Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
материал (младшая группа) на тему

Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Консультация для родителей:

«Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»

1 младшая группа (1,5 – 3 года)

                                                                                               Выполнил слушатель МДОУ

                                                                                                  № 11 «Йолдыз» г. Наб. Челны

Кисмаева Вероника Султановна

г. Набережные Челны

2010 год

Содержание

Глава I. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада…......3

Глава II. Этапы адаптации………………………………………………….5

2.1. Подготовительный этап

2.2. Основной этап

2.3. Заключительный этап

Глава III. Работа с родителями……………………………………………8

     3.1. Советы и рекомендации на подготовительном этапе………………….8

3.2. Анкетирование родителей и рекомендации на основном этапе……..10

Список использованной литературы…………………………………....12

Приложение 1……………………………………………………………….13

Приложение 2……………………………………………………………….14

Приложение 3…………………………………………………………….....16

Приложение 4……………………………………………………………….20

Приложение 5……………………………………………………………….22

Глава I. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе.

В подобной ситуации оказываются дети, впервые переступившие порог детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, что через 3-4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. В данном случае подождите винить воспитателей и детский сад. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемой период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

А теперь поговорим о малыше. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка период. Все охают и ахают, причитают и волнуются за него, но не более того. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке. Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребенка.

В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду – самое тяжелое. Ребенку надо привыкать одновременно и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: «Что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети – воспитательницы, когда узнают, что я не ем кашу?».

Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна вздрагивает. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.

Страдает малыш, а вместе с ним страдают и все домашние, нелегко видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых.

Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трёхгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни, дается легко. В то же время каждый воспитатель может рассказать массу случаев из жизни, когда даже пятилетние дети после нескольких дней пребывания в саду плачут и цепляются в мамину юбку. Надо иметь в виду, что плач и начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха» некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается, и родители, заглянув, через пять минут в окно детского сада видят, как их малыш мирно играет в уголке с игрушками.

Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс – это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.

Глава II. Этапы адаптации

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов.

1 этап – подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбные суфле и т.д. Тогда ребенок не будет отказываться в детском саду от знакомой пищи и не останется голодным. Для хорошего самочувствия малыша имеют значение и такие моменты, как способ кормления, укладывание спать. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели только докармливают их по необходимости. Педагоги не смогут уделить должного внимания, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого и т.д. Воспитатель следит за тем, чтобы дети спокойно засыпали. Одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Отличные от общепринятых привычки при засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках и т.д.) отвлекают воспитателя, при этом страдают и дети. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующих детей. Поэтому всю коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

2 этап – основной.

Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.

Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче, когда он вдруг вспомнит о маме, а воспитатель тут же сможет его отвлечь, предложив любимую игрушку или назвав ласково по имени. Опора на знакомое в незнакомой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. На первых порах ребенок вместе с мамой наблюдает за детьми и воспитателем в группе, ему необходимо осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале он будет держаться настороженно, прижиматься к маме. Не следует его тормошить и торопить. Пусть привыкает. Эта встреча для него не последняя. Первые визиты длятся не более часа. Мама помогает ребенку осваиваться, поддерживает его интерес к окружающему. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Поэтому мама может на какое-то время выйти из группы, а если ребенок спохватиться, обнаружив её отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

3 этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон.

В этот период важно:

- создание эмоциональной атмосферы в группе;

- формирование чувства уверенности в окружающей среде.

Для этого необходимо:

- знакомство детей, их сближение друг с другом (проводятся игры «Давай познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Чей голосок», «Расскажи стихи руками»);

- знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии;

- знакомство с группой и детским садом (проводятся игры «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти»);

- знакомство со всем персоналом детского сада;

- знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.    

   

Глава III. Работа с родителями

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают обычно слишком поздно, когда они непосредственно сталкиваются с трудностями привыкания или когда до первого посещения ребенком детского сада остается совсем мало времени.

Поступление в детский сад – серьезный шаг для всей семьи. И надо готовиться к этому новому этапу в жизни малыша тоже всей семьей.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов, принимать к сведению их наблюдения и пожелания. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение их подходов к ребенку в семье и детском саду с учетом его индивидуальных особенностей.

3.1. Советы и рекомендации на подготовительном этапе

1) Дома родители по рекомендации педагогов в период подготовки ребенка к детскому саду должны создать щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное пребывание на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком – особенно ласковым.

2) Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети ходят туда, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком примерно такие беседы: «Детский сад – это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей: там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе очень интересно и весело».

3) Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – осенью он сможет туда ходить. В присутствии малыша расскажите родным и знакомым о большой удаче – его приняли в детский сад!

4) Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки и свои услуги другим детям.

5) Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас.

6) Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

7) Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

8) Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Илюше… Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

9) В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

10) В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.

11) Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

Родители должны ознакомиться с режимом дня дошкольного учреждения и постепенно скорректировать домашний режим ребенка (Приложение 1), а также с рекомендациями по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение (Приложение 2).

Педагогами нашего учреждения разработана памятка для родителей, которую мы вручаем им на родительском собрании за 2 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение (Приложение 3).

3.2. Анкетирование родителей и рекомендации на основном этапе

Как правило, родители охотно откликаются на предложение встретиться и обсудить предстоящее событие в жизни ребенка и его готовность к этому. В ходе первой встречи родители ребенка и дошкольное учреждение оформляют юридические документы. Начинается знакомство с особенностями психофизического и личностного развития малыша. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты о ребенке на основе своих наблюдений.

Цель анкетирования – выявить представление родителей об индивидуальных особенностях своего ребенка (Приложение 4).

Проанализировав ответы родителей, педагоги могут увидеть достижения детей в самообслуживании, в игре и в отношении со сверстниками и взрослыми, обнаружить затруднения ребенка и выявить наиболее значимые проблемы его воспитания, которые волнуют родителей.

Каждую встречу с родителями целесообразно сопровождать знакомством с помещениями детского сада и группы, предметно-игровой средой: мебелью и спальными принадлежностями, сенсорными и строительными материалами, игрушками, книгами и т.д. При этом педагоги демонстрируют условия, которые отвечают гигиеническим, эстетическим, педагогическим требованиям к организации жизни маленького ребенка.

Родители начинают понимать, что детское учреждение способно обеспечить развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обогащение сенсорного опыта, развитие игровых и познавательных интересов. Родители убеждаются, что бытовая и игровая среда соответствует возрастным возможностям ребенка, разнообразна и привлекательна для него. Это помогает родителям преодолеть чувство тревоги за своего ребенка.

В адаптационный период проводится и первое собрание для всех родителей, которые впервые привели своего ребенка в детский сад. Оно очень важно и должно быть посвящено вопросам психологических особенностей детей разного возраста и стилю общения с ними. Любому из родителей полезно узнать особенности, характерные для ребенка данного возраста, в сравнении с детьми других возрастных групп.

В конце собрания родители получают Памятку о возрастных и психологических особенностях и стиле общения взрослого с ребенком.    

       

Список использованной литературы

1. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

2. В детский сад идти пора / Дошкольное воспитание № 6 / Под ред. Т. Кривцовой. – М., 2007.

3. Дошкольное учреждение и семья / Под ред. М. Емельянова. – М.: Линка-пресс, 2001.

4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М., 1980.

5. Шакирова А. Чем занять непоседу / Дошкольное воспитание № 2 / – М., 2009.

Приложение 1

Режим дня младшей группы

Режимный момент

Прием детей на воздухе, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры

Занятия

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения)

Возвращение с прогулки, игры

 Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъем, воздушно-водные процедуры, игры

Подготовка к полднику, полдник

Игры, самостоятельная деятельность

Занятия

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой

Время

7.00 – 8.30

8.30 – 8.55

8.55 – 9.15

9.15 – 10.00

10.00 – 11.45

11.45 – 12.00

12.00 – 12.40

12.40 – 15.00

15.00 – 15.25

15.25 – 15.50

15.50 – 16.15

16.15 – 16.30

16.30 – 18.00

18.00 – 19.00

Приложение 2

Общие рекомендации и мероприятия по подготовке детей к поступлению в детское учреждение и организация периода адаптации

Мероприятие

Режим

Питание

Гимнастика и массаж

Закаливание

Воспитательные действия

Профилактические прививки

Профилактика фоновых состояний

Диспансеризация

Анализы

Врачебные назначения

Семья

Возрастной, максимально приближен к детскому саду.

Набор продуктов по возрасту. Привитие навыков самостоятельной еды.

По возрасту. Желательно овладение родителями элементарными приемами массажа.

Закаливание по любой методике. По I или II группе.

Занятия по возрасту. Особое внимание уделить умению занять себя.

По календарю. Не позднее, чем за месяц до поступления.

По рекомендации врача

Врачебное наблюдение по возрасту. При необходимости консультация педагога.

Анализ крови, мочи, кала на яйца глистов и кишечную группу.

Здоровым детям никакие лечебные мероприятия не показаны.

Детский сад

Укороченное время пребывания в детском саду.

Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить насильно.

По возрасту. Специальный комплекс дома (№ 9).

Закаливание по III группе. Теплые гидропроцедуры дома.  

Занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка.

Не раньше окончания адаптации.

