Средства массовой коммуникации, как фактор агрессивного поведения детей и подростков
методическая разработка по теме

 

Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно обширный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложение паттернов (программирование) поведения. К средствам массовой коммуникации (СМК), Относятся помимо СМИ, и кино, и театр, видеофильмы и т.п., т.е. все то посредством чего можно воздействовать на массовую аудиторию, что передается какими-либо носителями (например: открытки или рекламные плакаты тоже можно отнести к СМК).

..........Детская психика находится в беззащитном положении, чем психика взрослого человека. Неокрепшие детские души впитывают любую информацию, которую получают с внешней среды. А внешняя среда так или иначе формируется в том числе и СМК. И совсем неважно смотрит ребенок телевизор, или не смотрит. Программы телевидения обязательно кто-то смотрит ( судя по рейтингу передач) и индивид получает информацию из подсознания окружающих, и обогащенный информацией вынужден подстраивать свою жизнь, копируя модель социального поведения.

Воздействия со стороны СМК и СМИ - является результативным, потому, что в детской психике еще не успели сформироваться механизмы противостояния какой-либо информации.

...........признаки агрессии, признаки агрессии, способы ее преодоления

...........Стратегии коррекции агрессивного поведения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тверской Областной Институт Усовершенствования Учителей

ТЕМА:

«СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ, КАК ФАКТОР АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Работу выполнила: КУКАРКИНА Наталья Адольфовна

Г. Тверь -2010 г.

Тема: «СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ, КАК ФАКТОР АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно обширный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложение паттернов (программирование) поведения. К средствам массовой коммуникации (СМК), Относятся помимо СМИ, и кино, и театр, видеофильмы и т.п., т.е. все то посредством чего можно воздействовать на массовую аудиторию, что передается какими-либо носителями (например: открытки или рекламные плакаты тоже можно отнести к СМК).

Если объединить все СМК, то окажется, что по силе своего воздействия на психическое сознание детей, СМК оказывают превалирующее значение. Посредством СМК происходит подобного рода обработка психического сознания, обработка уже не отдельного индивида, а индивидов, объединенных в группы. Если какая-то информация поступает со стороны ( с помощью) СМК (телевидение, кино, журналы и прочие), то такая информация непременно оседает в психике, оседает вся без остатка, оседает в подсознании, независимо от того запомнил ли индивид информацию или не запомнил. В том случае, если информация прошла, то подобного рода воздействие может усиливаться, если поступающая информация задействует эмоциональную составляющую психики. Любые эмоции, эмоциональная наполняемость смысловой нагрузки, лишь усиливает восприятие психикой индивида подобного рода информации. Такая информация бьет по чувствам. А, если задействованы чувства, то цензура психики уже не может оказывать свое воздействие в полной мере.

Детская психика находится в беззащитном положении, чем психика взрослого человека. Неокрепшие детские души впитывают любую информацию, которую получают с внешней среды. А внешняя среда так или иначе формируется в том числе и СМК. И совсем неважно смотрит ребенок телевизор, или не смотрит. Программы телевидения обязательно кто-то смотрит ( судя по рейтингу передач) и индивид получает информацию из подсознания окружающих, и обогащенный информацией вынужден подстраивать свою жизнь, копируя модель социального поведения.

Воздействия со стороны СМК и СМИ - является результативным, потому, что в детской психике еще не успели сформироваться механизмы противостояния какой-либо информации.

С развитием масс-медиа, надо обратить внимание на крайне отрицательную роль современного воздействия СМК и информации на психику ребенка. Доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров приводит такие данные негативного влияния СМК на психику подрастающего поколения, отмечая в первую очередь рост насилия, Проблема есть и ее не назовешь случайной. В России самый высокий в мире уровень преступности, при этом подростковая преступность приобретает масштабы национального бедствия - и причина «низкопробные боевики».

После отмены цензуры в СМК и СМИ ( 90-е годы) на кино, теле, виде, компьютерных экранах стали демонстрироваться ( практически без соблюдения возрастных ограничений) тысячи произведения, содержащих насилие.

Агрессивное поведение детей и подростков складывается из 3-х компонентов:

  1. познавательного (включает понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии);
  2. эмоционального (легкое возникновение отрицательных эмоций: гнев, отвращение, презрение, злость);
  3. волевой это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность.

Агрессивность складывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется в дальнейшем.

