Как вопитывать без наказаний.
материал (подготовительная группа) по теме

Симонова Алена Александровна

Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_8_gruppy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям

Советы, над которыми следует задуматься, разрабатывая стратегию воспитания без применения наказаний

  1. Точно определите, какого поведения вы добиваетесь.
  2. Видя, что ваш ребенок плохо себя ведет, сделайте ему замечание немедленно, поскольку к тому времени, как вы окажетесь дома, ребенок обо всем забудет или растеряется, не зная, что теперь делать. Упрекая ребенка, мысленно считайте до десяти и все это время сохраняйте строгое, серьезное выражение лица.
  3. Не ждите, что ребенок послушается только потому, что вы сказали «нет». Некоторым детям хватает такого запрета, другим его мало. Надо убедить ребенка в том, что вы не отмените свой запрет - при этом сочетая действие и голос и отвлекая ребенка от проблемы, места или вещи. Если вы кричите ребенку «нельзя» и при этом не встаете со своего места, он поймет, что вы не слишком тверды в своих намерениях. Такой метод помогает только после неоднократных повторений.
  4. Детей старше двух лет необходимо предупреждать о последствиях их поведения. Скажите: «Если ты будешь и дальше себя так вести, я не стану читать тебе перед сном твою любимую сказку». Подчеркните слово «любимую», давая ребенку понять: вы намерены лишить его того, что он ценит.
  5. Для детей старше трех лет разработайте систему последствий дурных поступков. Дети младше трех лет не в состоянии понять связь между поступками и их последствиями. Последствия должны подкреплять ваши требования, помогать вам добиться желаемых результатов. Поскольку вы должны иметь возможность осуществить угрозу, выбирайте только реалистичные предупреждения. Грозить вызвать милицию не стоит. Объясните ребенку, что в случае непослушания он лишится той или иной привилегии.

Возможные виды наказаний для малышей

  1. уберите предмет спора: «Если ты не можешь играть с кубиками так, чтобы не стучать ими, ты не получишь их до завтра». Выражайте недовольство действиями, а не только словами. Выражение вашего лица и тон должны убедить ребенка, что он испытывает ваше терпение.
  2. Приберегайте серьезные угрозы для значительных провинностей. Угроза лишить ребенка вечерней сказки может стать суровым наказанием, если ребенок дорожит временем, проведенным с вами перед сном. По возможности прибегайте к менее строгим наказаниям.
  3. Задумайтесь часто ли вы машинально произносите слово «нет». Иногда мы бываем настолько поглощены своими заботами, что не замечаем своего равнодушия.
  4. Если вы добиваетесь сотрудничества, формулируйте вопрос позитивным образом и предлагайте незначительный выбор: «Мы идем в магазин. Что ты возьмешь с собой - мишку или машинку?" При этом ребенок понимает, что у него нет времени на споры о том, идти в магазин или нет.
  5. Постарайтесь расслабиться и не обращать внимания на некоторые проступки ребенка. Если вы будете пристально следить за каждым шагом ребенка и к любой провинности относиться, как к катастрофе, у ребенка с возрастом выработается заниженная самооценка, и он будет со страхом смотреть на окружающий мир.

Дополнительные советы, которые следует обдумать, если вы хотите, чтобы ваши наставления достигали цели

  1. Относитесь к ребенку, как к умному и любимому человеку, даже когда воспитываете его. Если вы выразите уверенность в его способностях хорошо себя вести, ребенок сам поверит в себя.
  2. Наказывая ребенка, не забывайте повторять ему, что по-прежнему любите его.
  3. Заверения в любви бессмысленны, если они не подкреплены действиями - такими, как внимание, объятия, похвалы в адрес ребенка или удержание его от опасных поступков.
  4. Не обсуждайте новые планы воспитания с друзьями, супругом или родственниками при ребенке. Поговорите об этих планах с глазу на глаз.
  5. Не говорите ребенку, что его проступки больно ранят вас. Можно сказать, что вам обидно или что вы разочарованы.
  6. Если один из родителей строже другого, не грозите: «Подожди, вот я скажу папе (или маме)!» Вместо того, чтобы задуматься о своем поведении, ваш ребенок пожелает, чтобы папа или мама вдруг исчезли.
  7. Читайте детям книги, содержащие нравственные наставления.

Несколько советов о том, как следует слушать ребенка

  1. Не стоит с ходу делать вывод о том, что проступок был беспричинным. Спросите малыша, почему он вел себя таким образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Расскажите, как иначе можно было справиться с такой ситуацией.
  2. Дайте ребенку выговориться. Не перебивайте его.
  3. Пока ребенок говорит смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы внимательно слушаете его.
  4. Обратите внимание, какими жестами ребенок сопровождает свою речь. Жесты помогут вам уяснить, трудно ли ему дается рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы.
  5. Спросите у ребенка: "Как думаешь, что ты почувствуешь, если Паша ударит тебя?" Такие вопросы учат ребенка понимать чужие эмоции.
  6. Выслушав ребенка, предложите другие решения. Направляйте ребенка, подсказывайте ему возможные выходы, а не называйте готовые ответы.

«Трудные» родители – «трудный» ребенок

С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причина такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но и намного глубже.

Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, другие - если обращают внимание, то относятся достаточно поверхностно («само пройдет»), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия.

Если учесть, что невроз появляется не в школьные годы, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходит с устойчивыми нервными нарушениями, то следует сделать печальные выводы.

Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему в той или иной мере, определяя характер переживаний детей и их внутренний конфликт в ответ на действие, идущее извне стрессовых факторов психологического порядка.

Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. Эти дети близко принимают все к сердцу. Это создает повышенную чувствительность ко всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или трудности в общении со сверстниками.

Беззащитность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, «дать сдачи». По природе он добрый, жалостливый. Его легко обмануть. Всем этим умело пользуются сверстники с противоположными чертами характера, которые безошибочно выделят детей, неспособных защитить себя. К тому же эти дети плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, т.к. могут причинить боль другому. Будучи неспособными защитить себя, они могут вступиться за другого. И поэтому эти дети так чувствительны к всякого рода конфликтам.

Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: «Все держит в себе», «Не склонен делиться переживаниями с окружающими». Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке эмоциональных реакций, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.

Причины возникновения такого поведения обусловлены непоследовательностью в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек.

Другую причину невроза обуславливает обратная сторона такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот полное отсутствие такового.

Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивает демонстрации. Но, как правило, натыкаются на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна.

Ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, т.к. по его мнению - это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления.

Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу также приводит к возникновению невроза у ребенка. Такое воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей. Отсюда возникает ложь - желание ребенка оправдать ожидания родителей, а то его разлюбят.

На самом деле никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье.

Не менее важно понимать чувство меры: «Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера».

Избыток неоправданного внимания родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы. Адекватное отношение к возрасту ребенка (большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которые немногие могут преодолеть спокойно.

Поскольку воспитание характеризуется определенными сторонами отношения родителей к детям, выделим некоторые из них:

  1. Когда родители обвиняют детей в том, что практически присуще им самим. Родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер.
  2. Разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым примером (когда родители говорят одно, а поступают по-другому).
  3. Родители не могут стабилизировать кризисные ситуации в развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь еще в большей степени, чем ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и может быть достаточно легко устранимы адекватным психологическим воздействием. Просто в воспитании недостает душевной щедрости, доброты, установление доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.

Таким образом, неврозы не возникают у детей, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, любят детей, добры к ним, просты и непосредственны в общении, позволяют детям открыто выражать их чувства, действуют согласованно в вопросах воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....