Консультации для родителей
статья по теме

Шекера Лариса Владимировна

Этот материал рекомендуется родителям, которые заинтересованы в музыкальном развитии своего ребёнка,

и даже, могут помочь ему в этом!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Д Е Т И     И     М У З Ы К А»

Лекция  для  родителей.

          В дружной семье искусств музыка занимает особое место. Оно определяется тем, что развитие музыкальных образов, происходящее во времени, позволяет предельно выразительно  передавать движение, борьбу, смену чувств и страстей. Критик Серов А.Н. говорил, что в музыке может отражаться вся человеческая жизнь в той степени, в какой она волнует душу «чувством скорби и чувством отрады». Музыка не только отражает духовную жизнь человека, но и организует, преображает её, являясь могучим фактором воспитания будущего человека. «Две тысячи лет (по меньшей мере) не отдельные люди, а целые народы в оставленных ими памятниках народной мудрости пытались от имени всего человечества истолковать музыку как потребность, и необходимость для развития человека», писала М.С. Шагинян.

          Можно ли быть равнодушным к тому, что огромные духовные богатства, накопленные человечеством в области музыки, останутся хоть кому-нибудь недоступными в нашей стране.  Нет необходимости убеждать себя в том, что музыка нужна только подрастающему поколению. И родителям, и воспитателям нужно спросить себя, достаточно ли они сами подготовлены, чтобы направлять своих подопечных. Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.

          Начинать занятия с детьми следует уже в раннем возрасте. 3,4,5 лет – пора , когда сеются первые семена, Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь.

          Первой и самой главной ступенью для вхождения в музыку маленького человека, безусловно, является семья. Если даже в семье никто не поёт, не играет, то решающим является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию. Важно создать атмосферу предельного уважения к любой хорошей музыке: оперной, инструментальной, симфонической, балетной, джазовой

                                                             - 2 -  

Нельзя говорить о музыке небрежно, тем более вносить в занятия элемент тяжкой необходимости, скуки. Минуты общения с музыкой должны даваться детям как радость, как награда.  И радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать этим занятиям.

          Родители, сознательно воспитывающие и развивающие музыкальные наклонности ребёнка, должны делать это по возможности систематически, независимо от того, может ли стать и будет ли ребёнок музыкантом-профессионалом или музыка просто сделается другом его на всю жизнь. Известно, что для ряда людей музыка остаётся за глухой стеной полнейшего к ней равнодушия, та музыка, которая может так обогатить и украсить жизнь. Порой музыка звучит в очень большом количестве, но при этом часто почти не замечается. Такое непрерывное слушание и звучание музыки, например по радио, может привести к полной атрофии музыкального воздействия, привыкнув в быту к постоянному звуковому раздражителю, дети перестают замечать и воспринимать звуки как музыкальное целое.

          Музыку надо научить слушать.  Начиная музыкальное воспитание ребёнка, нужно помнить, что мир музыкальных образов это та особая стихия, в которую ребёнка погружать надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке».  

          «В книгах, которые пишут для детей, - говорил С.Я. Маршак, - каждое слово должно быть взвешено и проверено, потому что по этим коротеньким книжкам дети учатся и мыслить и чувствовать».  Так же бережно и ответственно должны мы отбирать музыку с помощью которой собираемся воспитывать и развивать музыкальный вкус ребёнка.

          Язык музыки, подобно другим языкам, имеет свои законы построения и связи. Люди изобрели нотописьмо, так что этот язык пространственно записывается, музыку можно прочитать глазами. Грамотное чтение нот с умением пропеть их про себя, с правильным схватыванием ритма должно быть достоянием каждого человека, кончающего десятилетку, по мнению М.С. Шагинян.

                                                            - 3 -  

          В каждом ребёнке скрыты такие возможности и особенности, которые могут пропасть, как драгоценный клад, не найденный и не открытый. Мы часто даже не подозреваем, на что способен ребёнок, если его существо затронет действительный и двойственный интерес к музыке, поэтому необходимо верить в безграничные силы, скрытые в ребёнке.