По рекомендации врача.

При необходимости консультация врача-педиатра и других специалистов.

По календарю. Желательно никаких травматических процедур до конца адаптации.

Фитопрепараты: шиповник, зверобой, шалфей, пустырник. Комплекс витаминов, массаж и т.д.

Приложение 3

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Приход ребенка в детский сад может стать для него радостным событием в его жизни, если Вы ему вовремя поможете.

Приучайте ребенка к режиму!

Очень важно оздоровить малыша. За 1 – 2 месяца до начала посещения детского сада надо пройти осмотр у врачей-специалистов (невропатолог, хирург, отоларинголог), сдать необходимые анализы. Если выявится, что Ваш ребенок страдает тем или иным заболеванием, в сад его можно отправить только после прохождения курса лечения под контролем участкового врача. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше был на свежем воздухе (не менее 4-х часов зимой и весь световой день летом), постоянно проводите массаж и гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.

Как управляться с одеждой самостоятельно?

Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом – и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию ребенка, но и условный символ (цветок, бабочка, шарик, мяч и т.д.), познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу, и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте за выполнением требования, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребенка стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую Вы приготовили. Стремитесь, чтобы ребенок знал названия одежды, правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается или раздевается, постарайтесь находиться рядом с ним. Поощряйте, используйте игровые приемы (мишка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя научиться). При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками.

Наблюдайте за тем, как у него складываются необходимые умения и навыки!

Культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо вытирать лицо и руки полотенцем; вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенце, носовой платок, горшок); вытирать ноги у входа; опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

Культура поведения: здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места; аккуратно пользоваться туалетом, умывальником; не выходить из-за стола, не окончив еды, после нее говорить «спасибо»; не кричать, не мешать другим детям во время игр, за столом, в спальне, при одевании и раздевании.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему; называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню, знать свое имя; бережно относиться к вещам и игрушкам.

Игра: спокойно и самостоятельно играть; доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам по игре; играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.

Собираясь в детский сад: с воспитателем группы, куда поступит малыш, нужно познакомиться заранее, сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют ребенка дома, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.

Следует приучать ребенка к новой обстановке постепенно: в первый день оставить его всего на 2 – 3 часа, потом до обеда, несколько дней забирать после обеда так, чтобы он освоился и привык без большого напряжения и срывов.

Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.

Если у ребенка к моменту поступления в дошкольное учреждение сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки во время игры и т.д., то отучать от нее надо постепенно, сначала дома, а потом уже в саду, договорившись с персоналом.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или милые пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посещать детский сад, ждать встречи с новыми друзьями, игрушками.

Приготовьте приданое для ребенка!

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал, первое время он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой «покажет», где его кроватка, стол, какие игрушки в группе, познакомит с детьми.

Кроме этого, необходимо подготовить для детского сада следующее: сменную обувь (туфельки на каблучке, с удобной застежкой), обувь для музыкальных занятий, два носовых платка, расческу, два комплекта нижнего белья (трусики, колготки, майку, если ребенок потливый), запасную рубашку или платье, если ребенок во время еды нечаянно испачкает одежду, пустой мешок для испачканной одежды, запасная одежда находится в мешочке на вешалке в шкафчике ребенка.

Мы желаем Вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду в жизни малыша – это означает, что он взрослеет.

Приложение 4

Анкета для родителей

Ваш ребенок скоро станет воспитанником детского сада. Он впервые переступит порог учреждения, где ему придется на некоторое время остаться без Вас. Мы хотели бы предупредить нежелательные проявления ребенка, помочь ему легко войти в детский коллектив, быстрее наладить взаимоотношения с воспитателем. А для этого мы хотели бы лучше узнать и понять Вашего ребенка. Расскажите о нем.

1. Ф.И.О заполняющего анкету.

2. Фамилия, имя ребенка.

3. Какое настроение чаще всего бывает у Вашего ребенка? (Нужное подчеркните).

а) Бодрое, уравновешенное.

б) Неустойчивое, раздражительное.

в) Подавленное.

4. Какой у Вашего ребенка аппетит? (Нужное подчеркните).

а) Хороший.

б) Избирательный, неустойчивый.

в) Плохой.

5. Как Ваш ребенок засыпает? (Нужное подчеркните).

а) Быстрое засыпание (до 10 минут).

б) Неустойчивое.

в) Медленное.

6. Как он спит? (Нужное подчеркнуть).

а) Продолжительность сна соответствует возрасту.

б) Неустойчивая продолжительность сна.

в) Не соответствует возрасту.

7. Умеет ли он самостоятельно играть? (Нужное подчеркнуть).

а) Умеет.

б) Не всегда.

