем четкие указания  Веди себя хорошо – а как? Надо объяснить

 Мы часто не понимаем друг друга, хотя хотим одного и того же, но как будто говорим на разных языках.
Упражнение для поднятия настроения, снятия усталости Участники садятся в круг.  Психолог : «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

 «Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».После того как все участники группы нашли свою пару, психолог  спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

-  Общество не способно к развитию (и семья тоже) если женщина берет на себя функции мужчины, а муж спокойно сидит дома. А все начинается с того, что и 5 лет мама завязывает шарф, он сидит в транспорте и все маленький.  С 5 лет поведение девочки формирует папа – дарит цветы, делает комплименты – мальчика мама – чай приносит, подает руку….

    А в чем разница в воспитании мальчиков и девочек?

Лет в шесть  у мальчиков словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много смотрят телевизор, вдруг начинают проявлять интерес к оружию, мечтают носить кепки суперменов, бороться и драться, играть в шумные игры. Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце или деде, или другом мужчине. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется "учиться быть мужчиной".
Если в этот период отец игнорирует сына, мальчик зачастую устраивает дикие выходки, лишь бы привлечь его внимание, может заболеть..
Чтобы привлечь внимание отца, мальчишки могут начать воровать, мочиться в постели, проявлять агрессию в школе, совершать другие неблаговидные поступки.
.
Одна фраза отца: "Мама устала, а мы – нет, мы же сильные, мы же мужчины. Давай уберем игрушки и помоем посуду!" – оказывает на сына большее воздействие, чем десятикратные просьбы мамы, бабушки и сестренки вместе взятые. Мальчики любят подражать сильнейшему, это заложено в их натуре.


Если  два сына в семье всегда бьются за первенство. Очень важно, чтобы родители каждого из них хвалили за их разные и уникальные достижения. Сыновей нельзя настраивать на соревнования друг с другом, иначе они всегда будут видеть противника в своем брате. Братьев также может объединять признание друг в друге талантов и особенностей реализации.


Женщина нуждается в
подтверждении того, что ее любят. Ей чаще необходимо слышать, что она любима родными- Я тебя так люблю.
- Ты у меня просто чудо, подарок судьбы.
- Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю.
- Ты украшаешь мою жизнь.
Способность к любви у девочки можно определить по
ее почерку. Чем он красивее и стройнее, тем счастливее чувствует себя девочка.
Если ваша дочь - подросток, посмотрите в ее школьные тетради. Как только ее почерк
становится кривым, неразборчивым, значит, ей не хватает вашей любви
Девушка, когда она
чувствует себя счастливой и любимой и родители смогли правильно сформировать ее женские энергии, будет легко переносить периоды своих менструаций. Болезненные менструации бывают только у тех девушек, родители которых ломали их женское "Я".

Упражнение «Разноцветные листы»

Необходимые материалы: разноцветные клеящиеся листы, ручки, маркеры или фломастеры.

Описание: каждому участнику тренинга выдается лист бумаги и ручка (или фломастер, маркер). На этом листе каждый член группы должен написать пожелания всем участникам тренинга. После этого пожелания озвучиваются и крепятся на видное место или участники тренинга могут подарить их друг другу на память.

Упражнение “Ласковое море”. Дети встают в круг и на память о прошедшем занятии дарят улыбку, похожую на ласковое море в солнечный ден


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для налаживания контакта с ребенком

Подборка игр, направленных на установление эмоционального контакта взрослого с ребенком....

Приемы установления контакта с ребенком в период адаптации

В период поступления ребенка в ДОУ при наборе групп или переводе из одного детского сада в другой, учитель - логопед осуществляет диагностику его уровня речевого развития. Данная задача решается в сло...

Методические рекомендации для воспитателя "Первые контакты с ребенком"

"Первые контакты с ребенком" Методические рекомендации для воспитателя....

Не разрушает ли требовательность родителей контакт с ребенком?

Многие мамы бояться начинать быть требовательными с детьми: "Я боюсь, что если я с ним начну говорить строго, требовательно, у меня с ним будет потерян контакт, он перестанет меня слушать и убежит". О...

Как установить контакт с ребенком

Цель: формирование представлений о стилях педагогического общения.Задачи:   Дать представление о стилях взаимодействия с детьми.Помощь в создании преимуществ личностно – ориентированно...

Как установить контакт с ребенком?

Как восстановить контакт с ребёнком? Продолжая тему родительского сближения с ребёнком, следует выделить несколько важных моментов, благодаря которым становится возможным взаимный душевный и эмоционал...

особенности работы педагога в период адаптации: как установить контакт с семьёй. Семинар-практикум

Расширение спектра возможностей взаимодействия с родителями в период адаптации позволит педагогу легче установить контакт с семьёй, особенно важный в этот сложный момент....