СМК и СМИ оказывают большое негативное влияние на психику детей. В основном агрессивное поведение связано с просмотром телевизионных передач ( без контроля со стороны родителей), включая и мультфильмы, которые часто утверждают в ребенке уверенность в том, что силой, насилием над слабым можно добиться желаемого результата ( например : забрать игрушку, укусить, толкнуть, сломать построенную пирамиду или дом и т. п.).

Родители в силу своей занятости (зарабатывание денег) не всегда обращают внимание на то, чем занято их любимое «чадо» в свободное время вечером. Самый простой способ занять ребенка включить телевизор, или поставить мультфильмы, или фильм, лишь бы не мешал . Современные дети прекрасно умеют пользоваться современной техникой и чувствуя свободу выбора телепередач, выбор мультфильмов сам себя «занимает». Это и сподвигает детей на усвоение того, чего не рекомендовалось. Часто после такого времяпровождения ребенок, получив заряд негативной информации стонет во сне, вскрикивает, у него появляются страхи, плачет. Это является следствием вечернего времяпровождения. Придя в детский сад или школу, ребенок старается своим «опытом» поделится со своими сверстниками, результат очевиден, так как происходит эффект заражения негативного «опыта».Дети имитируют действия, которые в основном непонятны им, фильма, мультфильма, которые произвели впечатление, т.е. имеет место агрессия. Даже такой познавательный канал как «Animal Planet» некоторыми своими передачами подтверждают ребенку теорию насилия: «хочешь выжить - сожри слабого»,( лев, подстерегающий свою жертву, а затем ее терзает и поедает на глазах широкой детской аудитории)

То же самое можно сказать о «комиксах» и глянцевых журналов для детей, которые заменяют детям детские книги и которые в основном проповедуют насилие. Удивляет то, что в беседах с родителями узнаешь о том, что ребенок настоял, он захотел, или добился криком, чтобы ему купили этот журнал. Такими поступками родители восполняют дефицит внимания и заботы к ребенку. Отсюда можно сделать вывод, что ребенок умеет манипулировать чувствами родителей. Родители исполняют любой каприз. Приведу пример: Вова Б. мама криками и угрозами хочет наставить его на «путь истинный» и тут же через час покупает ему дорогую игрушку, не проявляя при этом выдержку и последовательность своих слов в данном случае и обещаний. Илья Г. высказывает явную агрессию по отношению к воспитателю и детям в группе, которая сопровождается приливами ярости, необоснованного гнева. В чем же причина? Папа запретил смотреть канал «Jetix», а мама в наказание за плохое поведение постоянно закрывает ребенка в темной ванной. Вот она агрессия.

Бесконтрольный просмотр телепередач без ограничения, по принципу «лишь бы молчал» или « не мешал» приводит к тому, что дети приходят в школу, детский сад нервозными, высказывают непослушание, дерзки. В группе, в детском коллективе происходит эффект заражения негативом, если можно Васе, то почему нельзя мне.

Многие дети, чтобы самоутвердиться применяют насилие над животными. Так в детском саду живет кошка Муся очень добрая, и любящая детей кошка, во время прогулки детей она приходит на участок и ластится к ним. Кошка проявляет тем самым свое доверие к детям, а в ответ получает пинки и ее гоняют по участку. Потребовалось немало времени, чтобы достучатся до детей и объяснить поведение животного и свое отношение к нему. В результате опроса родителей выявлено, что агрессия заложена в телеканалах и журналах, даже в игрушках, типа огнедышащих драконах, игрушек монстров.

Признаки агрессивности:

  1. ребенок вспыльчив, непокорен, непредсказуем;
  2. самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм ( Саша Ч. имеет старшего брата, которому , 12 лет. Все свое свободное время мальчики проводят в постоянных драках, совершенно непонятных способах силовой борьбы, дабы для самоутверждения. Побеждает, конечно, Сашин брат (Саше 5 лет). Саша, постоянно применяет «науку борьбы за выживание», которую «преподает ему его старший брат» на детях группы. Мама не работает, но при неоднократной личной беседе выясняется, что по ее словам «мальчики заняты делом», они смотрят что хотят и когда хотят, информацию они черпают из журналов « комиксов», а любимый герой Бэтман. Видимо маме надоело, что воспитатель пытается исправить ее отношение к детям и поэтому Сашу в сад водит и забирает бабушка.)