          Есть ранние проявления одаренности. Одни любят музыку, тянутся к ней, любят слушать, петь, танцевать, но не обладают природным музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью. Другие награждены всеми этими качествами, но не слишком реагируют на музыку – таких надо суметь заинтересовать. Часто бывает, что не хватает координации голосовых связок с тем, что слышал и запомнил ребёнок, в силу чего ребёнок не может чисто спеть мотив, даже если он его и запомнил внутренним слухом. Это еще не значит, что у него нет музыкальных данных.

          Широкое музыкальное образование можно дать всем, потому что нет, или почти нет, абсолютно не одаренных к музыке. Если есть физиологическая одаренность (слух, ритм, музыкальная память, «удобные» руки), ребёнку не может не доставлять удовольствие то, что ему по самой природе легко дается. Если же ребёнка удалось хоть немного заинтересовать красивыми песнями, ритмичными танцами, не бывает случаев, чтобы в ребёнке не проснулась настойчивость к преодолению того, чего в нём от природы не хватает.

          В четыре года ребёнок вполне может начинать своё музыкальное образование.  Надо только не переступать порога свойственного детям игрового метода, стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будить воображение всеми способами.

          В пять – шесть лет для ребёнка «заговорит» нотный текст – от этого зазвучат тысячи вещей, казавшихся до этого неинтересными. Мир откроется по-новому.

                                                           - 4 -  

          Существует мнение, что все дети рождаются с одинаковым звуковысотным слухом – только у одних он «прорезается» благодаря подходящей среде, у других остается нераскрытым. Но по свидетельству видных педагогов слух поддается почти неограниченному развитию, при этом важна заинтересованность у того, кому развивают слух и у того, кто этому помогает.

Невозможно переоценить роль педагога в деле развития слуха, но немаловажна и роль родителей.

          Семья и детский сад должны работать в теснейшем контакте. Многие родители спрашивают, можно ли допускать ребёнка к фортепиано? «Не испортит» ли он себе руки? Спрашивают и о том, не испортит ли ребёнок пианино? Ответ такой: этого всего опасаться не следует, т.к. на первом этапе важнее всего не учить малыша играть, а заинтересовать его музыкой, тем, что он говорит, развить музыкальное воображение.  Любой ребёнок с удивлением увидит, как из-под пальцев получаются знакомые мелодии. Если у него есть слух и музыкальная память, он жадно начнёт «подбирать» всё, что слышит. Препятствовать в этих занятиях не следует, т.к. это настоящие проявления творческих возможностей, и они сами по себе очень ценны: это первые опыты музицирования, которые принесут определённую пользу. Если есть возможность, уроки по музыке можно начинать с  4-5 лет.

          Родители, искренне любящие музыку, многое могут сделать для того, чтобы передать своему ребёнку накопленный опыт общения с искусством, надо только вспомнить, сколько больших и прекрасных музыкантов начинали свой путь именно с помощью матерей и отцов, тёть или бабушек. Это П.И. Чайковский, который не отходил от инструмента часами с 3-х летнего возраста, поддерживаемый в этом матерью и тёткой.   О своей матери С. Прокофьев пишет, что она не обладала музыкальным талантом, но верила в талант сына.

 

                                                            - 5 -  

 

       Начинающим обучать своих детей родителям следует помнить, что путь в музыку должен быть простым и ясным. Она сама идёт навстречу тем, кто к ней стремиться. Необходимо создать в семье атмосферу любви и глубокого уважения к музыке.

          Язык музыки – это единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое.

          Музыка начинается там, где кончаются слова. Она не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого, злого, некрасивого. Поэтому, подводить ребёнка к музыке нужно без окриков, терпеливо, спокойно и красиво.

Литература:   А.Д. Артоболевская.  

                       Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 1989 г.



Предварительный просмотр:

Музыка и сказка - имеют ли они что-то общее между собой?

Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужна фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Сказка может помочь научить воспринимать музыку.

