Игры с пальчиками
материал (младшая группа) на тему

Консультация для родителей по использованию пальчиковых игр и их значимость в развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи?

   Ум ребёнка находиться на кончиках пальцев, сказал когда – то известный педагог В. А. Сухомлинский. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

    Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры  пальцев рук у детей.

    Следствие слабого развития общей моторики и, в частности , руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

   О проблемах детей с координацией  движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой для ребёнка: кроме усвоение новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать , если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка.

   Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже со второй недели жизни ребёнка можно начинать работу с кистями рук. Самое лёгкое упражнение – лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Её стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начинаем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово ребёнка. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо поглаживать со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока – ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить  ежедневные упражнения.

    В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

     Игры на развитие мелкой моторики, которыми  можно заниматься с детьми, как в детском саду, так и дома.

Упражнения с прищепками

 «Разноцветные прищепки»

      Разноцветные бельевые прищепки  - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальцам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к карточке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ёжика, кактус.

«Котенок»

    Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой ) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги ( от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.    ( смена рук        )

Но я, же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, сажу тебе: «Кыш!»

«Прищепки на верёвке»

   Натягиваем верёвки на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребёнок прицепляет прищепку к верёвке:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину верёвку.

Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»)

   Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой,  рисовой, манной другими ), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковый бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет», « Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови её». Игры проводятся ежедневно по 3 -5 минут.

Пальчиковый массаж

Упражнения с мячиками

   Малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.

   Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например:

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат?».

    Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детьми предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок.

Упражнения с карандашом

1. Срочно сделать мы успели

    Самолёт другой модели.

    Мы над лесом полетим,

    Облака достать хотим.

2. Карандаш в руках катаю,

    между пальчиков верчу.

    Непременно каждый пальчик

    быть примерным научу.

Упражнения с грецким орехом

1. Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».

2. Ребёнок держит в одной руке два ореха и вращает их один вокруг другого.

Гимнастика для пальчиков

   Развитию елкой моторики способствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бусинки.

Упражнения с волчками

   Для запускания волчка требуется особый навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Упражнение «Резиночка»

   Упражнения с резиночками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры. Для этого упражнения можно использовать резиночку для волос диаметром 4-5 см. все пальцы вставляются в резиночку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 * - сначала в одну сторону, потом в другую сторону.

Игры с бусинками

   Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука».

Игра «Мозаика»

   Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребёнок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Криотерапия

   Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключается в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие на нервные окончания пальцев обладает благотворным свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов: первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Контрастотерапия

Контрастотерапия – это использование контрастных ванн для кистей рук.

Игры – шнуровки

   По настоящему зашнуровать ботинок – дело довольно сложное. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.

Создание картин из макарон и круп (гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек).

   Работа с этим материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.

   Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно- практическую деятельность.

Мастер- класс « Расскажи сказку руками»

     Однажды на небе родилась новая планета. Она была ещё очень маленькая, и другие планеты её не замечали. Ей очень хотелось быть такой же красивой, как другие. Она старалась украсить себя: посадила пышную зелёную травку, красивые цветы, которые распускались каждое утро, а вечером закрывались в бутоны, кустарники, деревья.

     Как –то во время звездопада на маленькую планету упали звёзды в виде разноцветных камней. Камни ожили и превратились в весёлых шустрых червячков, крабиков. И тогда маленькую планету заметили, и её стали заселять жители других планет. Это были замечательные улитки, которые любили общаться, они шевели своими рожками приветствуя друг друга; ежами, которые поднимали свои иголочки; волшебными птицами; великолепными бабочками которые порхали тут и там. Но самыми весёлыми и забавными жителями планеты были «гонзики», они любили петь и танцевать.

      Маленькая планета стала расти, процветать. Её жители были очень доброжелательны, они берегли и любили свою планету, а приветствуя другие планеты  посылали  свои сердечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Буклет для родителей "Играем дома, играем с пальчиками!"

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней....

"Мы играли, мы играли - наши пальчики устали"

Все эти несложные операции с мелкими предметами заставляют работать  мелкие мышцы  кисти рук и пальцев, что имеет прямое влияние на развитие речи ребенка. Если Вы хотите помочь своему ребенк...

Игры с пальчиками. Подвижные игры

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет....

Разработка игры "Наши пальчики играют"

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...

Пальчиковый игро-тренинг "Пальчики играют, речь нам развивают"

тренинг для детей и родителей (открытое занятие)...

Игра на обогащение словарного запаса "Играем с пальчиками".

Игра на обогащение словарного запаса "Играем с пальчиками". Пять раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения и загибай пальцы на руке....