в) Самостоятельно не играет.

8. Легко ли идет на контакт с другими взрослыми? (Нужное подчеркнуть).

а) Легко.

б) Избирательно.

в) Трудно.

9. Как переносит разлуку с матерью? (Нужное подчеркнуть).

а) Легко, быстро успокаивается.

б) Через некоторое время успокаивается.

в) Тяжело.

10. Нет ли у Вашего ребенка привычки сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать, теребить кончик носа или другие? (Указать все «вредные» привычки).

11. Какие сложности Вы испытываете в воспитании ребенка? (Указать).

Приложение 5

Памятка для родителей

Основные психологические особенности детей

2 – 3 лет

3 – 4 лет

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Мышление наглядно-действенное

Мышление наглядно-образное

Мышление наглядно-образное

Мышление наглядно-образное

Мышление наглядно-образное, проявляются начала вербального

Общение ситуативно-личностное

Общение ситуативно-деловое

Общение внеситуативно-деловое (первые признаки)

Общение внеситуативно-личностное

Общение внеситуативно-деловое

Взрослый интересен как источник защиты и помощи, ласки

Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Взрослый интересен как источник информации

Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению

Взрослый интересен как источник информации, учитель

Сверстник малоинтересен; общаться трудно

Сверстник малоинтересен; общаться трудно

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре (сюжетосложение). Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Обнаруживаются первые сильные влюбленности

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре (сюжетосложение). Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны

Речь словосочетаниями

Отвечает на вопрос «Кто (что) это?», учится понимать речь (глаголы)

Связная речь в стадии формирования

Отвечает на вопрос «Что делает?», учится понимать прилагательны

Хорошее понимание речи. Заканчивается формирование активной речи

Отвечает на вопрос «Какой?», учится излагать мысли

Может связно изложить мысль, пересказать сюжет; описать объект, явление; сформулировать предложение

Начинает учиться обосновывать свои мысли и предложения

Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми

Способ передачи информации – показ предмета

Способ передачи информации – показ реального явления

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Эмоции сильные, легко переключаемые

Эмоции сильные, легко переключаемы

Эмоции более уравновешены

Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым

Эмоциональная система стабильна

С 2,5 лет – кризис «Я сам!», возраст конфликтный со взрослыми

С 3,5 лет – кризис «Я сам!», возраст конфликтный со взрослыми

«Мирный» возраст и со взрослыми, и с детьми

Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин или женщин

Формируется образ себя реального и потенциального (в будущем), осознание причастности к широким сообществам – стране, этносу

Объект познания – предметы «здесь и теперь»; их внутреннее устройство

Способ познания – разбор предмета на части; манипулирование предметами

Условие успешности: разнообразная и частосменяемая развивающая среда

Игра предметно-манипулятивная, индивидуальная

 

Объект познания – предметы «здесь и теперь»

Способ познания – конструиров-е и экспер-вание

Условие успешности: развивающая среда плюс партнерство со взрослым

Появляется игровое действие

Игра партнерская – со взрослым, или индивидуальн. – с игрушками

 

Объект познания – то, что «где-то там»

Способ познания – рассказы взрослого

Условие успешности – хорошая речь и кругозор взрослого

Появляются игровая ситуация и ролевой диалог

Игра коллективная со сверстниками

Объект познания – события, удаленные во времени, путешествия в историю

Способ познания – представление по рассказам

Условие успешности – максимальная опора на наглядность

Развернутый во времени сюжет

Игра в стабильной игровой компании, растянута во времени на несколько дней

Объект познания – учебный предмет

Способ познания – многократное повторение

Условие успешности – отсутствие монотонности

Развернутый во времени сюжет

Игра в стабильной игровой компании, растянута во времени на несколько дней

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память становятся произвольными

Внимание, память произвольны

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в младшей группе." Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада".

В данном материале для родителей предоставленна информация о том какие периоды адаптации происходят с ребенком при поступлении в детский сад. А так же даются советы и рекомендации....

Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 2 младшая группа (1,5 – 3 года)

Консультация для родителей:«Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»2 младшая группа (1,5 – 3 года)          СодержаниеГлава I. Проблема а...

Консультация для родителей: "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"

Консультация для родителей: "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"...

Консультация для родителей «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»

Консультация предназначена для повышения педагогической грамотности родителей младших дошкольников, начинающих посещать ДОО....

Консультация для родителей Тема «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

Консультация для родителейТема «Адаптация ребенка к условиям детского сада»...


 

Комментарии

Хрупова Татьяна Викторовна

Я согласна с вами, что оснавной этап в работе - это создание положительного образа воспитателя.Доверительное отношение воспитателя не только с детьми, но и с родителями.