Н.А. Римского Корсакова можно по праву назвать великим музыкальным сказочником. “Шехерезада”, “Антар”, “Садко” и “Сказка” – симфонические произведения; восемь опер из пятнадцати – сказочные и каждая по-своему неповторима и оригинальна. Весенняя сказка “Снегурочка”, зимняя коляда “Ночь перед рождеством”, былина “Садко”, легенда “Сказание о невидимом граде Кителе”, опера-лубок “Сказка о царе Салтане”, сказка-сатира “Золотой петушок”, осенняя сказка “Кощей бессмертный”, опера-балет “Млада.”

1899г. – год столетия со дня рождения А.С. Пушкина. Вся культурная Россия отмечает великую дату, и Р. Корсаков откликнулся на знаменательное событие созданием контаты “Песнь о вещем Олеге” и оперы “Сказка о царе Салтане”. Ее первая постановка состоялась в октябре 1900г. на сцене Московской частной оперы.

Либретто, написанное В. Бельским, незначительно отличается от сказки. Например, в опере происходит одно превращение Гвидона в шмеля, у Пушкина же Гвидон сначала превращается в комара, в муху, а потом в шмеля. Но главное в том, что в либретто сохранились не только основные сюжетные линии, но и дух, атмосфера пушкинской сказки – наивно-шутливый характер, простодушный и доверчивый, хотя юмор подчас приобретает сатирический оттенок. Опера очень поэтична, обаятельна, жизнерадостна. В ней подчеркнута связь с народным театром, народными ярмарочными представлениями: каждая картина открывается краткой, трудной фанфарой, как бы  зазывающей слушателей.

Большое место в опере отводится программным симфоническим эпизодам. Это музыкальные картины, в которых “описываются” отдельные фрагменты сюжета: поход Салтана – антракт к первому акту, странствия Милитрисы с царевичем в бочке по синему морю – антракт ко второму действию, появление сказочного города Леденца – вступление ко второй картине четвертого действия. Не раз появляется в опере морской пейзаж, картина моря. Словно музыкальная декорация, вписывается она в общее музыкальное развитие действия. Море то величаво плещет раскидистыми волнами взметываясь, а через мгновение… оно спокойно дышит, нежно и ласково колышется, как бы баюкая себя своим собственным ровным дыханием… вот снова порыв, снова налет ветра: бурно в яростном приливе взметаются волны на берег, вынося за собой тридцать три витязя с дядькой Черномором.

Одна из ярких, живописных картин море предстает во вступлении ко

второму действию. Оно представляется эпиграфом из сказки А.С. Пушкина:

        В синем море звезды блещут,

        В синем море волны плещут,

        Туча по небу идет, …

        Бочка по морю идет, плывет…

Сказочно-таинственное звучание музыки рисует ночной пейзаж . Мерно,

широко поднимаются и опускаются фигурации в нижнем регистре, словно

взлеты, движение волн. Но волнообразный фон, как постоянный образ,

накладываются темы, соответствующие описанию, данному в эпиграфе.

Нежные, звенящие звуки арфы и челесты в высоком регистре, рисуют

блестящие звезды; восходящее движение.



Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ  В СЕМЬЕ

Консультация для родителей

              Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

              К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

              Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

              Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

              Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

              Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.

               Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

- 2 –

              Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

              В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.

 

            Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.

 

            Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.

- 3 –

              Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается. 

              Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.

 

              Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре. Можно порекомендовать передачи ТСТ «Товарищ», «Будильник», выступления детского коллектива «Задумка», передачи на канале «Культура» и другие.

- 4 –

              Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много  и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

              Зато глубоко осмысленные передачи  готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».



Предварительный просмотр:

САМЫЙ  ПЕРВЫЙ  НОВЫЙ  ГОД

Консультация для родителей

     Как подарить малышу сказку? Как устроить праздник для него и именно для него, а не для самолюбования собой как педагогом-новатором? Можно, конечно, не забивать себе голову этими вопросами, ведь ребенок еще так мал. Однако, не понимая смысла каких-то праздничных действий, он способен прочувствовать атмосферу веселья и радости. А если что-то в эти праздничные дни будет происходить ради ребенка, то это только будет способствовать росту его самоуважения.

     Поэтому я хочу поделиться советами с молодыми родителями, как устроить для малыша Праздник Первого Нового Года.

Приглашаем гостей

     Хорошо, если малыш является завсегдатаем детской площадки и у него есть пара-тройка приятелей – ровесников. Обсудите с их мамами идею проведения будущего праздника у вас дома. Небольшая разница в возрасте малышей совсем не повредит идее торжества.

     Обговорите с мамами сюжет и продолжительность развлечения.  Праздник для малышей предусматривает минимальные по времени организационные моменты и более продолжительную свободную игровую часть. Лучшее время – до обеда, где-то в одиннадцать утра.

     Помните, что наиболее ярко врезаются в память начало и конец события, поэтому более подробно продумайте сценарий приветствия и прощания с гостями. Кроме того, не стоит начинать праздник сразу, как придут все гости, детишкам необходимо время осмотреться и наиграться новыми для них игрушками. И только тогда, когда схлынет волна первых впечатлений, и вы заметите, что ребята начинают «слонятся» по комнате, приступайте к придуманным вами развлечениям.

Создаем сценарий

     Не ждите от ребятишек полной включенности в задуманную вами сюжетную линию. Приготовьтесь к тому, что каждый ребенок будет присутствовать на празднике «сам по себе». Поэтому придуманные вами забавы должны быть как можно проще, короче и ярче. Например, предложите гостям заранее у себя дома изготовить для нарисованной елочки украшения. И во время праздника вместе с детьми приклейте их на елочку скотчем. Или поиграйте с детьми в инсценировку какой-нибудь детской песенки. Еще можно организовать оркестр, раздав детям самодельные музыкальные инструменты, пластиковые бутылочки с разными наполнителями, и вволю погреметь ими. А если малыши просто проигнорируют ваши задумки, что вполне ожидаемо, не отчаивайтесь, играйте сами, как бы от лица своего ребенка. Потому что спустя несколько дней, казалось бы, совсем не увлеченное чадо, начнет выдавать и те движения, и те слова, которые вам никак не удавалось вытянуть из него на празднике.

Музыкальное сопровождение

     Продумайте музыкальное сопровождение праздника. Самый лучший вариант -  это «живая музыка». Однако, если нет дома  фортепиано или баяна, и никто из родителей не играет на музыкальных инструментах, не беда. Подберите диск с подходящими песенками. Маленькие дети любят потрясти попки под ритмичные плясовые мелодии типа «Барыни» или «Калинки-малинки». Можно использовать  аудиозаписи детских песен их мультфильмов, такие как «Песни для всей семьи от Дедушки Мороза», «Зимние песенки», «Лучшие песни для детей. Настоящий друг».

Дед Мороз и Снегурочка

     В возрасте полутора – двух  лет детки очень осторожны в общении с незнакомыми взрослыми, поэтому не стоит приглашать домой костюмированных персонажей. Не экспериментируйте и с Дедом Морозом и Снегурочкой. Самый лучший вариант – это все те же золотые помощники – старшие ребятишки или куклы «Би-ба-бо», одетые на руку взрослого, они не вызывают у детей страха и с ними можно придумать небольшой на 2-3 минуты сказочный сюжет. Например, маленькие зверушки, зайка и мишутка, пришли к ребятам в гости на праздник и принесли подарки от Дедушки Мороза, который на этом празднике вполне может присутствовать в нарисованном или пластмассовом варианте.

Подарки

     Лучше всего дарить игрушки. И обязательно одинаковые или очень похожие. Например, это могут быть медвежата, поросята или символ наступающего года – веселые мышата. Их можно дарить и девочкам, и мальчикам.

Игрушки

     Уберите из комнаты те, которые своей эксклюзивностью смогут вызвать ссоры у ребятишек. Желательно подобрать почти одинаковые комплекты на каждого ребенка, то есть, если вы ожидаете в гости троих ребятишек, то позаботьтесь о том, чтобы в комнате было по три-четыре мяча, куклы, машинки. Еще вариант, если каждый из гостей принесет на праздник парочку своих мишек или кукол. Но помните, внимание у малышей очень неустойчивое и большое количество новых игрушек сможет повредить каких-то специально задуманных вами сюжетов.