Причины:

  1. нарушение эмоционально-волевой сферы;
  2. неумение управлять своим поведением,
  3. неблагополучная семейная обстановка ( например Илья Г. , когда за ним приходит в сад папа он его приветствует словами «Привет, придурок». О каком микроклимате в семье можно говорить? Ребенок цитирует маму.).

отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

нет единства требования к ребенку ( в саду требуют, а дома ... бывает даже ребенок высказывает слова мамы. Приведу такой пример: ребенок утверждает маме, что чашка это не кружка и надо правильно называть предмет, а мама в ответ ему говорит, в саду говор чашка, а дома у меня она кружка.

применение слишком суровых или слабых требований;

физические ( того же Илью мама может в присутствии сверстников избить. Ребенок подавлен, хотя считает, что мама права. Свою неудовлетворенность он выказывает на других детях, проявляя при этом агрессию).

психологический климат в детском учреждении. Хотелось бы остановиться еще на одном аспект: «Ребенок и компьютер» - компьютерный бум, иначе не назовешь.

Какую картинку можно наблюдать почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя вечером домой, бросается сразу к компьютеру и... бесконечные игры. Мания компьютерных игр охватила почти все юное поколение мира. «Мама, папа я вышел на новый уровень сражения с монстрами, или захватил арсенал, или ... много или», а у ребенка при этом глаза уставшие, темные круги под глазами, прогулка - зачем, когда есть компьютер, в котором виртуальные монстры, чудовища, зелено-синие пришельцы, зомби, они заменяет друзей и прогулку, да и в саду или в школе будет о чем поговорить, будет что обсудить.

Приведу примеры. Дима М. сторонился всех детей, никакие игры с детьми не привлекали его. Дети пытались вовлечь Диму в свои игры, но он оставался одиночкой. Понаблюдав за поведением Димы, началась неоднодневная работа с мальчиком. Мальчик открылся: из разговоров и бесед стало ясно, что он стремится отбыть время в саду, так как родители на работе, и быстрее к компьютеру, пока его старший брат в школе. Поделить компьютер они не могут и в доме идет постоянная силовая борьба за «монстра». Игры, в которые они играют с братом носят негативную информацию. Старший брат являлся для Димы идеальной моделью, так как он все время обгонял его в играх.

Мальчик 12-13 лет в видеосалоне сразу идет к полкам с компьютерными играми. Просмотрев все диски, он обращается к менеджеру с просьбой показать ему что-нибудь новенькое, «стрелялки». Менеджер предлагает ему игры, при этом красочно описывает все виртуальные преимущества той или иной игры. В ответ ребенок просит, что-нибудь пострашнее. «Пострашнее»

  1. в его понятии: побольше крови, оружия, драк и т. п. Задаю вопрос мальчику о том, как его родители относятся к таким его увлечениям, на что получаю ответ, что им не до него. Удивляюсь. Ответ прост, мама вечером занята обедом, разговаривает по телефону, папа приходит поздно. А учится он в школе на 3 и 4. А еще они с ребятами устроили спор кто больше игр охватит. И откуда возьмется позитив, если построено все на негативном воздействии игр?

Как же бороться с виртуальными монстрами:

  1. ограничение времен компьютерных игр до 1 часа максимум ( чтобы ребенок не выглядел «белой вороной» по отношению к своим сверстникам);
  2. методом убеждения, бесед утвердить в ребенке понятие, что реальный мир и его жизнь важнее , чем виртуальный. Поэтому восторги по поводу побед в компьютерных играх т количество игр не так важны., попробовать переориентировать его на успехи в реальной жизни. Утвердить в нем модель «Буль победителем в реальной, а не в виртуальном мире. Покажи свои реальные, а не виртуальные победы», Тем самым повышать самооценку личности.
  3. обязательные прогулки;
  4. совместно с родителями заняться зарядкой. Постепенно ребенок привыкает к этом так как тело само будет просить физической активности;
  5. после каждого часа за столом или за компьютером делать перерыв. Во время перерыва сделать несколько упражнений: потянуться, поприседать, выпить воды, сока. В начальной стадии можно использовать будильник.