Угощение

     Для таких маленьких детей не стоит устраивать никаких фуршетов. Это и не гигиенично, и просто опасно в случае с малышами. Лучше всего обойтись       совсем без еды. Единственно приемлемым вариантом будет коллективное поедание фруктов или крекеров после танцевальной программы. Оденьте на руку все ту же игрушку «Би-ба-бо» и от ее лица предложите детям завернутые в фольгу небольшие яблоки: «Как плясали, как плясали, вы, наверное, устали! К нам зайчишка прибегал и гостинцы передал! Мы немножко отдохнем и опять играть начнем!»

Взрослые участники праздника

    Не бойтесь выглядеть смешно. Не отстраняйтесь от детей придуманными приличиями «взрослого» поведения, а по существу, своими комплексами. Попробуйте на время праздника поверить в существование Деда Мороза. Пойте с детьми, даже если считаете, что вам в детстве медведь оттоптал оба уха, танцуйте с ними, играйте и попробуйте получить от этого праздника много- много удовольствия.



Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха

        Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой. Может быть, мы зря об этом говорим? Учить музыке своих детей хотят почти все. Но сколько потом разочарований! Намаявшись с ребенком, родители делают вывод: “Не способный к музыке”. И на том дело кончается. У ребенка же надолго остается отношение к музыке как к чему-то трудному, недоступному.

        Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помогать ему, слушать разные звуки. И главным на первом этапе может быть не музыка по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слышать мир.

        Какая мама не использовала крышки от обычных кастрюлек, чтобы занять своего малыша? Он гремит ими вволю, испытывает настоящее блаженство. А ведь  такая игра имеет непосредственные отношения  к развитию слуха ребенка. Что же такое музыкальный слух?

        Хороший музыкальный слух – это способность различать и выбирать для общения с окружающими звуками, которые живут вокруг нас.

        Обращали ли вы внимание, что у некоторых (детей) людей интонация речи удивительно однообразная? Прислушайтесь: они говорят монотонно, и если берутся читать книги малышам, то читают сухо, невыразительно. У этих людей не развит слух, возможности развития их слуха были когда-то упущены.

Обычно малыш очень рано что-то мурлычет, напевает. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов; привлекает человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом. Покупая малышам игрушки, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы.  Но, как правило,  мало заботятся о

-  -

том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А между тем, многие дети, подрастая, прямо-таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, крышки от маминых кастрюлек. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – третий. Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете общаться со звуками вместе с ребенком. Предлагая родителям простое упражнение. Наверное, некоторые из вас обращали внимание на то, как дети, с радостью хлопая в ладоши, подражают каплям дождя, которые стучат по крыше, по карнизу, или падают на листья деревьев. Это занятие, доставляющее им большое удовольствие, можно усложнить: можно похлопать сидя на корточках, по ножкам, можно несколько раз хлопнуть ладонями “ковшичками”. Внимательно прислушайтесь, как это звучит: то звонко, высоко, то глухо. Важно научить детей прислушиваться, находить разницу в звучаниях.

        Очень важно для развития слуха научить ребенка слушать звуки природы. Гуляя с детьми в лесу, прислушиваться, как где-то скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят листья под ногами, как по-разному поют птицы: кукует кукушка, стучит дятел. Пусть постучит палкой так, как стучал по стволу дерева дятел. Обратите внимание на то, что у короткой палки звук не такой, как у длинной. Спросите: близко или далеко было слышно кукушку, почему мама-птица громко кричала, беспокоилась, когда вы собирали ягоды, грибы вокруг дерева, на котором было гнездо с птенцами, и голос ее звучал тревожно.… Относитесь серьезно к таким разговорам с детьми. Возможно, у вас есть пластинка с записью Алябьева “Соловей”. Часто передают этот романс по радио. Обратите внимание ребенка: как красиво и по-своему человеческий голос передает пение птицы.

        Вот такое постепенное, последовательное приобщение ребенка к миру звуков должно дать ему понимание того, что музыка – это близкое к природе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеобразовательного вида № 400

Промышленного района г. Самары

«РАЗВИТИЕ   МУЗЫКАЛЬНОГО   СЛУХА

У   ДЕТЕЙ»

Консультация для родителей

                                           Подготовила

                                                                     музыкальный руководитель

                                                    Евстратова А.А.

г. Самара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...