Как преодолеть агрессивность :

  1. упорядочить систему требований, личный положительный пример родителей - желателен;
  2. дисциплина, выполнение установленных правил;
  3. ребенок должен чувствовать любовь к себе такому какой он есть;
  4. направлять энергию в положительное русло, с учетом возможностей и интересов ребенка: спорт, где он научится контролировать свои эмоции, управлять своим поведением, художественно- творческое направление( рисование, пение, хореография, музыка и т. д.);
  5. игнорировать легкое проявление агрессии, не заострять на этом внимание;
  6. совместная деятельность ребенка и родителей, при этом подчеркивать ее значимость;
  7. жесткий запрет на проявление агрессии, в том случае если она не имеет защитное свойство, а служит «развлечением»;
  8. научить ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям и окружающим;
  9. эмоциональное поощрение за доброту;
  10. выплескивать агрессию через игры ( подраться с подушкой, « Кто громче крикнет», порвать бумагу, «стаканчик для криков» и т. п.);
  11. выражать негативные эмоции в социально приемлемой форме: «не бить и не замахиваться, особенно на животных» - перенос негатива на неживой предмет;
  12. бороться с агрессией нужно терпением, объяснением, поощрением.

3 шага по преодолении агрессии:

  1. шаг - стимуляция гуманных чувств:
  1. уметь признавать свои ошибки, переживать чувство неловкости за поведение;
  2. не сваливать свою вину на другого ( в группе 30 детей, из них одна Аня П. говорит правду);
  3. развитие чувства эмпатии, сочувствия к другим сверстникам, взрослым, животному миру, неживой природе ( например: « Саша, неужели тебе не жалко Игоря? (Саша ударил Игоря, он плачет) Если ты других жалеть не будешь, то тебя никто не пожалеет»);
  4. восстановление мира, примирение «мирись, мирись и больше не дерись...».
  1. шаг - ориентация на эмоциональное состояние другого:
  1. привлечь, обратить внимание на состояние другого, не выражая оценочного отношения (например: « Ты сейчас чувствуешь себя победителем? Кому плохо, как ты думаешь?»)

Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели другого ребенка, нужно предложить ему пожалеть этого ребенка.

  1. ш а г - осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:
  1. помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка- жертвы, а не только собственное;
  2. постарайтесь понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
  3. стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
  4. стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
  5. чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
  6. чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
  7. объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
  8. расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
  9. спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
  10. объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Например:

  1. Ты стукнул Веру потому, что ..., а ещё почему?
  2. Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка (или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»
  3. Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения. «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»

Стратегии коррекции агрессивного поведения детей

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

  1. помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
  2. учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
  3. учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
  4. учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
  5. стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния:

  1. стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

  1. у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
  2. у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.

Игры для агрессивных детей

Воробьиные драки (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Минута шалости (психологическая разгрузка).

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Добрые — злые кошки (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее...», - и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Каратист (снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч - «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее...», - помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Боксер (снятие физической агрессии).

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее...». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.

«Жужа, Жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.

«Брыкание».

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Кукла «Бобо».

Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» - и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Драка.

«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко- прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»

«Уходи, злость, уходи!».

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

Противодействие негативному влиянию СМК и СМИ на психические процессы подрастающего поколения заключают в себя воспитание медиа -грамотности. На это и должны быть направлены все силы и знания специалистов - педагогов, родителей и других лиц, работающих с подрастающим поколением. Противостоять негативному влиянию СМК и информации можно только сообща, только мобилизовав все силы на дальнейшее программирование подрастающего поколения в потребительско - капиталистическом аспекте.

Библиография:

  1. Зюбин М.М. Психология воспитания, М., 1991 г.
  2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольника, М., Педагогика, 1991г.
  3. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание, М., Педагогика, 2004г.
  4. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, Из-во Кучма,2004г.
  5. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов на Дону, Феникс, 2006 г.
  6. Лютова Е., Монна Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Серия: психологический тренинг - СПБ, Речь, 2007 г.
  7. Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 1996г.

                              Работу выполнила: КУКАРКИНА Наталья Адольфовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Факторы семьи в формировании агрессивного поведения детей"

Консультация для родителей, в которой подробно расписаны причины появления агрессивного поведения у детей и способы их предотвращения ....

«Факторы семьи в формировании модели агрессивного поведения детей».

Портрет агрессивного ребенка.  Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье. «Рецепты»  избавления от гнева (для родителей)...

Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности  и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Девиантное поведение детей и подростков. Причины девиантного поведения. Теоретические подходы к объяснению девиации.

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничество...